Главные вкладки

    Школьная газета (из опыта работы)

    Рузанова Татьяна Леонидовна

    в помощь педагогу, осуществляющему внеурочную деятельность.

     https://yadi.sk/i/C-RvDkpKmN2yWA

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования науки  РФ  

    МОУ  «Районный Дом пионеров и  школьников»

    Бугурусланского  района Оренбургской  области

                                                                                             Утверждаю:

                                                                                                      директор  МОУ «РДПШ»

                                                                                                         ___________ Мелехина И. А.

                                                                                                        Методический совет РДПШ

                                                                                                Протокол № ________

                                                                                                         от _____сентября 2008 года.

    Авторская программа

    художественно – эстетического направления

    Пресс – студия «Стиль»

    Количество детей: 17 человек

    Возраст учащихся:  12 – 15 лет

    Рассчитана на 3 года

    Количество часов: 112 часов

                                                         

         

                                 

                                                                                 

                                                             

                                                                 

                                                             

                                                               

                                             

     

            

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Значимость и востребованность коммуникативной культуры личности сегодня определены основными тенденциями реформы системы образования – гуманизацией и демократизацией. В условиях девальвации духовного начала в современном мире стала необходимостью смена приоритетов во всех сферах общественной жизни, усиление их культурообразующей роли, их целенаправленность в конечном итоге на человека, обладающего умственной, этической, эстетической, общественной – духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала становится коммуникативная культура завтрашнего выпускника средней школы, включающая в себя как составные части эмоциональную, речевую, информационную и логическую культуру.

    Сегодняшний школьник уже много знает о русском языке, о его фонетике, лексике, о типах и стилях речи, о законах и правилах построения текста. Но всё это лишь начало кропотливой , долгой, увлекательной и очень нужной в жизни работы по овладению «формами языка, выработанными как народом, так и литературой» (К. Д. Ушинский).

    Однако знаний лексических, морфологических и синтаксических средств языка ещё недостаточно для того, чтобы найти то нужное, подчас единственное слово, помогающее достичь желаемой силы в выражении своих чувств и мыслей, дающее возможность воздействовать словом на окружающих.

    Надо ещё научиться пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка и с их помощью создавать зримые образы, картины, пейзажи, научиться строить текст – художественный, публицистический, научный, деловой, то есть овладеть даром слова. Овладевать даром слова значит развивать речевую культуру, а речевая культура - фактор, усиливающий коммуникативный потенциал школьника в общении с ровесниками, родителями, учителями.

    Русская речь сегодня нуждается в моральной, лингвистической, а иногда и в юридической защите. Разнообразие языковых средств используется людьми в микроскопических размерах, современная русская речь катастрофически отстает от канонов российской словесности, становясь все более примитивной, стилистически беспомощной, зачастую вульгарной и непристойной.

    Поэтому очень важно не пропустить замечательные для учащегося годы его становления как личности в школе, используя их для формирования коммуникативной культуры  учащихся средствами такого дополнительного образования, которое может дать пресс-клуб «Стиль».

    Программа пресс-клуба «Стиль» создана для литературного объединения школьников среднего и старшего возраста. Программа поможет школьникам строить, создавать различные по стилю тексты: сочинения, очерки, репортажи, отзывы, интервью, статьи, рассказы, фельетоны.

    Пресс-клуб «Стиль» - это печатный орган газеты Баймаковской средней школы «Имидж», которая является массовым средством коммуникации, т. е. общения. Одной из важных функций школьной газеты является информация. Кроме информации газета призвана показать творческий потенциал учащихся: их стихотворения, сочинения, рассказы, повести. Газета «Имидж» направлена не только на создание определённого общественного мнения, ей характерны аналитичность, доказательность изложения, тон доверительной беседы. Кроме этого, газета призвана просвещать читателей, поэтому она выполняет и популяризаторскую функцию.

