ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon primer_sostavleniya_programmy.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендовано « Утверждаю » методическим советом директор МОУ ДОД ЦДТ протокол № _____ от «__ » ________2011г. «__»_________ 2011г. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (Методические рекомендации к ) «ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Составила: Зам.директора по УВР МОУ ДОД ЦДТ «ИМПУЛЬС» Т.Е. Безрукова г.Видное 2011г.

Слайд 2

Методологическая основа разработки: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе". Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России. Журнал "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи", М.,№5 2006г. Автор: З. А. Каргина. "Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей" (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г. постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752) письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей> МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 3

Образовательная программа - нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного процесса, отражающая процесс взаимодействия всех его участников и содержащая ценностно-целевое обоснование содержания образования и технологии его передачи воспитанникам МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовой аспект 2. Типология дополнительных образовательных программ 3. Министерские (примерные) требования к содержанию дополнительных образовательных программ 4. Структура дополнительной образовательной программы 5. Требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы 6 . Требования к оформлению образовательной программы 7. Рекомендации по рецензированию программы дополнительного образования детей 8. Рассмотрение, утверждение и контроль программно-методической документации педагога дополнительного образования Приложения МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 5

Целевое назначение: Интеллектуально - познавательная Общеразвивающая Профессионально - прикладная Социально – адаптивная Научно-исследовательская Развивающая творческую одаренность Спортивно – оздоровительная Культурно – досуговая Коррекционная Социально-педагогическая МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 6

Качественные характеристики программы: Актуальность Прогностичность Рациональность Реалистичность Целостность Контролируемость Корректируемость Вариативность МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 7

Уровни развития детей: Репродуктивный Поисковый (эвристический) Творческий (креативный) МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 8

Структура детского коллектива: Форма – клуб, студия, объединение, отряд, дружина и т.д. Направления деятельности объединения Схема взаимодействия субъектов детского коллектива Органы управления детского коллектива МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 9

Основные принципы: Баланс ЗУН с эмоциями Знания – в деятельности Ребенок имеет право знать, что он должен знать и уметь Ребенку надо предъявить то, что он должен обязательно усвоить в программе МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 10

Виды программ: Простая Сквозная Комплексная Интегрированная Многоуровневая Модульная МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 11

Типы образовательных программ: Типовая (примерная) Адаптированная (модифицированная) Экспериментальная Авторская МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 12

Инновационные программы: Интегрированные Сквозные Контрактные Индивидуальный образовательный маршрут МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 13

Направленность образовательных программ: социально-педагогическая художественная спортивно-техническая эколого-биологическая физкультурно-спортивная туристско-краеведческая военно-патриотическая естественно-научная социально-экономическая научно-техническая культурологическая МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 14

Структурные элементы образовательной программы : Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание образовательной программы Методическое обеспечение образовательной программы Список литературы Приложения МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 15

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14 , одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм . Текст набирать единым шрифтом . Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. ОБРАЗЕЦ ШРИФТА Times New Roman Образец размера шрифта (14)_ Образец размера шрифта (12)_ Образец полужирное Образец курсивное 25 ММ 10 ММ 20 ММ МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 16

Требования к нумерации страниц Страницы нумеруются последовательно, начиная с 3-й страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу. 5 МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 17

Требования к заголовкам Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя. 1. НАИМЕНОВАНИЕ ПОДЗАГОЛОВКА ПЕРВОГО УРОВНЯ 1.1. НАИМЕНОВАНИЕ ПОДЗАГОЛОВКА ВТОРОГО УРОВНЯ МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 18

Требования к приложениям Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен м т.д. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается "Приложение А". Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 19

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ВИДНОЕ…… Образовательная программа дополнительного образования детей «……………………» творческого объединения «…………..» Программа ориентированна на детей от …..до …лет. Срок реализации –……... Автор - ……….. Педагог дополнительного образования ………… .квалификационной категории г. ……. 200…г. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 20

Пояснительная записка: направленность новизна, актуальность цель и задачи возраст детей сроки реализации формы режим занятий количество учебных часов в неделю количество учащихся в группе формы подведения итогов МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 21

МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновы­ваются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, харак­теризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки. 1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются: ее актуальность и практическая значимость для обучающихся; связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности; вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская); новизна (для программ, претендующих называться авторскими). 2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это пред­полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, на­пример, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формули­ровки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть свя­зана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути дос­тижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач: обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познаватель­ную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие моти­вации к определенному виду деятельности и т.п.); воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.); развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии). Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Слайд 22

МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. 3.Описывая особенности программы, следует отразить: ведущие идеи, на которых она базируется; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь. 4.В пояснительной записке отмечаются: основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа; вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, пе­ременный и др.); особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный). 5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать: общее количество часов в год; • количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий. 6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует: сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь); перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий; дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по про­грамме, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирова­ния, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.

