Изучение культурно-исторического прошлого своего народа, обрядов и традиций .
Что же каждый из подростков понимает под определениями: культурное поведение, воспитанность, духовность, нравственность? Как соотносятся представления взрослых , имеющих за плечами многолетний опыт с представлениями подростков? Совпадают ли их точки зрения или вступают в вечное противоречие «отцов и детей»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_uchitelya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение культурно-исторического прошлого своего народа, обрядов и традиций жителей Михайловского сельского поселения на уроках «Живого слова» и «Литературной гостиной». 2011 год
(Опыт работы педагога Кононовой Галины Михайловны.
(выступление на методическом объединении классных руководителей и родительском собрании учащихся)
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет, обретши, ропшет и бунтует.
Безверием палим и искушен невыносимое он днесь выносит…
И создает свою погибель он
И жаждет веры…
Но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой
Как не скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью…»
Страна сегодня переживает сложный период. Стремительные перемены в нашей жизни часто застают каждого врасплох. Особенно болезненно отражаются все преобразования на детских душах, которые в силу определенного периода получают информацию, воспитывающую красоту современного «продвинутого». Человека, шагающего в ногу со временем, красоту тела со всеми советами, начиная от народных целителей до дипломированных специалистов – пластических хирургов, которые помогут исправить то, что изначально заложено матушкой – природой и , что является истинным отражением характера и души человека.
Шоу с экранов телевизоров, статьи журналов и газет. Кинофильмы, пропагандирующие насилие, измену, ложь, предприимчивость и богатство любой ценой, сквернословие и ханжество, грубость и беспредел.
Не потому ли поколению 13 -16 летних подростков современности чужды понятия: милосердие, добропорядочность, взаимовыручка, добродетель, то есть все те качества русского человека, без которых не может быть высоконравственной, уважающей себя и окружающих личности. Преобразуя свою среду обитания, мы явно отстали в преобразовании самих себя, своей души, поступков, культуры поведения в погоне за ультрамодными новинками техники – забыли о вечных ценностях человеческой Души, человеческого характера, личности.
В результате появилось равнодушие, разобщенность между людьми, полусерьезное, а подчас и открыто негативное отношение друг к другу.
Мы живем в обществе и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. Настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли правильную линию поведения, работают ли над собой, над формированием духовности и нравственности, прежде всего самого себя.
Что же каждый из подростков понимает под определениями: культурное поведение, воспитанность, духовность, нравственность? Как соотносятся представления взрослых , имеющих за плечами многолетний опыт с представлениями подростков7Совпадают ли их точки зрения или вступают в вечное противоречие «отцов и детей»?
С этой целью я провела исследовательскую работу и постараюсь ответить на поставленные вопросы.
По общечеловеческим нормам, принятым за основу в нормальном обществе культурное поведение – это:
-поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и поддерживает данное общество
- определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации.
Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы каждому. Если они становятся внутренней потребностью людей, то здесь мы можем говорить о нравственности. Духовность же воспитывается на примере русских народных традиций и обрядов русского народа, передаваемых из поколения в поколение.
«Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого, кто требователен к себе и внимателен к людям».
«Культура поведения, воспитанность – это одно и тоже, что духовность и нравственность».
«культурный и воспитанный человек – это человек, прежде всего духовный».
«Воспитанный человек – это, конечно же человек не позволяющий обижать другого, умеющий протянуть руку помощи, а значит – это человек нравственный».
«нравственный человек – это человек культурный, воспитанный, не сквернословящий, и не позволяющий сквернословить окружающим».
«Воспитанность, духовность, нравственность – это одно и тоже, главное оней не разглагольствовать, а ежеминутно поступать так».
Эти ответы дали люди разных возрастных групп от 18до 30 лет во время проведения опроса. Поколение, более молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет либо открыто смеялись, либо отвечали так:
« Духовность и нравственность, устаревшие понятия. Доброго заклюют., засмеют. Нужно уметь постоять за себя любыми способами».
«о душе еще думать рано. Нужно научиться делать деньги, и неважно как.»
«Не модно. Смешно.»
«Сейчас это становится модным.»