    При выпуске газеты создаются своеобразные условия языкового творчества:

    1. газета выходит 1 раз в месяц, что даёт возможность довести до совершенства обработку языкового материала;
    2. газета пишется множеством учащихся (юными корреспондентами), которые готовят свои материалы независимо друг от друга;
    3. для газеты характерно многообразие тем и жанров (творческие работы ребят, статьи о культуре и достижениях в учёбе и спорте, объявления).

     Занятия в пресс-клубе представляют учителю русского языка и литературы возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать точку зрения и считаться с мнением других.

    Каждая тема программы включает в себя практическую работу, отражение которой всегда можно увидеть на страницах школьной газеты.


    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    К концу первого года обучения учащиеся должны:

    • быть более взыскательными к своей речи, ощутить необходимость совершенствовать стиль, включиться в борьбу за чистоту русского языка;
    • знать характерные признаки публицистического стиля.
    • уметь свободно пользоваться любыми видами словарей;
    • уметь выделять в тексте тему, идею, основную мысль, писать сочинения разных жанров;
    • хорошо представлять роль печати в работе детской школьной организации, её задачи.

    К концу второго года обучения учащиеся должны:

    • уяснить теоретические сведения, связанные с работой над сочинениями разных жанров;
    • знать характерные черты публицистического и художественного стилей речи;
    • уметь пользоваться средствами выразительности письменной речи;
    • освоить азы литературного редактирования;
    • освоить работу фотокорреспондентов в газете;
    • развить желание положительно влиять через свою речь на состояние языка общения вокруг себя.

    К концу третьего года обучения учащиеся должны:

    • освоить газетные жанры (информационная заметка, корреспонденция, репортаж, интервью и др.);
    • знать характерные черты научного, публицистического, художественного, официально-делового и разговорного стилей речи;
    • уметь анализировать ситуацию и ориентироваться в ней (представлять собеседника, условия речи и задачи общения);
    • уметь выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм;

    - освоить технику издательского дела.


    Список кружковцев.

    Редактор газеты –

    Секретарь

    Художник –

    Староста – 

    Ответственный за посещаемость –

    РАБОТА ЮНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ПО РУБРИКАМ

    1. Новости школьных будней –
    2. Спортивный калейдоскоп 
    3. Объявления (дальнего действия).
    4. Приколись (школьные весёлые истории, строчки из школьных сочинений).
    5. Наши традиции
    6. Что новенького (классные новости)
    7. Новости из кабинета … (директора, завуча, учительской)
    8. Новости из … (библиотеки, пионерской)
    9. Кактус (горькая правда)
    10. Из первых уст (репортажи с места событий)
    11. Простые истины (порядок + культура).
    12.  Мир наших увлечений (о работе кружков, факультативов)
    13. Волшебное перо (творческие сочинения учащихся) –


    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    П Е Р В Ы Й   Г О Д   О Б У Ч Е Н И Я

    № занятий п/п

    № раз-

    дела

    Наименование раздела

    Количество часов (по видам)

    всего

    учебных

    контрольных

    Резервных

    1.

    2 – 9

    10 – 18

    19 – 45

    46 – 51

    52 – 57

    58

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Вводное занятие.

    Техника издательского дела.

    Текст

    Стили речи.

    Типы речи.

    Композиционные формы.

    Итоговое занятие.

    Резерв

    Итого

    4

    21

    19

    63

    14

    15

    3

    5

    144

    4

    17

    17

    58

    11

    14

    121

    4

    2

    5

    3

    1

    3

    18

    5

    5

    В ТО Р О Й   Г О Д   О Б У Ч Е Н И Я

    № занятий п/п

    № раз-

    дела

    Наименование раздела

    Количество часов (по видам)

    всего

    учебных

    контрольных

    Резервных

    1.

    2 – 9

    10 – 15

    16 – 37

    38 – 44

    45 – 52

    53

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Вводное занятие.

    Техника издательского дела.

    Текст.

    Стили речи.