Слайд 23

Учебно-тематический план: 1 год обучения – всего 144 часа, в расчёте 1 группа – 15 человек, 4 часа в неделю. 2 год обучения – всего 216 часов, в расчёте 1 группа – 12 человек, 6 часов в неделю 3 год обучения – всего 216 часов, в расчёте 1 группа – 10 человек, 6 часов в неделю, (3 – ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, – 324 часа, 9 часов в неделю). МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 24

Учебно-тематический план (по годам обучения) Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1) Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 1.2.) МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 25

таблицу 1.1 Продолжитель­ность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 часа 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов З часа 2 раза 6 часов 216 часов З часа 3 раза 9 часов 324 часа МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Объёмы учебной нагрузки : В соответствии с документами: "Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М., 2006г., Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

Слайд 26

раздел программы – «Учебный план» и подраздел «Учебно-тематический план» , последний выполняется на каждый год обучения. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 27

«Учебный план» МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. № раздела Название раздела Всего часов 1-й год 2-год -й год… Учебно-тематический план на 1-й год обучения № раздела и темы Название разделов и тем Количество часов теория практика всего

Слайд 28

МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Тема, раздел программы 1 год обучения 2 год обучения теория практика всего теория практика всего I. Вводное занятие 1 1 2 1 1 2 II. Рисование 8 28 36 10 22 32 III. Аппликация 10 34 44 6 22 28 IV. Лепка 4 14 18 4 10 14 V. Художественное конструирование 10 32 42 10 34 44 VI. Коллаж 6 16 22 VII. Итоговое 1 1 2 1 1 2 Всего 34 110 144 38 106 144 Образец «Учебный план»

Слайд 29

№ Раздела,тем Название раздела, тем Количество часов всего теоретических практических I 1. 2. 3. Виды росписи. Хохлома Гжель … 10 2 5 1 4 1 … … 6 1 … … Всего 144 (или 216) … … таблица 1.2 № Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе: теоретические практические Итого часов: МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Учебно-тематический план на 1-й год обучения

Слайд 30

Учебно-тематический план первого года обучения: № Тема Кол-во часов Теория Практика 1 Вводная часть 4 2 2 2 Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. 8 2 6 3 Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. 8 2 6 4 Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 18 3 15 5 Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 8 2 6 6 Орнамент. Стилизация. 6 1 5 7 Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. 28 6 22 8 Жанры изобразительного искусства: пейзаж портрет натюрморт 26 4 22 9 Тематическое рисование. 14 3 11 10 Оформительские, творческие и выставочные работы. 10 10 11 Воспитательная работа 14 14 Итого: 144 35 109 МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 31

Методическое обеспечение: I . Учебная деятельность II . Воспитывающая деятельность III . Развивающая деятельность формы занятий приемы и методы формы подведения итогов МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 32

Методическое обеспечение программы частично может быть описано в пояснительной записке) В этом разделе программы необходимо: кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу — индивидуальные и групповые, практические и теоретические; отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий; описать основные методы организации образовательного процесса; перечислить используемые дидактические материалы; дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадро­вых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 33

Содержание программы В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает: указать ее название; перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный процесс. Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 34

Образец оформления Содержания программы Содержание программы Раздел 1. Введение. (4 часа) Тема 1.1 Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу. (2 часа) Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение . Инструкции по О.Т. Тема 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (2 часа) Теория. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка. Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему. Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 35

Образец оформления Содержания программы Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка .(8 часов) Тема 2.1 Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (2 часа) Обучающий компонент Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке. Воспитывающий компонент . Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его. Практическая часть. - пользование рисовальными материалами; - правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму; - передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; - выполнять зарисовки и наброски. Формы занятия . Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы. Методическое обеспечение . Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 36

методы работы 4. Аналитические: - наблюдение; - сравнение; - анкетирование; - самоконтроль; -самоанализ; опрос, 3. Практические: - Тренировочные упражнения; -выполнение графических записей. 2 .Наглядные: -демонстрация образцов; - Показ педагогом приемов исполнения; Примеры готовых образцов. Работа по образцу и др. 1 .Словесные: - Усное изложение рассказ; - беседа,обьяснения; - объяснение; - убеждение; - поощрение. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 37

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1 . Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию). 2 . Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). 3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). 4 . Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы). МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 38

Формы занятий Возраст Формы работы 7-10 лет сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах, экскурсия; 11-12 лет групповые занятия, мастер-классы, беседа; 12-15 лет практические занятия, самостоятельная работа, мастер-классы, коллективная творческая игра МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Индивидуальные Групповые Фронтальные Индивидуально групповая Ансамблевая, оркестровая Работа по подгруппам Возможные формы органицазии деятельности учащихся на занятиях.

