Классное руководство
Разработки классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_chto_my_igraem.doc | 34.5 КБ |
vo_chto_my_igraem.ppt | 1.9 МБ |
situacii.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
( слайд) Классный час в 10 классе «Во что мы играем».
(слайд) Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Андрей Макаревич.
Все мы в жизни играем роли. Сейчас вы в роли учеников, дома - в роли детей, в кругу друзей - в роли славного парня, со слабыми - в роли защитника, в конфликтной ситуации - в роли судьи. Но в разных ситуациях один и тот же человек может играть не только положительную роль, но и отрицательную: прилипалы, хулигана или диктатора.
От чего же зависит наша роль?
Возможно, от ситуации, от цели, от состояния человека и т.п.
Давайте попробуем проиграть следующие ситуации. (слайд)
1. У вас в школе сегодня к/р и вам не хочется туда идти, т.к. вы к ней не готовы. Что вы будете делать и как об этом сообщите родителям? Мне нужны 2 добровольца, которые смогли бы разыграть эту ситуацию.
2. Вас пригласили в клуб к другу на День рождения. Родители склонны оставить вас дома. Что будете делать, как аргументировать свое желание пойти?
( вызвать по 2 человека на каждую ситуацию).
Рефлексия.
Что делал каждый из вас? вы понимали, что вас просто уговаривают, что некоторые обещания могут быть и не выполнены, что соглашались вы только для того, чтобы добиться сиюминутной выгоды?
Наверно. трудно не согласиться с тем, что мы все замечательные актеры. Так вот, игра эта называется манипуляцией.
(слайд) Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды.
На слайде. Виды манипуляций. Перечислить.
Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:
- манипуляция любовью;
Молодой человек говорит своей девушке: «Эта юбка слишком короткая. Не одевай ее, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имел в виду: «Слушайся меня».
- манипуляция страхом;
Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».
- манипуляция неуверенностью в себе;
Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».
.
- манипуляция чувством вины;
«Мам, ты меня совсем не любишь!А вот у Кати с мамой прекрасные отношения! Она всем с мамой делится, вместе в магазины ходят, следит за ее гардеробом. Я бы тоже так хотела!...» - имеется ввиду : «Ты очень занята. У тебя нет для меня времени, так хоть дай денег на покупку новой кофточки».
- манипуляция чувством гордости;
Вам говорят: «Макс, почему ты не можешь прыгнуть с вышки? Девчонки прыгают, а ты что, хуже?» Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»
- манипуляция чувством жалости.
Мама говорит дочери: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты даже не убралась в своей комнате».
На ваших столах есть листок. Попробуйте соотнести ситуации с видами манипуляций.
Обсуждение результатов. корректировка.
Как видим, манипулируют нами и манипулируем мы.
Поэтому возникает вопрос: "Возможна ли жизнь без манипуляции?"
Представьте себе, что каждый человек делает то, что он хочет, уклоняется выполнять просьбы других людей, никому не льстит, не использует свое обаяние и улыбку и т.д.
Представили? Теперь, я думаю, ясно, что жизнь без манипуляции не возможна, да и не интересна. Мы ведь живые люди, а не роботы. Тем более что общение само по себе подразумевает влияние, воздействие с частичкой манипуляции.
Однако жизнь могут украшать только хорошие манипуляции, не приносящие вред.
Мы с вами разобрали примеры нейтральных манипуляций. Но ведь вам могут предложить не только прыгнуть с вышки, но и, например, принять наркотик. Это уже манипуляция с отрицательными последствиями. Такие манипуляции надо научиться отсекать сразу и ни в коем случае не использовать их в отношении других людей.
Одна из самых легких добыч для манипулятора — человек, стесняющийся вовремя произнести слово «нет». Лучше иной раз оказаться неправым, чем сомневаться все время. Не понравившемуся собеседнику «нет» нужно говорить решительно. (Слайд)
1. Отказать без объяснений. Например: «Я не могу дать тебе свой ноутбук».
2. Отказать и объяснить причину отказа. Например: «Я не могу дать тебе книгу, потому что уже обещала другому человеку».
3. Отказать и объяснить, что понимаешь причину просьбы. Например: «Я знаю, что ты действительно боишься идти один. Но пойти с тобой я не могу».
4. Отказать и честно объяснить свое отношение к просьбе. Например: «Я не дам тебе денег в долг, т.к. ты не отдаешь их вовремя. А я не люблю непунктуальных людей».
Я надеюсь, ребята, что сегодняшний классный час будет вам полезен в жизни, и закончить его мне хочется словами известной песни:
« Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Однажды он прогнётся под нас»
И помните Вы - личность, а не кукла, не позволяйте собой манипулировать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Ситуации:
1. Молодой человек говорит своей девушке: «Эта юбка слишком короткая. Не одевай ее, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имел в виду: «Слушайся меня».
2. Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».
3. Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».
4. «Мам, ты меня совсем не любишь!А вот у Кати с мамой прекрасные отношения! Она всем с мамой делится, вместе в магазины ходят, следит за ее гардеробом. Я бы тоже так хотела!...» - имеется ввиду : «Ты очень занята. У тебя нет для меня времени, так хоть дай денег на покупку новой кофточки».
5. Вам говорят: «Макс, почему ты не можешь прыгнуть с вышки? Девчонки прыгают, а ты что, хуже?» Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»
6. Мама говорит дочери: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты даже не убралась в своей комнате».
- манипуляция чувством вины
- манипуляция любовью
-манипуляция чувством жалости
- манипуляция неуверенностью в себе
- манипуляция страхом
-манипуляция чувством гордости