Критические замечания по оценке ответов на вопросы по медицине на олимпиадах по ОБЖ и различных соревнованиях

 

 1:5?,  2:15?,

или Как угадать правильный ответ?

Критические замечания по оценке ответов по первой доврачебной помощи на олимпиадах по ОБЖ и различных соревнованиях  

Письмо было послано в редакцию журнала «Основы безопасности жизнедеятельности»  в 2010 году. Главный редактор журнала В.П.Шолох обсудил замечания с В.Латчуком и В.Бубновым, и они были учтены при разработке заданий для последующих олимпиад. Но на соревнованиях проблема осталась. На очередном областном финале военно-спортивной игры «Орленок» юнармеец, отлично подготовленный по медицине, не «угадал» правильный ответ на вопрос: «На какой срок можно накладывать кровоостанавливающий жгут в холодное время года?» . В разных источниках правильными считаются и 0,5 часа, и 1 час, и 1,5 часа. А какому варианту отдали предпочтение составители билетов? Билеты и ответы на них до команд не доводятся…   

Вот и решил, уважаемые коллеги, предложить вам высказать свое мнение по оценке заданий по первой доврачебной помощи. Кстати, а как вы считаете, какой термин правильнее – «медицинская помощь» или «доврачебная помощь?»

 

В преддверии третьей Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ хотелось бы высказать ряд замечаний по оценке заданий по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему. В отличие от традиционных олимпиад, например, по математике, химии, физике, на которых участники на основе приобретенных в школе знаний путем логического мышления могут выполнить задания, не входящие в стандартную школьную программу, на олимпиадах по ОБЖ с некоторыми заданиями по оказанию первой помощи пострадавшим, не вошедшими в учебники по ОБЖ, вряд ли можно справиться  без соответствующей медицинской практики. Но и в этом случае могут возникнуть разногласия по алгоритму действий.

Например, задание №2 практического тура регионального этапа второй олимпиады по ОБЖ (10-11 классы): Младенец подавился неизвестным предметом. Его лицо синеет, рот широко открывается, крика нет. Оказать первую помощь.

Налицо симптомы удушья.

Готовясь к олимпиаде, участники с преподавателем пересмотрели все практические задания по курсу ОБЖ, все имеющиеся учебно-методические пособия и в комплекте плакатов №5 издательства «Военные знания» «Первая помощь при чрезвычайных ситуациях» обратили внимание на иллюстрацию на одном из плакатов этого комплекта, изображающую женщину, оказывающую первую помощь младенцу при удушье. Иллюстрация сопровождается текстом: «Потрясти ребенка, удерживая его вниз головой за ножки». И хотя в справочнике по оказанию первой помощи (издание Российского общества Красного Креста) предлагались действия, близкие по алгоритму к действиям,   

указанным в методике оценки (как при утоплении), участник дал краткий вариант ответа, за что  был наказан 20 штрафными баллами. После   

приведенных им аргументов 5 баллов судьи ему оставили, объяснив впоследствии преподавателю, что они сами, медики по специальности,   

недоумевали по поводу неоднозначности ответов на некоторые вопросы по оказанию первой доврачебной помощи.

Следующий пример: задание №4 для 9 класса: Оказать первую медицинскую (по тексту)помощь при обморожении стопы (с потерей чувствительности).

     Налицо симптомысильного обморожения.

     Действия, предлагаемые в учебнике ОБЖ для 6 класса под редакцией В.Латчука: «Согрейте обмороженную часть тела…Растирать замерзшую обмороженную поверхность нужно от  периферии к центру рукой или мягкой шерстяной тряпкой...». Ни слова о сильном обморожении…

Действия по «Учебнику спасателя» (С.Шойгу и др.), по «Календарю юного спасателя» (вклейка в журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», по «Основам медицинских знаний» (В.Бубнов, Н.Бубнова): «Обмороженную конечность вначале растереть сухой тканью, затем поместить в таз с теплой водой (32-34,5 градуса). В течение 10 минут довести температуру до 40,5 градусов». Ни слова о сильном обморожении и соответствующих действиях. Действия, предлагаемые на приобретенном школой стенде «Первая помощь в военных условиях»: «Обмороженную конечность поместить в теплую воду, затем вытереть насухо, не растирая».

В соответствии с методикой оценки за растирание и таз с теплой водой участники олимпиады наказывались максимальным штрафом.

