Самобытные игры народов Севера на уроках физкультуры

Дунникова Ольга Сергеевна

      Каждый народ в процессе исторического развития своего социально-экономического статуса и природно-климатической среды проживания сформировал определённую, достаточно рациональную систему жизнедеятельности, основу которой составляло специфическое физическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня традиция передачи народного опыта от одного поколения к другому оказалось частично разрушенной. Уникальный, не имеющий мировых аналогов опыт традиционной физической культуры находится у многих народов на грани полного исчезновения и требует своего восстановления. До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пропитано народностью». (Педагогические сочинения, М., 1982 г., т. 2, с. 162). Проанализировав системы воспитания ведущих стран мира, он пришёл к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и  в теории. «У каждого народа, - писал К.Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но  только в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа,  как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитывать по чужой  педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы». Современными для нас являются мысли великого педагога о том, что на воспитание человека, как гармонически развитой личности, большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история. Работая в школе учителем физической культуры, ежегодно провожу мониторинг физкультурно-спортивной и оздоровительной работы. Он включает в себя анкетирование учащихся, учителей, родителей, тестирование уровня физической подготовленности. Результаты мониторинга показывают, что интерес у школьников к занятиям физической культурой не всегда на высоком уровне, что влияет на их физическую подготовленность. Существующее традиционное преподавание физической культуры требует использования дополнительных инновационных технологий, новых форм, средств и методов обучения. Мы живём в районах, приравненных к условиям крайнего Севера. Всё это и побудило меня обратиться к своеобразной философии здоровья народностей Дальнего Востока, так как в ней отражены глубокие знания о природе, человеке и обществе. Эта философия представляет собой стройную систему, основанную на нравственных и эстетических принципах, на вечном стремлении человека к гармоничному совершенствованию. Жизненная сила культуры северян такова, что она сумела пройти сквозь века и уцелеть. Поэтому существование её на протяжении  тысячелетий делает её достойной изучения и сохранения. Древние культурные традиции народов Севера имеют значение и для настоящего, и для будущего, поскольку в них содержится богатейший жизненный опыт в суровых условиях. Я, как преподаватель физической культуры, как человек, которому не безразлично будущее нашего подрастающего поколения, убеждена в том, что проблема сохранения богатейших культурных традиций Народов Севера актуальна и практически значима. Она должна решаться не только на региональном, но и на государственном уровне. Следует отметить, что в этом направлении уже делаются значительные шаги, как со стороны правительства Российской Федерации, так и со стороны краевых властей. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования по предмету «Физическая культура» определено направление и содержание программы по физическому воспитанию школьников. Выделение вариативной части программы предполагает учитывать национальные, региональные особенности, материально-техническую базу школ и интересы учащихся. Учитывая всё это на основе классификации игровых средств В.И. Прокопенко, мною  была разработана модифицированная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов с направленным развитием ловкости и быстроты у школьников II ступени обучения.

       Основные положения, на которые я опиралась при составлении программы:

  • теоретическое обоснование развития ловкости и быстроты;
  • подвижные игры народов Севера предлагались с учётом разделов школьной программы и поставленных задач на уроке;
  • подвижные игры подбирались сначала с меньшим объёмом физической нагрузки и постепенно усложнялись за счёт применения народных игр со сложными двигательными действиями, с усложнёнными правилами;
  • чередование применения народных игр согласно критериям оценки результатов нашей программы служили данные регионального компонента.

     Опыт работы в школе учителем физического воспитания показывает, что в 5-9 классах подвижные игры остаются одной из важнейших форм учебной деятельности. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям среднего школьного возраста. Игры могут сочетаться с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, плаванием, борьбой и решать три группы задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В методике организации и проведения самобытных подвижных игр с учащимися обращаю внимание на следующие моменты организации: выбор игры, подготовку к проведению игры, объяснению игры, организацию и руководство процессом игры. Подбирая игру, обдумываю, с какой целью проводить её, какие воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи она решает. При выборе игры, прежде всего, учитываю возраст играющих, уровень их физической подготовленности, количество участников и место проведения игры, а также формы организации народных подвижных игр: урочная, внеурочная, внешкольная на массовом празднике и так далее. Наконец, определённое значение имеет наличие игрового пособия и инвентаря. Применяя народные игры на уроке мы решаем не одну узкую задачу, а одновременно несколько задач. Так игра «Орон - халиочане» развивает быстроту и ловкость и одновременно позволяет совершенствовать технику бега, а правильная дозировка нагрузки позволяет решать и оздоровительную задачу. Коллективные игры являются школой воспитания чувств учащихся. Нравственные качества, формируемые в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребёнка – один из важнейших вопросов педагогики детского возраста Подвижные игры, относящиеся ко внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей, они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объёму игрового материала. Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов деятельности и отдыха. В нашей школе стало «хорошей» традицией проведение ежегодного праздника «Национальных подвижных игр Народов Севера», где принимают участие учащиеся 5-6-7 классов. Мы приглашаем ансамбль «Гивана», выступления которого помогают повысить эмоциональную окраску мероприятия и наглядно демонстрируют культурные традиции Северян. Проводим турниры силачей «Мэрген» среди старшеклассников, используя физические упражнения народов Приамурья, конкурсы среди девушек «Илга», а также включаем элементы физических упражнений, игр, развлечений Северян в недели спорта, спортивные праздники и мероприятия. Результатом работы стало то, что в школе значительно снизился уровень заболеваемости ОРВИ у школьников, повысилась мотивация к занятиям физической культурой и уровень физической подготовленности учащихся, помимо этого, включение народных игр в уроки физической культуры способствует гармоническому развитию личности школьников и приобретению ими жизненно важных умений и навыков.