Жерлицына Светлана Леонидовна

Жерлицына Светлана Леонидовна

сайт учителя английского языка

Кто не горит, тот коптится. Это - закон. Да здравствует пламя жизни!

Профессия: Учитель английского языка

Профессиональные интересы: всё, что связано с детьми

Увлечения: общение с детьми, чтение

Регион: Самарская область

Населенный пункт: Тольятти

Место работы: МБУ лицей №60

Мне бога есть за что благодарить. Со мною рядом те, кто всех дороже… Мне есть кого любить… Мне есть кого растить… Мне в жизни повезло… Пусть повезёт вам тоже!!!

О себе

Я рано стала задумываться над тем, кем буду, когда вырасту. И, сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. Мы жили в малосемейке, и детей там было очень много. Каким же я важным чувствовала себя человеком, когда поучала своих ровесников! Как мне нравилось объяснять ребятам что-то новое и интересное! Любимой игрой у нас была «Школа». И, конечно, именно я была учителем. В школе моя уверенность в выборе профессии только укрепилась. У меня были самые лучшие учителя в начальной школе. Но учителем английского языка я решила стать в пятом классе, после моей первой встречи с учителем этого предмета. Какой же ОНА была красивой, стройной, модной блондинкой! На мой детский взгляд, она была «настоящая англичанка». А как она говорила на незнакомом мне языке! И именно в этот момент я твёрдо решила: я буду учителем английского языка. С каждым днём моя уверенность крепла. И до сих пор, несмотря на все трудности моей профессии, я убеждена, что сделала правильный выбор. Думая о своей профессии, я всегда вспоминаю одну притчу:

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

- Я – ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Подул легкий ветерок и погасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

- Я – ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего - своих близких. И эта свеча угасла…

Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.

Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ. Разве не он является наставником для ученика? Разве не он первый проводник ребенка по бесконечной дороге в мир знаний? Почему дошкольник страстно желает пойти в школу, подружиться со своим первым учителем? Да потому, что учитель для него – это новый мир, мир неизвестного и таинственного… И как сложится судьба ребенка в нашем сложном, полном проблем и забот мире, зачастую зависит именно от Учителя! От Учителя с большой буквы!

И поэтому так хочется зажечь своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сам можешь сгореть дотла.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Молодая Гвардия" - А.Фадеев

"Педагогическая поэма" - А.Макаренко

"Поднятая целина" - М.Шолохов

Мои достижения

Моё портфолио

"Моя педагогическая философия"

Хочется начать свое повествование с библейской притчи: "Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя!"

Я счастлива, что могу отнести себя к ангелам, ведь я тоже учитель. Это и есть  моя философия: не работать учителем, а быть им. Древнегреческий философ Платон  говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».   Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!

 В наше стремительное, неспокойное время эта ответственность  возрастает многократно. Изменилась роль учителя. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины,  приходит учитель -  наставник, учитель - старший товарищ, учитель– мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, то есть таким, когда ученик может принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях.  Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется мобильность,  креативность, умение мыслить нестандартно. Всё это вынуждает учителя уходить от традиционного ведения урока, традиционных педагогических технологий.                            

Какие качества современного учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие - «подвижными»?  Какой учитель нужен современной школе, современной России? Высокий профессионал, прекрасно владеющий своим предметом? Творческий мастер-коммуникатор? Подлинный интеллигент? Инноватор?  Только тот, кто совместит всё названное, кто обладает огромным багажом знаний, сможет выполнить отведённую ему обществом роль.  Знания позволяют человеку более эффективно удовлетворять свои потребности, поэтому они приобретают ценностное значение, которое с ростом объема информации становится все более значимым для человечества. Скорость прироста знаний непрерывно увеличивается: каждые десять лет объем научных знаний удваивается. И наука не собирается останавливаться. Объем знаний и количество дисциплин растут гораздо быстрее, чем совершенствуются содержание и методы образования. Призывы к инновациям в педагогике, к использованию новых педагогических инструментов сейчас звучат повсюду. А количество предлагаемых нововведений столь велико, что педагог буквально тонет в потоке информации. И среди этого бурного потока нужно отыскать тот единственный ручеек, с помощью которого учитель  сможет повысить мотивацию учеников к своему предмету.

 Конкуренция в мире педагогики нисколько не меньше, чем в экономике или любой другой отрасли. Но учителям приходится соревноваться не с системой, не с другими педагогами, а с искусственным интеллектом, или, проще говоря, компьютером, который пытается поглотить не только ум, но и душу ученика. Ведь на сегодняшний день компьютер достаточно качественно выполняет функцию носителя информации, которую раньше выполнял учитель.  Вот тут на помощь учителю должен прийти принцип мотивации, который ориентирует учителя не только на необходимость формировать у учащихся стремления к овладению знаниями, накопленными в ходе развития человеческого общества, но и побуждать своих воспитанников к активной учебной деятельности.

 Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своей работе передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними к знаниям. В общем, нужно делать все то, на что способен  лишь человеческий интеллект. А еще нужно  воспитывать каждым своим уроком. Да, да, именно воспитывать! Иностранный язык является, несомненно, одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка. И не только потому, что иностранные языки вообще, и английский язык в частности, являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления,  соотносить свои взгляды с нормами общественной морали, затрагивать вопросы, касающиеся поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Так что же значит для меня быть учителем?  Это не просто возможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить… . Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… . Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

 

Добавить грамоту в портфолио