Средства мотивации к изучению иностранного языка.

Жерлицына Светлана Леонидовна

Средства мотивации к изучению иностранного языка.

(Автор: Жерлицына Светлана Леонидовна, учитель английского языка МБУ лицея № 60 г.о. Тольятти)

    Для изучения языка гораздо важнее

свободная любознательность,

чем грозная необходимость.

Святой Августин

Расширение и качественные изменения характера международных связей нашей страны, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к новому предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы мотивация  к освоению  иностранного языка  была постоянной и устойчивой.

Чтобы поддержать у детей интерес в дальнейшем изучении английского языка,  в нашем лицее был организован летний пришкольный оздоровительно-образовательный лагерь “Happy Britain”. Название лагеря было выбрано не случайно: дети этого возраста увлечены изучением английского языка. Жители Британии преподносятся как «леди» и «джентльмены» во всех источниках информации. А сама Британия является одним из немногих государств, сохранивших монархию, что само по себе очень интересно для ребят.

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является   создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развитие их воображения, фантазии, мышления. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникающий  благодаря желанию принять участие в конкурсах, спортивных мероприятиях, играх, которые проводятся на английском языке.

 «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку»,- говорил Вольтер. Эти слова знаменитого философа  стали девизом нашего пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Программа лагеря была посвящена изучению английского языка, который является одним из важнейших составляющих современного мира.

Все дети нашего лагеря Happy Britain стали жителями  5 городов: Кардифа, Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга и Ливерпуля.  Главная задача городов - развитие познавательной активности на основе ролевой игры: совместная деятельность, подготовка городов к соревнованиям, внутренние соревнования.

У каждого города есть название, девиз и символ. (Последние два пункта команды придумывают самостоятельно.)

Каждому городу была вручена “королевская книга”, в которую ученики школы должны вклеивать ключевые символы. Какой город быстрее соберет нужное количество символов, тот получает карту, с помощью которой сможет найти  КЛАД.

В течение дня организовывались  соревнования на русском или английском языках, в результате игр город-победитель получал символ - достопримечательность Британии.

Учителя английского языка ежедневно проводили  развлекательные уроки на английском языке. Каждое утро объявлялась тема дня:

1й день  - тема «Знакомство»

2-й день - Урок вежливости

3-й день - Урок здоровья

4-й день - Урок здоровой еды

5-й день - Секрет предлогов

6-ой день- Урок сказок.

7-ой день - Мы создаем нашу школу мечты и т. д..

В конце смены ученики Happy Britain представляли  свои песни, инсценировки на заключительном концерте.

При составлении плана работы на летнюю смену мы учитывали следующее:

продолжительность лагерных дней составляет 18 дней;

уровень владения учащимися языком;

интересы младших подростков, их психологические особенности,

наличие технических средств и места проведения соревнования;

обязательное поощрение по результатам игр и соревнований: победителям должен вручаться символ-ключ, а также различные призы, награды, сувениры, медали.

Мощным средством поддержания интереса и высокого уровня мотивации к изучению иностранного языка является также  общение с иностранными друзьями. Переписка  наших учеников с их американскими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским сверстником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи наших учеников, т. к., читая и переводя письма своих сверстников, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем с ними по - разному. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас лексики. Причем учащиеся получают наиболее актуальную для них лексику, которая обычно характеризуется высокой частотностью, от своих сверстников.

Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского. Дискуссии, как правило, проходят на заданную тему.  Обычно подбирается тема, волнующая данную возрастную категорию учащихся, либо разговор идет в режиме «вопрос — ответ», где можно задать вопрос на любую тему. Во время данных дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в беседе. Трудно также переоценить опыт общения с носителями языка, который они приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами. Благодаря международной организации AIESEC, которая занимается развитием молодежи, организацией международных стажировок и образовательных проектов, в наш лицей ежегодно приезжают гости из разных стран. Проект "Молодые и Перспективные - Национальный проект, который реализуется в 23 городах России, где есть отделения AIESEC.

Суть проекта: в школы России приезжают стажеры из разных стран. В течение двух-трех месяцев они помогают учителям проводить уроки иностранных языков, а также уроки, соответствующие их специальности. Главной задачей иностранных студентов является показ презентаций своих стран, которые включают в себя сведения о культуре, истории, современном положении государства.

Цель проекта: повысить уровень знаний школьников о культуре других стран, их истории и современном положении, укрепить в школьниках чувство расовой терпимости.

В нашем лицее были представители Бразилии, Китая, Чешской Республики.

У многих ребят сложились дружеские отношения с иностранцами. Они переписываются, общаются по скайпу. А для осуществления качественного общения им приходится углублять свои знания английского языка.             

Таким образом, можно сделать вывод, что постоянное общение с носителями языка, а также с представителями других стран, говорящих на английском языке, является сильной и постоянной мотивацией для учащихся.