    Типы речи.

    Композиционные формы.

    Итоговое занятие.

    Резерв

    Итого

    4

    32

    36

    75

    30

    31

    3

    5

    216

    4

    28

    33

    65

    26

    28

    184

    5

    3

    10

    4

    3

    3

    28

    5

    5


    Т Р Е Т И Й   Г О Д   О Б У Ч Е Н И Я

    № занятий п/п

    № раз-

    дела

    Наименование раздела

    Количество часов (по видам)

    всего

    учебных

    контрольных

    Резервных

    1.

    2 – 10

    11 – 19

    20 – 37

    38 – 47

    48 – 57

    58

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Вводное занятие.

    Техника издательского дела.

    Нормативность письменной речи.

    Стили речи.

    Речевой этикет.

    Композиционные формы.

    Итоговое занятие.

    Резерв

    Итого

    4

    35

    33

    72

    30

    34

    3

    5

    216

    4

    28

    31

    65

    26

    29

    183

    5

    2

    7

    4

    5

    3

    26

    5

    5


    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ  ПРОГРАММЫ

    ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    № занятия

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Литература

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    53.

    54.

    55.

    56.

    57.

    58.

    Организационное занятия. Рождение пресс-клуба «Кредо».

    Техника издательского дела: роль печати в работе детских объединений и организаций.

    Техника издательского дела: детские и юношеские газеты и журналы.

    Техника издательского дела: как писать, как собирать и работать над материалом.

    Техника издательского дела: о чём пишет юнкор.

    Техника издательского дела: газетные жанры (информационная заметка, корреспонденция, репортаж, интервью и др.).

    Техника издательского дела: литературное редактирование.

    Техника издательского дела: оформление газеты.

    Техника издательского дела: работа фотокорреспондентов в газете.

    Текст, его основные признаки.

    Текст, тема и основная мысль текста.

    Развитие мысли в тексте.

    Текст, данная и новая информация.

    Текст, деление текста на абзацы: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой и сложный).

    Текст, способы и средства связи предложений.

    Текст, нормативный повтор и повтор-недочёт.

    Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

    Стили речи.

    Две основные разновидности употребления языка: язык разговорный и литературный язык.

    Научный стиль речи. Основные признаки.

    Научный стиль речи. Сфера употребления.

    Особенности научно-популярного подстиля речи.

    Лексические особенности научного стиля речи.

    Морфологические особенности научного стиля речи.

    Синтаксические особенности научного стиля речи.

    Итоговая практическая работа: анализ образцов научного стиля речи с целью выявление в нём лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических признаков.

    Публицистический стиль речи. Основные признаки.

    Публицистический стиль речи. Сфера употребления.

    Лексические особенности публицистический стиль.

    Эмоциональные средства выразительности в публицистическом  стиле.

    Синтаксические особенности публицистический стиль.

    Жанры публицистического стиля речи.

    Жанры публицистического стиля речи: путевой очерк.

    Жанры публицистического стиля речи: портретный очерк.

    Жанры публицистического стиля речи: проблемный очерк.

    Жанры публицистического стиля речи: устное выступление.

    Жанры публицистического стиля речи: доклад.

    Жанры публицистического стиля речи: дискуссия.

    Газета как один из самых массовых средств коммуникации, т. е. общения.

    Влияние газеты на формирование мировоззрение читателя.

    Создание определённого общественного мнения посредством газеты.

    Газета как просвещение масс.

    Своеобразные условия языкового творчества при выпуске газеты.

    Стилевые особенности языка газеты.

    Лексика газеты.

    Синтаксис газетных материалов.

    Типы речи: повествование.

    Типы речи: описание.

    Типы речи: рассуждение.

    Особенности строения художественного и делового повествования.

    Особенности строения описания предмета.

    Особенности строения рассуждения-доказательства.

    Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать).

    Композиционные формы: объявление.

    Композиционные формы: аннотация.

    Композиционные формы: отзыв.

