«Организация и проведение уроков по решению нестандартных задач как средство подготовки учащихся к ЕГЭ».

Вольская Тамара Сергеевна

«Организация и проведение уроков по решению

нестандартных задач как средство подготовки

учащихся к ЕГЭ».

 

  Технология обучения   зависит от поставленных целей. На  нынешнем  этапе  социально-экономического развития   меняется   образовательная парадигма. Обучение  все более ориентируется на   компетентностный  подход. На первое место выдвигается   задача   развития учащихся    овладение не только  методами  анализа  явлений,   но и методами исследования, и, в целом,  в развитии  интеллектуальных   и творческих  способностей учащихся   средствами учебного предмета.

    Формирование  компетенции  прежде всего связано с  осознанием   ключевой роли   ядра  физических  теорий,   формированием    теоретического  стиля  мышления  учащихся и  овладением   обобщенными   методами применения.  Успешное  решение этих задач   требует выделение времени  на специальную  работу, в которой  методы становятся  «предметом  осуществляющего действия» и комплексного характера   заданий  для успешного овладения методами. Не менее половины  времени  работы при этом   должна занимать самостоятельная работа,   требующая  применение метода  и его переноса в новые  условия, при которых происходит подлинное овладение методом и его обобщением.

     Компетенция  успешно формируется  при комплексном  характере  учебных заданий  по освоению  методами. В  практике преподавания физики    такие комплексы  встречаются не часто, особенно в последние годы. В практике работы с одаренными детьми на спецкурсах, либо на занятиях индивидуального выбора  есть реальная возможность решения проблемы дефицита времени на освоение  учебных тем.  Поэтому  можно выдвинуть  несколько целей для  решения этой проблемы:

- определение условий  формирования  компетенции через овладение  методами применения теории;

- обоснование   эффективности  комплексов  учебных заданий  на основе обобщенных методов применения;

-  иллюстрация   содержания работы на примере  некоторых комплексов.

     Анализ тестовых заданий по физике, а также  анализ  содержания  конкретных заданий, предлагаемых на различных олимпиадах,   позволяет выделить  ключевые методы  которыми следует вооружить ученика  при подготовке к ЕГЭ.  На  уровне    учебного материала  эти  операциональные  цели  обучения  становятся  обобщенными методами  и  объединяющими    задания   в единый  комплекс. Анализ  решения    нескольких   заданий  комплекса позволяет выделить   существенные моменты  метода. Его присвоение  учеником происходит   на этапе  самостоятельной работы.  Следует подчеркнуть   отличие  обобщенных методов  от алгоритма   решения типовых задач.   В олимпиадных задачах  конкретный  способ решения   является в значительной мере  не столько средством,  сколько продуктом решения задачи. Собственно задача  тем и отличается  от упражнения,  что конкретный  способ ее  решения не  известен  ученику  изначально.

      Общедидактические   положения,  на который   опирается  такой  подход,  сформулирован в работах   В. Мултановского и   В.Давыдова. «У школьников необходимо специально    сформулировать такие предметные действия, посредством которых  они  могут в учебном материале   выявить  и в моделях  воспроизвести  существенную связь    объекта,  а затем  изучать  ее  свойства».

     Главная форма обобщения  при обучении  физики -  физическая теория как  замкнутая система понятий.

     В педагогическом плане   важно учитывать  такой аспект теории  как  способ  познания:  теория  указывает   общие  методы решения  широкого  круга задач,  получения конкретных выводов,   формулирует способ решения,  дает типичные и центральные выводы, но не решает всех задач. Она учит решать их. Подборка заданий в комплексе  признана выделить   общее  в решении  или  содержательное  обобщение. Его этапами становится:

- обсуждение решения  3-4 задач и выделение  общей  схемы  действия;

- содержательное обобщение  в  процессе   самостоятельного решения  2-3 задач с  целью  выделения и присвоения  обобщенного    метода  их решения.

       Комплекс  призван  сформулировать   определенный  способ  мышления  при применении  данного  теоретического  ядра.

        В целом    задания   по физике   построены таким образом, что в рассматриваемых темах  курса  выделяются  обобщенные  методы,  которыми необходимо  овладеть на занятиях.  Вокруг  этих методов  группируется  комплекс заданий и показывается   решение  части из них. Выполняя  самостоятельно  последующие  задания,  учащиеся  осваивают   характерные  черты метода,  признаки ситуаций, в которых он работает, и  специфику применения.  Спустя значительное время (2-3 месяца)  учитель предлагает задачу,   где  востребован  изученный раннее  метод.

