Классное руководство

Жерлицына Светлана Леонидовна

Разработки классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_chto_my_igraem.doc34.5 КБ
Office presentation icon vo_chto_my_igraem.ppt1.9 МБ
Microsoft Office document icon situacii.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ( слайд) Классный час в 10 классе  «Во что мы играем».

(слайд) Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
                Андрей Макаревич
.

Все мы в жизни играем роли. Сейчас вы в роли учеников, дома -  в роли детей, в кругу друзей - в роли славного парня, со слабыми - в роли защитника, в конфликтной ситуации - в роли судьи. Но в разных ситуациях один и тот же человек может играть не только положительную роль, но и отрицательную: прилипалы, хулигана или диктатора.

        От чего же зависит наша роль?

Возможно, от ситуации, от цели, от состояния человека и т.п.

Давайте попробуем проиграть следующие ситуации. (слайд)

1. У вас в школе сегодня к/р и вам не хочется туда идти, т.к. вы к ней не готовы. Что вы будете делать и как об этом сообщите родителям? Мне нужны 2 добровольца, которые смогли бы разыграть эту ситуацию.

2. Вас пригласили в клуб к другу на День рождения. Родители склонны оставить вас дома. Что будете делать, как аргументировать свое желание пойти?

( вызвать по 2 человека на каждую ситуацию).

Рефлексия.

Что делал каждый из вас? вы понимали, что вас просто уговаривают, что некоторые обещания могут быть и не выполнены, что соглашались вы только для того, чтобы добиться сиюминутной выгоды?

Наверно. трудно не согласиться с тем, что мы все замечательные актеры.  Так вот,  игра эта называется  манипуляцией.

(слайд) Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды.

На слайде. Виды манипуляций. Перечислить.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:

 - манипуляция любовью;

Молодой человек говорит своей девушке: «Эта юбка слишком короткая. Не одевай ее, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имел в виду: «Слушайся меня».

- манипуляция страхом;

Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

- манипуляция неуверенностью в себе;

Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

.

- манипуляция чувством вины;

«Мам, ты меня совсем не любишь!А вот у Кати с мамой прекрасные отношения! Она всем с мамой делится, вместе в магазины ходят, следит за ее гардеробом. Я бы тоже так хотела!...» - имеется ввиду : «Ты очень занята. У тебя нет для меня времени, так хоть дай денег на покупку новой кофточки».

- манипуляция чувством гордости;

Вам говорят: «Макс, почему ты не можешь прыгнуть с вышки? Девчонки прыгают, а ты что, хуже?»  Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

- манипуляция чувством жалости.

Мама говорит дочери: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты даже не убралась в своей комнате».

На ваших столах есть листок. Попробуйте  соотнести ситуации с видами манипуляций.

Обсуждение результатов. корректировка.

Как видим, манипулируют нами и манипулируем мы.

Поэтому возникает вопрос: "Возможна ли жизнь без манипуляции?"

Представьте себе, что каждый человек делает то, что он хочет, уклоняется выполнять просьбы других людей, никому не льстит, не использует свое обаяние и улыбку и т.д.

Представили? Теперь, я думаю, ясно, что жизнь без манипуляции не возможна, да и не интересна. Мы ведь живые люди, а не роботы. Тем более что общение само по себе подразумевает влияние, воздействие с частичкой манипуляции.

Однако жизнь могут украшать только хорошие манипуляции, не приносящие вред.

Мы с вами разобрали примеры нейтральных манипуляций. Но ведь вам могут предложить не только прыгнуть с вышки, но и, например,  принять наркотик. Это уже манипуляция с отрицательными последствиями. Такие манипуляции  надо научиться отсекать сразу и ни в коем случае не использовать их в отношении других людей.

        Одна из самых легких добыч для манипулятора — человек, стесняющийся вовремя произнести слово «нет». Лучше иной раз оказаться неправым, чем сомневаться все время. Не понравившемуся собеседнику «нет» нужно говорить решительно. (Слайд)

1. Отказать без объяснений. Например: «Я не могу дать тебе свой ноутбук».

2. Отказать и объяснить причину отказа. Например: «Я не могу дать тебе книгу, потому что уже обещала другому человеку».

3. Отказать и объяснить, что понимаешь причину просьбы. Например: «Я знаю, что ты действительно боишься идти один. Но пойти с тобой я не могу».

4. Отказать и честно объяснить свое отношение к просьбе. Например: «Я не дам тебе денег в долг, т.к. ты не отдаешь их вовремя. А я не люблю непунктуальных людей».

Я надеюсь, ребята, что сегодняшний классный час будет вам полезен в жизни, и закончить его мне хочется словами известной песни:

« Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

Однажды он прогнётся под нас»

И помните Вы - личность, а не кукла, не позволяйте собой манипулировать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ситуации:

1. Молодой человек говорит своей девушке: «Эта юбка слишком короткая. Не одевай ее, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имел в виду: «Слушайся меня».

2. Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

3. Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

4. «Мам, ты меня совсем не любишь!А вот у Кати с мамой прекрасные отношения! Она всем с мамой делится, вместе в магазины ходят, следит за ее гардеробом. Я бы тоже так хотела!...» - имеется ввиду : «Ты очень занята. У тебя нет для меня времени, так хоть дай денег на покупку новой кофточки».

5. Вам говорят: «Макс, почему ты не можешь прыгнуть с вышки? Девчонки прыгают, а ты что, хуже?»  Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

6. Мама говорит дочери: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты даже не убралась в своей комнате».

- манипуляция чувством вины

- манипуляция любовью

-манипуляция чувством жалости

- манипуляция неуверенностью в себе

- манипуляция страхом

-манипуляция чувством гордости