    Композиционные формы: заметка в газету.

    Композиционные формы: отчёт о работе.

    Итоговое занятие. Просмотр и анализ выпущенных школьных газет.

    Резерв

    4

    3

    3

    3

    2

    4

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    4

    2

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    3

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    3

    2

    3

    3

    3

    5

    Львова С. И. Там, где

    кончается слово… - М.,

    1991.

    Баранов А. Н.,

    Караулов Ю. Н. Словарь

    политических метафор. –

    М., 1994.

    Гвоздарёв Ю. Я.  Язык

    есть исповедь народа… -

    М., 1993.

    Одинцов В. В. Лингвис

    тические парадоксы. – М.,

    1994.

    Толковый словарь по биз

    несу, коммерции и марке

    тингу  /  Под ред.

    П. Ф. Пероченко. – М.,

    1996.

    Власенков А. И. Русская

    словесность: Интегриро

    ванный курс русского

    языка и литературы: 9 –

    11 кл. М., 1997.

    Горшков А. И. Русская

    словесность: От слова к

    словесности. – М., 1995.

    Ковтунова И. И. Поэтиче

    ский синтаксис. – М.

    1986.

    Львова С. И. Уроки сло

    весности. – 1996.

    Рождественский Ю. В.

    Техника, культура, язык.

    • М., 1993.

    Розенталь Д. Э., Голуб И.

    Б.  Занимательная стили-

    стика. – М., 1988.

    Скворцов Л. И.  Экология

    слова, или Поговорим о

    культуре русской речи. –

    М., 1996.

    Солганик Г. Я. От слова к

    тексту. – М., 1993.

    Сопер П. Л. Основы ис

    кусства речи. – М., 1992.

    Эпштейн М. Н. Природа,

    мир, тайник вселенной… Система пейзажных обра

    зов в русской поэзии. –

    М., 1990.

    Примечание: каждое занятие содержит работу над очередным выпуском школьной газеты

    «Классная жизнь».


    ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    № занятия

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Литература

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    53.

    Цели и задачи на год. Определение коллектива.

    Техника издательского дела: экскурсия в редакцию районной газеты «Бугурусланская правда».

    Техника издательского дела. Составление рабочего плана номера газеты (содержание, жанр, фото, рисунок, автор, срок).

    Техника издательского дела: роль печати в работе детских объединений и организаций.

    Техника издательского дела: детские и юношеские газеты и журналы.

    Техника издательского дела: газетные жанры (информационная заметка, корреспонденция, репортаж, интервью и др.).

    Техника издательского дела: литературное редактирование.

    Техника издательского дела: оформление газеты.

    Техника издательского дела: работа фотокорреспондентов в газете.

    Техника издательского дела: от чего зависит успех газеты.

    Техника издательского дела: художественное макетирование номера.

    Техника издательского дела: создание план сетки размещения будущих материалов на газетной полосе.

    Техника издательского дела: практическая работа редакторов.

    Систематизация сведений о тексте:

    1. Сопоставление данных тем, определение их значимости.
    2. Выделение основной мысли отрывков из данных коротких публикаций.

    1. Развитие  умения озаглавливать данный текст.

    1. Идейная направленность текста.

    1. Выражение авторского отношения в тексте.

    Работа над планом к сочинению:

    1. О пользе плана.

    1. Основные требования к плану.

    1. Заголовок введения.

    1. Заголовок основной части сочинения.

    1. Доказательство идеи сочинения.

    1. Заголовок заключения.

    Стили речи.

    Две основные разновидности употребления языка: язык разговорный и литературный язык.

    Закрепление знаний о научном стиле речи.

    Закрепление знаний о публицистическом стиле речи.

    Основные черты официально-делового стиля речи.

    Работа над составлением характеристики одного из учащихся своего класса.

    Реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа.

    Составление заявления.

    Работа над деловым документом.

    Отличие служебной автобиографии от автобиографии литературной.

