Методические рекомендации по созданию экологической тропы

Хлобыстова Карина Александровна

Методические рекомендации по созданию экологической тропы

 

     Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному.  Одна из ведущих ролей в реализации поставленной задачи отводится общеобразовательной школе.

      Одним из приемов организации внеурочной деятельности может являться экологическая  тропа      Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.

     Создание экологической тропы происходило  в ходе реализации школьного  долгосрочного социального проекта «Зеленая тропа». Целью проекта являлось создание  учебной  экологической тропы в микрорайоне школы № 43 г Владимира, которая позволит обучающимся  изучать экологические проблемы города, даст возможность получать опыт научной и исследовательской работы, заниматься природоохранной деятельностью.

      Первым этапом работы стало составление плана реализации проекта, включающего следующие позиции:

1.      Выбор маршрута, остановок экологической тропы

При выборе маршрута  расположенного  в черте города, необходимо помнить, что  он должен быть безопасен с точки зрения ПДД, не мешать работе учреждений, находящихся вблизи станций.

2.      Разработка экскурсий по маршруту экологической тропы (в том числе определение тем исследований, подбор методик  и задание каждой станции.) Кроме того необходимо провести  работу по подготовке экскурсоводов из числа старшеклассников. Экскурсоводы должны пройти ИТБ, уметь работать с оборудованием, владеть методиками,  изучить биоразнообразие.

3.      Разработка и установка информационных щитов

Информация, содержащаяся на щитах, может включать карту тропы с отметкой конкретной станции, правила поведения, перечень работ проводимых на тропе и др.

4.      Оформление паспорта экологической тропы

В паспорте тропы можно отразить следующие элементы:

ü  местонахождение тропы;

ü  значение тропы;

ü  краткое описание маршрута;

ü  протяженность (карта тропы);

ü  станции с указанием основных работ;

ü  режим работы.

5.      Выбор и закупка необходимого оборудования для переносной и стационарной эколабораторий.

Поскольку, большое значение при работе на тропе придается полевым  микроисследованиям, незаменимым оборудованием является мини-экспресс лаборатория «Пчелка У/био» Она позволяет провести первичное экологическое обследования объектов окружающей среды и практически познакомить учащихся с современными методами экологического обследования, современными средствами экологического экспресс контроля и методами их применения.

Фиксировать информацию удобно с помощью  портативной техники: планшетного компьютера и  портативного принтера. Последний позволяет производить печать фотографий и документов непосредственно в полевых условиях.

6.      Подготовка  и печать информационных буклетов

Так как  экскурсии  по тропе доступны не только обучающимся  одного ОУ, но и воспитанникам других школ, ДОУ, средне -  учебных заведений необходимо в буклете сконцентрировать всю основную информацию (контакты, карты, условия работы на тропе,  краткое описание станций, формы работы на тропе и т.д.)

 

7.      Проведение экскурсий  и выполнение исследований и проектов

Экологическая тропа, расположенная в черте города, может  использоваться круглогодично. В разные сезоны применять определенные формы работы:

-        обзорные экскурсии;

-        тематические экскурсии «Осенние явления в жизни растений и животных», «Зимние явления в жизни растений», «Птицы зимнего города», «Голоса птиц», «Весенние явления в жизни растения и животных», «Кто живет в пруду?», «Природа и человек» и др.;

-        фенологические наблюдения «Сезонные миграции птиц», «Осенний листопад», «Фенологический календарь» и др.;

-        выполнение проектов и   исследовательских работ.

 

ажным является вопрос представления результатов деятельности обучающихся на тропе. Школьники  представляют свои проекты и исследования на Дне науки, создают видеоролики социальной направленности, информационные плакаты, листовки, распространяют полученную в ходе исследований информацию в социальных сетях и собственных блогах.