Слайд 39

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы (Приложение, Пример № 12). Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

Слайд 40

Способы определения результативности В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: — Педагогическое наблюдение . — Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. — Мониторинг . Для отслеживания результативности можно использовать МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 41

Мониторинг отслеживания результатов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Контрольные задания и тесты Самооценка воспитанника Диагностика личного роста и продвижения Ведение зачетных книжек Педагогические отзывы Оформление листов индивидуального образовательного маршрута Ведение журнала учета или педагогического дневника Ведение летописи Введение оценочной системы Оформление фотоотчетов МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 42

Список литературы: Список литературы: - для педагога; - для учащихся; - основная литература; - дополнительная литература. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 43

Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контоль В начале учебного года Определения уровня развития детей, их творческих способностей Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. Текущий контроль В течении всего учебного года Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 44

МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Время проведения Цель проведения Формы контроля Промежуточный или рубежный контроль По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

Слайд 45

МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Время проведения Цель проведения Формы контроля Итоговый контроль В конце учебного года или курса обучения Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Слайд 46

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов представлены в Приложении, Пример № 13. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. Объектами контроля могут являться: — знания, умения, навыки по изучаемому предмету; — уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т. д.; — мастерство, культура и техника исполнения творческих работ; — степень самостоятельности и уровень творческих способностей. При разработке образовательной программы педагог может опираться на «Систему определения результативности, основанную на компетентностном подходе». Критерии оценки компетентностей, методика проверки результативности и регулярность её проведения необходимо прописать по каждому году обучения. При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ — от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов (Приложение, Пример № 14).

Слайд 47

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. Некоторые формы подведения итогов • защита творческих проектов выпускников; • персональные выставки обучающихся; • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся; • участие воспитанников в краевых научно-практических конференциях в номинации «Декоративно-прикладное творчество». опрос контрольное занятие концерт зачет самостоятельная работа Выставка экзамен защита рефератов конкурс олимпиада открытое занятие для родителей соревнование игра-испытание презентация творческих работ самоанализ взаимозачет коллективный анализ работ Отзыв Эссе коллективная рефлексия . и др.

Слайд 48

Требования к Списку использованной литературы "Список литературы" – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, к сожалению, часто подводит конкурсантов. Отчасти это не их вина, а беда – в последние годы в нашей стране стремительно утрачивается библиографическая культура. Между тем существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Но опыт показывает, что по большей части авторы программ, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов, а "как бог на душу положит". Но то, что еще в какой­-то мере оказывается терпимым на низовом уровне, в повседневной практике образовательной деятельности (хотя и здесь надо стремиться наводить порядок), оказывается неприемлемым на конкурсном уровне. Всегда бывает обидно видеть, когда очень неплохая авторская программа не проходит в следующий тур только из-­за того, что список литературы составлен с очевидными отступлениями от требований стандартов. Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы. Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии. Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт­Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью). Более точные сведения надо получить у специалистов в собственном учреждении либо в методических службах системы образования города. Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов: для педагогов; для обучающихся; для родителей (если это предусмотрено особенностями программы). Остается надеяться, что следование приведенным рекомендациям облегчит педагогам, готовящим свои авторские программы к конкурсу, работу над ними и последующее успешное прохождение этапов конкурса. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752) письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06­1844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей>

Слайд 49

Требования к Списку использованной литературы Глоссарий - перечень основных понятий по конкретной теме с толкованием или переводом. Список использованной литературы по ГОСТ 71- 2003 в алфавитном порядке, для педагогов и обучающихся отдельно. Например: Диагностика результативности обучения : [Электронный ресурс] http://wiki.kmschool.ru . 2008.- 20 июля. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н. Михайлова - М.: ВЛАДОС,2002. - 352 с. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст]: учебное пособие /О.В. Лебедева - М.: ВЛАДОС, 2000.- 256 с. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Академия, 2006.- 608с. Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы, 1998.- №4. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 50

Приложение: Словарь основных терминов (Тезаурус) Методические пособия Методические рекомендации к занятиям Индивидуальные образовательные маршруты Планы занятий Планы работы Мониторинг образовательных результатов МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 51

(по выбору автора, соответственно направленности объединения) Словарь основных терминов образовательной программы дополнительного образования детей. (Тезаурус) Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки) Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям Мониторинг образовательных результатов, диагностики.(качественные и количественные показатели) Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.). Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.). Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается) МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 52

Индивидуальные образовательные маршруты Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий. Пояснительная записка к индивидуальному маршруту: особенности его развития, описание его способностей и потенциальных возможностей, особенности организации образовательного процесса, ожидаемые результаты ("стандарты"), Критерии результативности, Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный) МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 53

ОБРАЗЕЦ МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е. № Раздела, тем Название раздела, тем Количество часов всего теоретических практических I 1. 2. Виды росписи. Изготовление выставочной работы "Рождество Христово" в стиле росписи: 5 4 1 1 : : 4 3 : : Всего : :

Слайд 54

РАССМОТРЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.

Слайд 55

Образовательная программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. Утверждение программы предполагает следующие процедуры: • обсуждение программы на заседании предметного методического объединения; • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов. При несоответствии программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за: - рецензированием и рассмотрением рабочих программ на заседаниях методических объединений, согласованием на методических советах; - сосредоточением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, педсоветов в учебной части. Заместитель директора по УВР представляет рабочие программы, рассмотренные и одобренные методическим советом, на утверждение руководителю образовательного учреждения. Администрация ОУ осуществляет контроль за уровнем учебных достижений обучающихся по рабочим программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствия записей в журнале, пройденного на уроке материала программе, с подведением итогов на педагогических советах, заседаниях методических объединений, отражением их в протоколах. МОУ ДОУ ЦДТ "ИМПУЛЬС" Безрукова Т.Е.