    Составление служебной автобиографии.

    Схемы документов: доверенность, расписка, заявление, объяснительная записка, заявка.

    Игра «Найдите нарушения общепринятых языковых норм».

    Язык законов.

    Основные стилевые черты, общие признаки в лексике, морфологии, синтаксисе.

    Общие признаки разговорного стиля.

    Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля в лексике и фразеологии;  

    В морфологии;

    Синонимика;

    Словообразовательные особенности;

    Свободный порядок слов в предложении.

    Составление микротекстов с условием.

    Практическая работа с заданием: подобрать в любой газете текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Редактирование его.

    Использование разговорного стиля при речевой характеристике.

    Использование разговорного стиля в собственно авторском тексте

    Использование разговорного стиля в стихах.

    Использование разговорного стиля в публицистике.

    Систематизация знаний о типах речи.

     

    Типы речи: описание места.

    Типы речи: описание состояния природы.

    Типы речи: описание состояния человека.

    Типы речи: способы выражения оценки предметов.

    Типы речи: способы выражения оценки действий.

    Типы речи: способы выражения оценки состояний.

    Систематизация знаний о композиционных формах, уже знакомых детям.

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: о посещении театра).

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: об экскурсии).

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: о походе).

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, посёлка, улицы).

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-описания (описание памятника истории).

    Композиционные формы: высказывание типа репортажа-описания (описание музея).

    Композиционные формы: высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

    Итоговое занятие.

    Резерв.

    2

    4

    3

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    4

    3

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    4

    4

    3

    5

    3

    4

    3

    2

    4

    2

    2

    5

    3

    5

    4

    5

    3

    4

    3

    2

    2

    3

    2

    3

    5

    3

    3

    3

    3

    5

    4

    5

    3

    5

    4

    4

    2

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    5

    Львова С. И. Там, где

    кончается слово… - М.,

    1991.

    Баранов А. Н.,

    Караулов Ю. Н. Словарь

    политических метафор. –

    М., 1994.

    Гвоздарёв Ю. Я.  Язык

    есть исповедь народа… -

    М., 1993.

    Одинцов В. В. Лингвис

    тические парадоксы. – М.,

    1994.

    Толковый словарь по биз

    несу, коммерции и марке

    тингу  /  Под ред.

    П. Ф. Пероченко. – М.,

    1996.

    Ладыженская Т. А., Зепа

    лова Т. С.  Развивайте дар    

    слова.  – М., 1990., с. 4-8.

    Морозова Н. П. Учимся

    писать сочинения. – М.,

    1991.

    Власенков А. И. Русская

    словесность: Интегриро

    ванный курс русского

    языка и литературы: 9 –

    11 кл. М., 1997.

    Горшков А. И. Русская

    словесность: От слова к

    словесности. – М., 1995.

    Ковтунова И. И. Поэтиче

    ский синтаксис. – М.

    1986.

    А. И. Власенков, Л. М. Рыбченклва. – Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2001, с. 296.

    Львова С. И. Уроки сло

    весности. – 1996.

    Рождественский Ю. В.

    Техника, культура, язык.

    • М., 1993.

    Розенталь Д. Э., Голуб И.

    Б.  Занимательная стили-

    стика. – М., 1988.

    Скворцов Л. И.  Экология

    слова, или Поговорим о

    культуре русской речи. –

    М., 1996.

    Солганик Г. Я. От слова к

    тексту. – М., 1993.

    Сопер П. Л. Основы ис

    кусства речи. – М., 1992.

    Эпштейн М. Н. Природа,

    мир, тайник вселенной…

     Система пейзажных обра

    зов в русской поэзии. –

    М., 1990.


    ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    № занятия

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Литература

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    53.

    54.

    55.

    56.

    57.

    58.

    Организационное заседание (определение места работы пресс-клуба, определение обязанностей его членов, ознакомление с планом).

    Техника издательского дела: редактирование материала, накопленного за лето.