Правильный ответ на вопрос все-таки есть, например, в журнале «Основы безопасности жизнедеятельности»  №11-2000 год (автор статьи – Г.Цвилюк): при сильном обморожении растирать не рекомендуется. Но эта рекомендация десятилетней давности, и напрашивается мысль: а может быть, и она устарела? Как, например, устарели взгляды на методику проведения сердечно-легочной реанимации…

Еще 2-3 года назад практически во всех доступных учебно-методических пособиях, на конкурсах по оказанию первой доврачебной помощи на различных соревнованиях («Безопасное колесо», «Школа безопасности», «Орленок») правильным при проведении реанимации двумя спасателями считалось чередование 1:5 (один вдох, затем 5 надавливаний на грудину) и 2:15 – при реанимации одним спасателем. Теперь – в билетах для участников «Безопасного колеса», на планшете «Уголок безопасности дорожного движения» для 5-х – 6-х классов, приобретенном в 2010 году, да и в других источниках информации правильным считается ответ: «Независимо от  количества участников реанимации чередование вдохов и надавливаний на грудную клетку

должно быть 2:15». Между тем тренажеры «Максим», и, возможно, и другие подобные тренажеры настраиваются на 1:5, 2:15 и на 2:30 (в соответствии с европейской методикой). На областных соревнованиях в одних билетах правильными считаются старые сочетания, в других –

 новое (только 2:15). Изменились взгляды и на методику оказания первой доврачебной помощи при поражении щелочью и кислотой. Теперь, в соответствии с билетами Всероссийского конкурса «Безопасное колесо», при поражении щелочью исключается нейтрализация 2%-ным раствором борной или лимонной кислоты, а при поражении кислотой - 2%-ным раствором питьевой соды или мыльной водой. На региональном этапе первой олимпиады по ОБЖ, оказывая первую доврачебную помощь при поражении глаза щелочью, участник после промывания глаза водой предложил промыть его 2%-ным раствором лимонной или борной  кислоты в соответствии с рекомендацией: «Хорошо делать промывание глаза слабым раствором борной кислоты, 1 чайная ложка на стакан горячей воды» (см. справочник «Первая медицинская помощь» под редакцией доктора медицинских наук А.М.Акимова). За «ошибку» он был оштрафован 5 баллами. Эрудированность подвела…   

На одном из областных соревнований судья, похвалив участника соревнований за грамотные действия при выполнении сердечно-легочной реанимации, заметила, что теперь прекардиальный удар можно наносить только при поражении электрическим током. В учебнике ОБЖ под редакцией В.Латчука об этом не говорится. На инструктаже перед другим областным соревнованием на вопрос, не будет ли оштрафована команда, если при нанесении прекардиального удара участник реанимации станет лицом к ногам пострадавшего (см. учебник ОБЖ под редакцией Фролова), судья ответил, что это ошибка, и первую медицинскую помощь необходимо оказывать в соответствии с методикой В.Бубнова. Команда отработала действия при сердечно-легочной реанимации на тренажере «Максим», выдавливая воздух из желудка через каждые 5 циклов «вдох-надавливание» (по Бубнову!), но на областных соревнованиях, столкнувшись с безногим «Гошей» с более тонкой настройкой,  «убила» его, «сломав»  мечевидный отросток. Оказывается, рекомендованное В.Бубновым действие не нужно было выполнять.

Еще одна «тонкость» не упомянутая в учебниках по ОБЖ: при сильных болях, предлагая пострадавшему анальгин во избежание травматического шока,  необходимо спросить, нет ли у него аллергии. А что должен сделать участник олимпиады, если «пострадавший» ответит, что у него аллергия на анальгин? Рекомендовать другое болеутоляющее средство, которое организаторы олимпиады не положили в аптечку, или отказаться от него вообще? В учебниках ОБЖ по этому поводу даны противоречивые ответы. В учебнике 5 класса под редакцией В.Латчука при глубоком и обширном ранении правильный ответ – не давать болеутоляющее средство. В учебнике 11 класса под его же редакцией в таком же задании правильный ответ – дать болеутоляющее средство.   

Напрашивается вопрос: как участнику олимпиады «угадать» правильные ответы, если в учебниках ОБЖ на большинство заданий этих ответов нет, а информация, найденная в различных учебно-методических пособиях, включая и справочники по оказанию первой медицинской помощи, зачастую противоречивая?  А из-за одного неверного ответа можно потерять призовое место…

Видимо, разработчикам заданий стоило бы придерживаться какого-то одного комплекта учебников, чтобы участники точно знали, в каком объеме необходимо готовиться к олимпиаде. Тогда и члены комиссии, проверяя работы, будут иметь возможность сравнивать их с рекомендациями учебников, а не с готовым алгоритмом действий, принятым за единственно правильный ответ.

 

Комментарии

Раим Айдарович Исманов

Илья Аркадьевич, это не единичные случаи расхождения в вопросах и ответах. Сталкиваюсь с этим постоянно. К примеру в задании описываются явные признаки клинической смерти, ученики дают на него соответствующий ответ. В итоге выясняется, что это вовсе не признаки клинической смерти, а признаки передозировки наркотиками... Есть проблемы некорректной формулировки вопросов и ответов.