Конечно, этот метод  можно предложить   учителям, работающим  в классах  с  углубленным    изучением предмета, или на  факультативных занятиях. Если же такой возможности нет, можно предложить другой  метод работы.

     В современной методике обучения физике  все новое, что вносится авторами различных проектов, противопоставляется прежде всего так называемому традиционному преподаванию. В последнее десятилетие традиционному обучению физике принято противопоставлять коммуникативные и интенсивные методы. При этом никак не оговаривается, что, собственно, имеется в виду под традицией, однако правый член в оппозициях коммуникативный – традиционный и интенсивный – традиционный успел приобрести устойчивую негативную окраску. Вероятно, причина в том, что понятие “традиционный” ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и формул, то есть с разговорами о физике  вместо физических знаний. По мнению авторов изданий, традиционность в обычном ее понимании никак не исчерпывает суть сознательного подхода к обучению, а сознательность и комммуникативность не только не отрицают, но напротив, предполагают друг друга. Использование традиционных форм обучения без учета запросов времени привело к тому, что у школьников пропал интерес к учебе, к учебному труду. Это произошло, прежде всего,  потому что детям скучно учиться, что у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении. Одной из причин неудовлетворенности учащихся учебным трудом необходимо считать строгую схему организации  учебной деятельности  на уроке, в основном комбинированном, направленную лишь на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание его в классе и дома без учета способностей, склонностей и интересов учащихся. При такой организации учебного процесса частично нарушаются или не соблюдаются основные принципы обучения такие, как принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности, прочности, доступности, научности и принцип связи теории с практикой. Соблюдение преподавателем всех этих принципов создает условие для более интересной организации учебной деятельности путем творческого подхода к составлению заданий, использования нетрадиционных уроков, коллективных форм работы на уроке, игровых методик, что также способствует развитию интереса учащихся к учебной деятельности, формирует мотивацию учения и повышает эффективность учебного процесса.                Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие  уроки  опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Нестандартный, не вписывающийся в общий контекст школьных терминов  понятие  вызвал вопросы как у учеников, так и у коллег-учителей. Действительно, трудно принять что-то новое - ведь это не физика, не химия, не биология. Это все вместе и вместе с тем не типичный школьный урок. Некоторым ребятам было интересно решать изобретательские задачи, некоторым достаточно все равно, а некоторые не понимали зачем все это - ведь тяжело мыслить нестандартно. Поэтому проскальзывающую мысль о том, что ребятам нравится решать творческие, нестандартные задачи я считаю несколько преувеличенной. Нетрадиционный (нестандартный) урок  впитал в себя методы и приемы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В педагогике выделяют следующие виды нетрадиционных уроков:

1. Урок - деловая игра, ролевая игра;

2. Урок -конференция, пресс-конференция, семинар;

3. Урок -соревнование, состязание, урок -хоккей;

4. Урок типа КВН;

5. Урок взаимообучения учащихся;

6. Урок  - бенефис;

7. Урок - творческий отчет (учащихся);

8. Урок -конкурс;

9. У рок-консультация;

10. Урок -аукцион;

11. Урок - парадокс;

12. Урок - экскурсия;

13. Урок -путешествие;

14. Урок “Что? Где? Когда?”;

15. Урок - литературная гостиная;

16. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;

17. Театрализованный Урок;

18. Урок с групповой формой работы;

19. Урок - телемост;

20. Урок - суд.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений. Определение общих признаков нетрадиционных (нестандартных) уроков  может помочь учителям, ведущим поиск оптимальных приемов в организации   и проведении таких уроков.   Итак, вычленяются следующие общие признаки нетрадиционных уроков : :

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда - и их родителей), начиная с 1 класса.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.

3. Разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так и при проведении  урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока,  могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока например, этап объяснения нового материала учителем.

6. В течение всего урока  действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передает ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно-ориенторованные).

7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребенка (организаторские, актерские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значительности, уверенность в своих способностях.

8. Непременное введение  в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т.д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем или учащимися) схеме. Схемы - вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от нее хотят выйти учитель и учащиеся. Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее  решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно и в группе, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Большое спасибо. Всё очень четко и подробно изложено.