«Посмотрите вокруг, что происходит. Вы сами верите в то, что говорите»7
«Конечно хорошо бы было , если бы все были воспитанными, высоконравственными.»
«Духовность и нравственность не всегда помогают, но без этого люди не были бы людьми».
Из 50 опрошенных воспитанным , нравственным себя считают 84 %.
Могу сделать вывод: « Большинство людей, независимо от возраста, в сущности, правильно понимает и определяет значение данных понятий. Понимают их важность.»
Почему же тогда в повседневной жизни возникает грубость, зло. Безнравственность?
Приглядимся к людям, окружающим нас. Многие знают о правилах культурного поведения, о нормах этикета, почти все умеют выполнять сложные трудовые навыки, владеют инновационными технологиями, справляются с физическими нагрузками, грамотно и красиво исполняют классические произведения, и т. д., но далеко не все соблюдают нормы этического, доброжелательного отношения друг к другу.
Овладение культурой поведения, а вместе с тем нравственности и духовности, выработанной всеми предыдущими поколениями, в сочетании с современной энергией молодежи, с их замыслами и желаниями необходимо воспитывать в самом раннем возрасте на примере произведений русской классической литературы, музыки, опыта выдающихся русских деятелей, патриотов своей Родины. Русских православных традиций, которыми богата Русская история. «Мудр тот, кто без денег и власти добивается своих целей в общении с людьми»- гласит народная мудрость. Задача взрослых, в школе – педагогов, в семье – родителей помочь постичь эту святую истину и сделать основой жизни наших детей.
В ходе исследования я попыталась проанализировать поведение подростков так называемой « группы риска», которые постоянно сквернословят, срывают уроки, имеют различные негативные поступки. Из бесед с ними выяснила следующее:
- их не вовлекают в различную деятельность, потому что с ними трудно
-не доверяют им
-не верят и не замечают их способности
-одноклассники отвергают предложения , выдвинутые ими
-все взрослые считают, что в ответственный момент они могут подвести
- все беседы и разговоры с ними ведутся в виде нотаций и нравоучений. То есть все 100% подростков «группы» риска стараются привлечь к себе внимание, так как страдают от недостатка внимания и общения, поэтому они сознательно или подсознательно совершают негативные поступки, выплескивая, таким образом, накопившуюся отрицательную энергию, самоутверждаясь, в глазах взрослых и одноклассников.
Воспитываясь сами по себе, под влиянием улицы, «боевиков» и «страшилок», псевдомузыки, повышающей адреналин, оставшись один на один с собой, со своими проблемами подростки начинают искать себе подобных. Так возникают « группы риска». Возникает желание любой ценой утвердиться в физическом превосходстве над сверстниками, но не путем занятия физической культурой и спортом, а методом кулачной расправы. Происходит трансформация истинных духовных ценностей, смысла жизни.
Изучение традиций, культурного и исторического прошлого русского народа, своих дедов и прадедов, несомненно, формирует нравственность и духовность подрастающего поколения, оказывает на формирование культуры поведения в обществе. Предмет регионального компонента «Живое слово» способствует становлению именно такого подростка. Изучение истории своего поселка, традиций и обрядов своих односельчан оказывает огромное благотворное влияние на души детей. Они имеют возможность соприкоснуться с творениями мастеров умельцев, которые живут рядом, окунуться в красоту родного края, познакомиться с людьми, собирающими и исполняющими прекрасные добрые мудрые русские народные песни, русские народные сказки .Главное, чтобы мы взрослые помогли нашим детям не потерять свое истинное предназначение на земле, усвоить истинные национальные ценности, которыми издревле славился русский народ, частью которого мы являемся.
Несколько лет я работаю с детьми в «литературной гостиной», основной задачей которой является знакомство и изучение русской национальной культуры, литературы, развитие творческих способностей ребят, а вместе с тем становление гражданственности, патриотизма , любви и уважения к своей культуре, истории , Родине. Случается так , что удается раскрыть в «трудном» ребенке ту изюминку, которая постепенно развивается и превращается в талантливого, увлеченного , активного подростка, достигающего определенных результатов. Таких примеров я могу привести достаточно много за период моей работы в школе, а это и есть моя педагогическая гордость и удовлетворение результатами деятельности.