    Техника издательского дела: консультация юнкоров.

    Техника издательского дела: подростковые газеты и журналы.

    Техника издательского дела: задачи печати в работе детских объединений и организаций нашей школы, направление газеты.

    Техника издательского дела: возможности компьютера.

    Техника издательского дела: работа фотокорреспондентов.

    Техника издательского дела: экскурсия в типографию.

    Техника издательского дела: создание план сетки размещения будущих материалов на газетной полосе.

    Техника издательского дела: о чём нам говорит шрифт.

    Нормативность письменной речи. Правильность, точность, ясность, логичность, простота, богатство, сжатость, чистота, живость речи.

    Слово – одежда всех фактов, всех  мыслей .                                                                                                                                                                                                        

    Смысловое различие синонимов.

    Источники засорения литературного  языка.

    Тавтология.

    Уместность словоупотребления.

    Благозвучие речи.

    Преимущество фразеологических оборотов.

    Банальная напыщенность стиля, или Чувство меры.

    Стили речи.

    Две основные разновидности употребления языка: язык разговорный и литературный язык.

    Закрепление знаний о научном стиле речи.

    Закрепление знаний о публицистическом стиле речи.

    Закрепление знаний об официально-деловом стиле.

    Закрепление знаний о разговорном стиле речи.

    Особенности художественного стиля речи.

    Средства художественной выразительности (тропы).

    Средства художественной выразительности (стилистические фигуры, или фигуры речи).

    Практическая работа: нахождение и анализ тропов и стилистических фигур в стихотворениях классиков русской литературы.

    Основные элементы структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж, язык).

    Практическая работа: письменный анализ одного из изучаемых произведений по каждой из предложенных тем:

    а) раскройте идейно-тематическое содержание произведения;

    б) расскажите о его сюжете и композиции;

    в) как автор раскрывает образы в произведении; г) роль пейзажа в произведении;

    д) язык произведения (язык авторского повествования и язык действующих лиц).

    Практическая работа: сравнение текста биографии писателя в учебнике и в энциклопедическом словаре.

    Практическая работа: сравнение два текста-описания – характеристика одного из героев романа и официально-деловая характеристика кого-либо.  

    Практическая работа: чтение «Сказа о тульском Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова. Выявление особенностей повествования, средств создания комического эффекта.

    Обучение анализу поэтического текста (разработка схемы).

    Практическая работа: поэтический анализ стихотворений.

    Азы стихотворчества. Как пишут стихи?

    Слово… как символ, идеал. ( по материалам

    А. И. Власенков, Л. М. Рыбченклва. – Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2001, с. 343)

    Речевой этикет. Понятие об этикете.

    Этикет как результат измерения человеческих отношений.

    Разные круги общения людей.

    Условности знаков общения, их системные свойства.

    Этикет как социальный признак.

    Современные формулы этикета.

    Особенности вежливого общения в ситуациях, в которых постоянно общаются ребята школьного возраста.

    Этикетная модуляция речи.

    Этикетные нормы письменной речи.

    Практическая работа: составление письма разным адресатам.

    Систематизация знаний о композиционных формах, уже знакомых детям.

    Композиционные формы. Газетная статья на тему: что такое дружба?

    Композиционные формы. Газетная статья на тему: деловой человек. Хорошо это или плохо?

    Композиционные формы. Газетная статья на тему: воспитанный человек. Какой он?

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-объяснением на тему: Надо ли читать книги в век радио и телевидения?

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-объяснением на тему: Почему я (не) люблю лёгкую музыку?

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-объяснением на тему: Чем измеряется жизнь?

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-объяснением на тему: Обычаи – очень существенная сторона жизни людей. (А. Пушкин: «Обычай – деспот меж людей». Каково понимание?)

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-описанием на тему: Забавные истории, связанные с цветами.

    Композиционные формы. Газетная статья с рассуждением-повествованием на тему: Ожившая история.

