Литературно - музыкальная композиция о чае.
Мы с ребятами подбирали необходимую информацию, стихи, песни. Провели классный час на тему: " Русские народные посиделки". Родители оказали большую помощь в подготовке данного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция праздника, посвящённого чаю.
На сцену по очереди выходят ведущий и другие участники композиции.
Ведущий: Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Ученик:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
Появляется ведущий в китайском костюме:
Одна старинная легенда гласит: « Давным – давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они их высушили, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. В китайских письменных источниках это напиток упоминается за 2737 лет до н. э. В древние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце это ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.
Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лон (презентация). Он владел фабрикой чайной фарфоровой посуды. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
Ученица: Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию. ( Девочки исполняют народный японский танец). Затем чай попадает в Корею, Индию, Индонезию, Среднюю Азию. Реклама индийского чая. Девочки в индийских костюмах.
Чай становится любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивали его только в Китае. Регулярно доставлять чай в Европу начала английская Ост – Индская торговая компания. Презентация.
Лишь в первой половине 19 века стали выращивать чай в некоторых странах Азии. В 1834 году чай стали выращивать в Индии. В нашей стране чайные кусты были высажены в 1818 году в Крыму в Никитском ботаническом саду. ( Презентация). Чай пришёлся по душе и англичанам и стал вытеснять спиртные напитки. В настоящее время в Англии пьют чая больше, чем в любой другой стране.
Ученик: В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов Василия Старкова и Василия Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан – хану. Их встретили с почестями. Во время обеда гостей поили каким – то терпким горьковатым напитком. Старков доносил царю: « Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы; варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем». Провожая гостей, хан подарил царю несколько пакетиков с надписью «бах – ча». « Чай для заварки» - так перевели эти слова царю. Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие подарки, послы с опаской передали и пакетики, ссылаясь на то, что их содержимое обладает целебной силой. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Тот попил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.
Ученик: В 1654 году в Китай был послан боярский сын Фёдор Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче.
Ученица: В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Чай всё больше распространялся в нашей стране, но дорогим удовольствием.
Ученик: Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки и не знали, как чай заваривать. Есть такая народная шуточная песня середины 19 века. Исполнение песни девочками в русских народных костюмах.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом –то догадался,
Что забыл я посолить.
Ученица: В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. Но постепенно чай завоёвывал всё больше и больше сердец. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по потреблению чая. Открывались специализированные магазины, торговавшие чаем.
Ребята выносят на сцену самовар. Звучит музыка. Идёт презентация.
В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как « матрёшки», «балалайка».
На сцене стол, за столом сидят учащиеся, пьют чай и поют песню « Наш красавец самовар».
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт – гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Девочки исполняют танец « Матрёшки».
Ученица: родился добрый обычай – всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
На сцену выбегает доктор Пилюлькин – герой сказки Н. Носова «Приключение незнайки и его друзей». Он говорит:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
Ведущий: Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, эфирные масла и т.д. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки, жиры, углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирения, если оно сопровождается чаепитием. И наоборот, скудная пища, но с чаем поддерживает силы человека.
Ученик: Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.
На сцену выходят два ученика, одетые в китайский и индийский костюмы.
Они рассказывают: « При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой. Как правильно заваривать чай? Согрев заварочный чайник или ополоснув его крутым кипятком, в него насыпают сухую заварку ( учащиеся не только рассказывают, но и показывают), чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник. Затем чайник заливают кипятком на две трети, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке и носике чайника должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества. Настаивают чёрный чай 5 минут, зелёный – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5 – 1 см до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам. Чай пьют маленькими глотками.
Звучит запись песни « Чашка чая».
На сцену выбегают девочки в русских национальных костюмах. Исполняют частушки:
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же по чаёк
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
После этого девочки всех приглашают на праздничное чаепитие.
Звучит музыка, все пьют чай, играют в игры.
В конце праздника учащиеся дарят друг другу подарки.
Данное мероприятие разработано учителем биологии МОУ « СОШ № 72» Карнаущенковой Людмилой Ивановной. 2012 год.