Урок на тему: " Разнообразие и многообразие растений"

Пояснительная записка. 

1. Актуальность выбранной темы:

Мы сейчас живём во времена развития новых компьютерных технологий и, к сожалению забываем, что рядом с нами живут живые организмы. Забываем о том, что именно от нас зависит, какое будущее ждёт нас впереди. Очень часто на уроках биологии я повторяю слова великого натуралиста М. Пришвина: " Всё прекрасное на Земле от Солнца, а всё хорошее от человека". Именно на этом уроке мы говорили о огромной роли растений для жизни на Земле. 

 

2. Основные задачи урока: 

Сформировать представление о многообразии Царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений; условиями их существования; расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятия о высших и низших растениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Разнообразие, распространение, значение растений.

Цели: 1. Изучить разнообразие растений, их роль в биосфере и жизни человека.

2. Продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов организмов к растениям, умение  формировать гипотезу, решать творческие задачи.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные качества.

Методы:

Словесные, наглядные.

Средства обучения:

ЦОР, таблицы « Многообразие растений», раздаточный материал, учебник, иллюстрации, ресурсы Интернет.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Встаньте правильно за партами. После урока математики давайте настроимся на урок биологии. Рефлексия. Теперь сели за партами и приготовились к уроку. Открыли тетради и записали число и тему нашего урока «Разнообразие, распространение, значение растений». 

Говорю о цели урока. Познакомиться с разнообразием растений и их распространением на планете Земля. Указать на важность этих организмов для жизни на Земле.

Натуралист Винсон Браун сказал: « Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нём появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему сегодняшнему уроку? Да и вообще ко всем урокам? Нам сегодня предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме урока.

На доске вам предложены два высказывания: 1. «Человек – самый важный вид и может использовать мировые ресурсы как ему захочется».

  1. « Каждый вид имеет право на существование или хотя бы на борьбу за существование».

Вам необходимо выбрать одно из них и объяснить свой выбор.

  1. Изучение нового материала.

А) Актуализация знаний. Изучаем разнообразие растений. Отгадай загадку. Использование Интернет – ресурса. 

Загадки из Интернета.

  1. Стоят в поле сестрички

Жёлтый глазок, белые реснички.( ромашка)

  1. Ах, не трогайте меня

Обожгу и без огня. (крапива).

  1. В поле – метёлкой

В мешке- жемчугом. ( пшеница).

4. Выросло из зёрнышка

Золотое солнышко. ( подсолнух)

5.Стоит Алёна: платок зелёный

Тонкий стан, белый сарафан. ( берёза).

6. Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. ( колокольчики).

7. Не загадка это даже

Сразу назовём

Если кто – то только скажет

Жёлуди на нём. ( дуб).

8. Стоит над водой

Трясёт бородой. ( камыш)

9. Беленькие горошки

На зелёной ножке. ( ландыш).

10. Весной одевается

А осенью раздевается.( лес).

11. Есть змеи метровые

Зелёные, бордовые

А капитану в море

От них большое горе

Зелена порода

Хранит запасы йода. ( водоросли).

И так, растения очень разнообразны. Среди них есть микроскопические водоросли и огромные деревья, которые возвышаются над Землёй более чем на 100 метров. Смотрим презентацию «Разнообразие растений».

Различна также и продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, которые живут несколько месяцев, недель, дней. Цветковые растения. Даже комнатные растения разнообразные. Но у всех  растений есть общий признак. Какой? Большинство растений обладают зелёной окраской. Но некоторые не имеют этого цвета, например заразиха. Смотрим на рисунок 32. Почему у неё нет зеленой окраски?  Она паразит. Ей не надо синтезировать себе вещества для питания. Питается соком других растений.

А где встречаются  растения? Смотрим презентацию « Распространение растений». 

Куда бы мы не посмотрели, всюду растения. Живут они в морях ( водоросли), в пустынях, тундре, высоко в горах, в горных ущельях, болотах. А какие разнообразные растения на лугах, степях, лесах. А где их нет? Смотрим на глобус. В Антарктиде. Почему их там нет? Там нет почвы. Хотя в тёплое время года их можно увидеть и там. Культурные растения выращиваем мы на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.

Изучая глобус, мы видим, что растения везде. Если растений так много на Земле, значит они очень нужны планете.

Смотрим презентацию « Значение растений в природе и жизни человека».

Затем выполняем задание в т.п.о. на странице 17 № 36. Затем проверяем.

Делаем вывод:  без растений на нашей планете жизнь невозможна.

Проанализируем высказывания на доске.

Чтобы сохранить многообразие растений, рационально использовать природные ресурсы, человеку необходимы ботанические знания. Ботаника от греческого слова « ботанэ» зелень, трава, растение – наука о растениях. Основатель науки Теофраст, ученик Аристотеля. Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее, внешнее строение, распространение, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

Все растения в зависимости от строения делят на две группы – низшие и высшие.

Работаем с т. п. о. выполняем задание на странице 17 № 38. Затем проверяем.

  1. Закрепление.

Вывод.

Выполнение заданий в учебнике на странице 53.

Хочется закончить урок  словами из стихотворения:

На Земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали

В нас молчало безумие « Стой!»

Нам казалось всё мало и мало

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног,

Молчаливо дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк

Безнадёжно гвоздики глядели.

Ты человек, любя природу

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши

Он твой давний, добрый лекарь

Она союзница души

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она одна!

Чтобы изменить в этом мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

  1. Комментирование оценок.

  1. Домашнее задание.

Выучить п.11, Выполнить задания на странице 53-54 после п.11 Сообщения, презентации о водорослях.