    Итоговое занятие.

    Резерв.

    4

    4

    2

    4

    3

    6

    4

    4

    4

    4

    5

    4

    4

    4

    4

    3

    2

    3

    4

    2

    2

    2

    2

    2

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    5

    Баранов А. Н.,

    Караулов Ю. Н. Словарь

    политических метафор. –

    М., 1994.

    Гвоздарёв Ю. Я.  Язык

    есть исповедь народа… -

    М., 1993.

    Одинцов В. В. Лингвис

    тические парадоксы. – М.,

    1994.

    Львова С. И. Там, где

    кончается слово… - М.,

    1991.

    Д.Э. Розенталь. А как лучше сказать? – М.,1988

    А. И. Власенков,

    Л. М. Рыбченклва. –

    Русский язык: Граммати

    ка. Текст. Стили речи. М., 2001.

    Ладыженская Т. А., Зепа

    лова Т. С.  Развивайте дар    

    слова.  – М., 1990., с. 4-8.

    .

    Гольдин В. Е. Речь и эти-

    кет. – М., 1983.

    Матвеев В., Панов А.

    В мире вежливости. М., 1976.

    Акишина А. А.,

    Фомановская Н. И.

     Этикет русского письма. М., 1981.

    К. П. Алликметс,

     А. А. Метса.  

    Поговорим. Поспорим. -   Л. 1991.

    К. П. Алликметс,

     А. А. Метса.  

    Поговорим. Поспорим. -   Л. 1991.

    С. 159.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Львова С. И. Там, где кончается слово… - М., 1991.

    2. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь политических метафор. – М., 1994.

    3. Гвоздарёв Ю. Я.  Язык есть исповедь народа… - М., 1993.

    4. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М., 1994.

    5. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу  /  Под ред. П. Ф. Пероченко. – М., 1996.

    6. Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9 –

    11 кл. М., 1997.

    7. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

    8. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. – М. 1986.

    9. Львова С. И. Уроки словесности. – 1996.

    10. Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. - М., 1993.

    11. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б.  Занимательная стилистика. – М., 1988.

    12. Скворцов Л. И.  Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

    13. Солганик Г. Я. От слова к тексту. – М., 1993.

    14. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М., 1992.

    15. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии. –

    М., 1990.



    Предварительный просмотр:

    Конкурсное мероприятие «Методическое объединение»

    Представление профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.

    1 слайд                                                                        Существовала некогда пословица,

    Что дети не живут, а жить готовятся.

    Но вряд ли в жизни пригодится тот,
    Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

    С. Я. Маршак.

    2 слайд 

    1. Говоря о профессиональном  опыте, сформировавшемся  при взаимодействии с коллегами, родителями, общественными организациями, представителями разных сфер, я решила представить опыт по теме:

     «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ при обучении во внеурочной деятельности русскому языку и литературе»

    3 слайд             Новая школа – это, прежде всего, качественная школа. Но это качество измеряется не только количеством пятерок на ЕГЭ и не числом победителей различных олимпиад. «Продуктом» новой школы должен стать «качественный» человек, настоящая личность, гражданин.

    4 слайд             Приоритетными задачами образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных компетентностей современных подростков. От успешного решения  поставленных задач будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

    5 слайд  Таким образом, правительственная «Стратегия модернизации общего образования» предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетенции», что даст возможность подготовиться школьникам к самостоятельной деятельности, поддержит их индивидуальное развитие. 

     6 слайд         Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий  потенциал школьников довольно трудно  в условиях традиционного обучения. 

    7 слайд      Но научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. 

    8 слайд                На одних уроках эту задачу решить невозможно. В связи с этим возникла необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребенка.

    9 слайд             Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формированию активной личности одно из ведущих принадлежит непредметным видам учебной деятельности, таким как творческое объединение журналистов.

    10 слайд             Это сказано о газете «Имидж», название которой  придумали дети. Был объявлен конкурс, дети предложили название, отражающее суть.

