Игровая деятельность как способ формирования социализации школьников.

 

Игра-важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как способ формирования социализации школьников.

                         Выступление на МО учителя  русского языка и литературы  Мацегоровой Н.А.  28.03.2011г

         Важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества является формирование у детей способности к успешной социализации в обществе и  активной адаптации в процессе жизнедеятельности.

          Игра - важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

          Игра - отображение жизни. В условной обстановке,  которая создается воображением,  действиями играющих весьма реальны,  так же как и их чувства, а переживания подлинны, искренни.  Наблюдения за играющими детьми дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому.

            К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…»

             В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, черты характера.  Игра сопровождала человечество на всем пути его исторического развития и всегда была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Являясь формой условной деятельности людей, игра выступает как идеальный феномен человеческой культуры. Традиционные народные игры содержали оптимальные приемы, средства для физического, нравственного, умственного воспитания. Важнейшие традиции коллективных игр - взаимовыручка, подчинение своих интересов интересам команды - приучали детей к дисциплине, организованности, воспитывали нравственные начала.

        Игрой были пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, танца и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально игровым поведением каждого персонажа, последовательным ходом сцен, с завязкой, развитием действия, кульминацией и финалом. В календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Семик-Троицу, в купальскую ночь, можно было наблюдать особые формы ритуально - игрового поведения.

         В игровом фольклоре наиболее полно нашло отражение поэтическое и музыкальное творчество детей, их своеобразное видение окружающего мира, выдумка и фантазия. Игры могли соединять в себе декламацию и пение, хореографическое движение и пляску, драматическое лицедейство, костюмированное переодевание и ряженье, спортивные состязания. Народные игры уходят корнями в глубину веков и, будучи составной частью культуры народа, сочетают в себе традиции и новизну поздних времен. В итоге возник синтез древней утилитарной культуры и новейшего искусства. Известно, что большинство игр, попавших в репертуар детей, пришли к ним из взрослого фольклора. Многие исследователи детского творчества замечали, что именно дети сохранили до наших дней в своем репертуаре замечательные примеры игрового фольклора. При переходе игры от взрослых к детям изменились функция и назначение этих игр: они были приспособлены к потребностям детской жизни, а также к физическим, вокальным и интеллектуальным возможностям детей. С самого раннего возраста ребенок, играя, постигал мудрость нелегкого крестьянского труда, приучался ценить и уважать его.

       Многие игры в символической форме моделировали отношения в семье. Например, «Утена»: «По лугам гуляла, гнездо совивала, деток выводила, деток собирала». Игры были тесно связаны не только с народными обрядами и праздниками, но и временами года. Зимние подвижные игры составляли колоритную часть традиционного детского фольклорного репертуара. Как только наступали теплые весенние дни, молодежь устраивала первые хороводы. Многие детские игры перекликались с хороводно - игровыми песнями и были связаны с брачной тематикой. Такие игры воспитывали уважение к обычаям, правилам поведения в одной из важнейших сфер жизни человека - семейной, приучая видеть в браке кульминацию любви юноши и девушки.

      Очень важна роль игрушки: она задает сюжет игры, обладает большим эмоциональным воздействием на личность ребенка. Лошадки, тележки, куклы, свистульки, зайцы, кораблики, уменьшенные до размера детской ладони, «приближают» к ребенку окружающий мир и облегчают его понимание. Практически каждая народная игрушка, а за ней и фабричная, несет в себе определенную символику, которая вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. В противоположность народной традиции современные игрушки, чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для домысливания сюжета, для самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.

       Получая в руки монстроподобный  трансформер или пышногрудую Барби, ребенок получает первый опыт культурной колонизации. Мы даже не подозреваем, что в жизни ребенка происходит первая социокультурная травма, формирующая в последствие комплекс культурной неполноценности. Не раз было также отмечено и то, что экспансия игрушек из чуждого нам социокультурного ареала разрушает живую связь между поколениями, намечая линию разлома между «отцами» и «детьми».

      Игры и игрушки как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекали внимание ученых, психологов и педагогов. Когда ребенок подрастает, круг его общения расширяется. Он вступает в различные отношения со сверстниками, с теми, кто младше или старше. Эти отношения строятся игровыми способами. Д.Б. Эльконин писал: «Особое значение в социализации личности имеют детские игры. Выполняя роль  доктора , пациента, ребенок овладевает искусством принимать роль другого, входить в роль и выходить из роли. Принимая общие правила игры, он научается ориентироваться на соционормативную систему в социальном взаимодействии».

       Игра - это своего рода моделирование бытовых, учебных и творческих ситуаций. В процессе сотворчества старших и младших идет приобретение нового опыта отношений; преодолевается отрицательный опыт взаимодействия с окружающей средой (если таковой имеется); осуществляется взаимообмен опытом отношений между старшими и младшими. Но для всех характерно гармоничное сочетание эстетического и этического начал, соединенных с задачей физического воспитания и активной социализации личности.


 

Комментарии

Очень хорошее выступление, хорошо что сопоставили влияние народной и иностранной игрушки. Хотелось бы, чтобы традицией русских семей было наличие народных игрушек в доме, где ребёнок с младенчества имел возможность видеть, тактильно ощущать игрушку несущую в себе родную русскую культуру.

Спасибо!!!