«Информационные технологии - это культурная, образовательная, воспитательная часть урока»

Захарова Яна Валерьевна

Современная образовательная среда, последнее время, больше напоминает лабораторию, где некий «волшебник» проводит эксперименты и опыты, что-то постоянно добавляя и помешивая. Неотъемлемой частью эксперимента являются учителя, ученики и родители, зачастую выступая и в роли подопытных, и в роли экспертов. И те, и другие осознают, что  повышения мотивации к обучению и повышения качества обученности сегодня напрямую связано с информатизацией учебного процесса. В связи с этим в образовательном процессе  активно внедряется и развивается культурно-информационная среда, где идёт перераспределение субъектов и объектов образования. Но роль информационно-коммуникационных технологий, применяемых в школе очень противоречива:

1.     Многократно увеличивается объём информации, однако время обучения ограничено, как и ограничены возможности обучаемых.

2.     Недостаточная научно-техническая база для создания электронных пособий, особенно по предметам регионального компонента.

3.     Чрезмерное «увлечение» некоторыми педагогами информационными технологиями.

4.     Не соответствующего уровня ИКТ компетенции педагогов.

Всё это говорит о переходной ситуации в образовании, о необходимости соответствовать новым критериям образованности человека, и образование как важнейший социальный институт должно им соответствовать.

Основную форму, которую используют учителя и я в том числе, это мультимедийное представление материала. Благодаря сочетанию традиционных форм с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) становиться возможным в полном объёме предъявлять учащимся информацию и осуществлять с помощью ЭОР обратную связь для контроля за качеством усвоения материала.

Огромное значение для образовательного процесса имеет сетевые ресурсы, которые представляют собой: интерактивные уроки, практикумы, лабораторные работы, тренажеры  и. т.д. Основное достоинство такого ресурса – это его компактность.

При работе с сетевыми ресурсами увеличивается доля самостоятельной работы с ЭОР, которые обеспечивают целый рад возможностей для ученика: активно использовать индивидуальное обучение, повышение мотивации и интереса к изучаемому материалу, применение новых технологий, связанных с использованием ресурсов Сети.

Интерактивные технологии можно использовать для различных форм самоконтроля: первичного, промежуточного, итогового и т.д.

ЭОР может активно использовать и учитель для повышения эффективности своей деятельности. Традиционные формы: контроль, коррекция, тренинг типовых умений и др. формы, частично или полностью могут быть переданы компьютеру. В этом случае учебный процесс принципиально меняется и в плане, и в направлении, и в содержании.

В заключении можно сказать, что применение информационных технологий:

·        Ускоряет передачу информации, значительно расширяет возможности использования иллюстративного материала (интерактивные презентации, мультимедийные презентации, видеоролики и т.д.), усиливает эмоциональный фон, формирует мотивацию у учащихся.

·        Позволяет расширить границы изучаемого материала.

·        Позволяет использовать новые методы, экономить учебное время, энергию преподавателя и учащихся.

·        Материал, преподносимый таким способом, лучше усваивается.

·        Повышает креативность и коммуникативность учащихся.

·        Способствует выявлению и поддержке одарённых детей.

 

Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
2. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.