    Имидж – впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, вещи и т. п., создаваемое заинтересованными лицами.  

    11 слайд           Первое, что нам было необходимо,-  это определить творческий коллектив. Была разработана программа творческого объединения  «Стиль». Продумали возможность обучения ребят этому новому делу. Организовали экскурсию в типографию газеты «Бугурусланская правда».

     12 слайд            В настоящее время  газету представляет собой творческое объединение «Стиль».  Руководство  работой редакционной  коллегии  осуществляется педагогом, который вместе с ребятами составляет планы, продумывает содержание каждого   номера газеты.

    13 слайд          В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, художники-оформители, технический редактор, фотокорреспонденты. Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты.

    14 слайд         Для развития школьного издательского дела были объединены усилия администрации школы и редакции. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель - ученик – родитель», то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Очень важно, чтобы взрослые в лице учителей и родителей правильно организовали работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

    15 слайд         Также были объединены усилия  администрации сельского Совета,  глав фермерских хозяйств,  сельского Дома Культуры, фельдшерско-акушерского пункта. Школьное издание - дело общее, а не частное. Привлечение социума гарантирует успех организованного дела, обеспечивает поддержку юному  творческому коллективу.

     16  слайд      Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей, и жителей села!  Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Поэтому  в редакции работают  такие отделы как «Мои земляки»,  «Развлекательная страничка», «Досуг» и другие, что дает возможность объединяться ребятам по возрастам и по интересам,

    17 слайд    В своей работе главной задачей считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. А сформировать мотивацию  возможно, если ребенок ощутит, что он может общаться и воздействовать на других людей. Поэтому помимо выпуска газеты, ребята занимаются распространением листовок, буклетов,  оказывают информационную поддержку учителей и учеников на различных конкурсах, организуют  встречи с интересными людьми.

    18 слайд    Мощное мотивационное воздействие оказывает на ребят факт распространения своей газеты. На вырученные деньги юнкоры могут позволить чаепития, походы, экскурсии.

    19 слайд    А стать членом пресс-клуба желает каждый. Поэтому мы решили проводить занятии для подрастающей смены. В своем портфолио я представило видеосъемку занятия старших ребят с младшими. Занятие поистине можно назвать мастер-классом.

    20  слайд       Результативность опыта. Каков эффект от нашей работы в данном направлении?

      Дети стали активно принимать участие в разных конкурсах. Члены школьного пресс-клуба являются активными участниками  значимых для односельчан мероприятий, таких, как «Живи, Родник!», «Помоги ближнему!», «Чистота и порядок родному селу!» и др.

    21 слайд          Коллектив ежегодно награждается грамотами и дипломами за победы в районных, областных и всероссийских конкурсах, таких как «Свой взгляд», «Сиреневый город» и др. В 2009 году по результатам конкурса «Пою мое Отечество!» юнкоры получили приглашение на фестиваль юных журналистов в г. Сочи.  Ежегодно юнкоров приглашают   на торжественную встречу  в День печати в редакцию газеты «Бугурусланская правда».

    22 слайд        В  олимпиаде по литературе и русскому языку журналисты занимают призовые места. Самые активные юные журналисты учатся    хорошо, с преобладающей отметкой «отлично», в 2011 году юнкоры - девятиклассники показали 100% качество знаний на  итоговой государственной аттестации по русскому языку.  

     23 слайд        За эти годы школьная газета,  используя в полной мере свои воспитательные, познавательные, информационные и коммуникативные возможности,  дала путевку в жизнь многим выпускникам, которым, так или иначе, пригодилась работа в школьном пресс-клубе.  Выпускники поддерживают связь со школой,  оказывают поддержку  юным журналистам: проводят беседы, печатают свои заметки в школьную газету, ставшей для них родной.

     


     

    Комментарии

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Вопрос открыт. Это разве блог? Не лучше ли было поместить этот материал в Ваше портфолио?