Урок на тему: " Разнообразие и многообразие растений"
Пояснительная записка.
1. Актуальность выбранной темы:
Мы сейчас живём во времена развития новых компьютерных технологий и, к сожалению забываем, что рядом с нами живут живые организмы. Забываем о том, что именно от нас зависит, какое будущее ждёт нас впереди. Очень часто на уроках биологии я повторяю слова великого натуралиста М. Пришвина: " Всё прекрасное на Земле от Солнца, а всё хорошее от человека". Именно на этом уроке мы говорили о огромной роли растений для жизни на Земле.
2. Основные задачи урока:
Сформировать представление о многообразии Царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений; условиями их существования; расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятия о высших и низших растениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Разнообразие, распространение, значение растений.
Цели: 1. Изучить разнообразие растений, их роль в биосфере и жизни человека.
2. Продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов организмов к растениям, умение формировать гипотезу, решать творческие задачи.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные качества.
Методы:
Словесные, наглядные.
Средства обучения:
ЦОР, таблицы « Многообразие растений», раздаточный материал, учебник, иллюстрации, ресурсы Интернет.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие учителя. Встаньте правильно за партами. После урока математики давайте настроимся на урок биологии. Рефлексия. Теперь сели за партами и приготовились к уроку. Открыли тетради и записали число и тему нашего урока «Разнообразие, распространение, значение растений».
Говорю о цели урока. Познакомиться с разнообразием растений и их распространением на планете Земля. Указать на важность этих организмов для жизни на Земле.
Натуралист Винсон Браун сказал: « Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нём появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему сегодняшнему уроку? Да и вообще ко всем урокам? Нам сегодня предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме урока.
На доске вам предложены два высказывания: 1. «Человек – самый важный вид и может использовать мировые ресурсы как ему захочется».
- « Каждый вид имеет право на существование или хотя бы на борьбу за существование».
Вам необходимо выбрать одно из них и объяснить свой выбор.
- Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний. Изучаем разнообразие растений. Отгадай загадку. Использование Интернет – ресурса.
Загадки из Интернета.
- Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.( ромашка)
- Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (крапива).
- В поле – метёлкой
В мешке- жемчугом. ( пшеница).
4. Выросло из зёрнышка
Золотое солнышко. ( подсолнух)
5.Стоит Алёна: платок зелёный
Тонкий стан, белый сарафан. ( берёза).
6. Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. ( колокольчики).
7. Не загадка это даже
Сразу назовём
Если кто – то только скажет
Жёлуди на нём. ( дуб).
8. Стоит над водой
Трясёт бородой. ( камыш)
9. Беленькие горошки
На зелёной ножке. ( ландыш).
10. Весной одевается
А осенью раздевается.( лес).
11. Есть змеи метровые
Зелёные, бордовые
А капитану в море
От них большое горе
Зелена порода
Хранит запасы йода. ( водоросли).
И так, растения очень разнообразны. Среди них есть микроскопические водоросли и огромные деревья, которые возвышаются над Землёй более чем на 100 метров. Смотрим презентацию «Разнообразие растений».
Различна также и продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, которые живут несколько месяцев, недель, дней. Цветковые растения. Даже комнатные растения разнообразные. Но у всех растений есть общий признак. Какой? Большинство растений обладают зелёной окраской. Но некоторые не имеют этого цвета, например заразиха. Смотрим на рисунок 32. Почему у неё нет зеленой окраски? Она паразит. Ей не надо синтезировать себе вещества для питания. Питается соком других растений.
А где встречаются растения? Смотрим презентацию « Распространение растений».
Куда бы мы не посмотрели, всюду растения. Живут они в морях ( водоросли), в пустынях, тундре, высоко в горах, в горных ущельях, болотах. А какие разнообразные растения на лугах, степях, лесах. А где их нет? Смотрим на глобус. В Антарктиде. Почему их там нет? Там нет почвы. Хотя в тёплое время года их можно увидеть и там. Культурные растения выращиваем мы на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Изучая глобус, мы видим, что растения везде. Если растений так много на Земле, значит они очень нужны планете.
Смотрим презентацию « Значение растений в природе и жизни человека».
Затем выполняем задание в т.п.о. на странице 17 № 36. Затем проверяем.
Делаем вывод: без растений на нашей планете жизнь невозможна.
Проанализируем высказывания на доске.
Чтобы сохранить многообразие растений, рационально использовать природные ресурсы, человеку необходимы ботанические знания. Ботаника от греческого слова « ботанэ» зелень, трава, растение – наука о растениях. Основатель науки Теофраст, ученик Аристотеля. Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее, внешнее строение, распространение, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две группы – низшие и высшие.
Работаем с т. п. о. выполняем задание на странице 17 № 38. Затем проверяем.
- Закрепление.
Вывод.
Выполнение заданий в учебнике на странице 53.
Хочется закончить урок словами из стихотворения:
На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали
В нас молчало безумие « Стой!»
Нам казалось всё мало и мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из-под ног,
Молчаливо дыша еле-еле
Обречённо глядел василёк
Безнадёжно гвоздики глядели.
Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши
Он твой давний, добрый лекарь
Она союзница души
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна!
Чтобы изменить в этом мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
- Комментирование оценок.
- Домашнее задание.
Выучить п.11, Выполнить задания на странице 53-54 после п.11 Сообщения, презентации о водорослях.