Формирование страноведческой компетенции на уроках английского языка

Васильева Татьяна Леонидовна

«Формирование страноведческой компетенции в диалоге культур на уроках английского языка»

Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным, поликультурным. И именно проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая социокультурной компетенцией, становится все более актуальной. Имеющийся многолетний опыт обучения иностранному языку не всегда можно применить к новым условиям – обучению английскому языку и культуре страны изучаемого языка. Современная цель обучения иностранному языку и культуре может быть сформулирована как «подготовка к реальной межкультурной коммуникации». Ряд авторов толкует межкультурную коммуникацию как «адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам». Очевидно, что межкультурная коммуникация – умение весьма сложное по своей сути и трудоемкое для овладения. Но именно такая постановка цели обучения соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.

В рамках обучения межкультурной коммуникации содержание культурного компонента приобретает огромное значение. Концепция диалога культур предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Очевиден тот факт, что взаимопонимание с иноязычным коммуникатором может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Изучение родной культуры в этом смысле является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение культуры посредством языка становится возможным только на сформировавшейся национально–культурной базе.

Следовательно, родная культура является той основой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию её с помощью языка. Современная педагогическая теория и практика сталкивается с необходимостью поиска средств разрешения противоречий между: – возросшим интересом школьников к образу жизни, культуре других стран, их желанием непосредственно общаться с зарубежными сверстниками, усиливающимся прагматическим отношением к знанию иностранного языка как одному из компонентов дальнейшей профессиональной подготовки и содержанием процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях; – между национальным самосознанием, которое возникает на основе противопоставления «они» и «мы» и постоянно подпитывается осознанием непохожести «своего» по отношению к «чужому», с признанием достоинств иной культуры, между национальным и интернациональным, патриотизмом с гражданственностью. Эти диалектические противоречия, вытекающие из природы межкультурного диалога, постоянно возобновляются, и потому общество нуждается в соответствующих данному этапу развития личности механизмах их снятия, предупреждения конфликта между этничностью и межкультурной толерантностью.

Для осуществления непосредственного диалога культур учащимся необходимо не только познакомиться с культурой страны изучаемого языка, её историей, обычаями, традициями и современной жизнью, но и сравнить её с культурными ценностями свой страны, что способствует формированию социокультурной компетенции учащихся. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну и свою, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям и традициям. Сравнение также требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний о собственной стране и других странах. Главное в процессе познания не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям. Здесь многое зависит от учителя, что проявляется не только в словах, но и в интонации, жестах, мимике. Для формирования основ культурно-страноведческой компетенции у учащихся можно выделить наиболее важные задачи: -определить минимальный объем культурологического материала; -выявить, какого рода культура соответствует целям изучения иностранного языка в конкретной учебной ситуации; -отобрать и предъявить соответствующий этим целям материал; -формировать у обучающихся «навыки культурного осознания»; -формировать у обучающихся понятие о том, что ни одна культура не является статичной; -формировать у обучающихся толерантное отношение к представителям другой культуры; -вовлекать их в «культурную» деятельность.

Страноведение — это всего лишь часть процесса обучения, который не стоит на месте и ищет новые пути эффективного познания. И страноведение в совокупности с новыми, прогрессивными методиками сможет дать и достичь того результата, которого требует наше общество на данной ступени развития, т.е. личности способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и готовой самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.

А такая личность должна иметь внутреннюю, устойчивую мотивацию создание которой связано с:

1. Специально разработанной системой упражнений, выполняя которые ученик видел результаты своей деятельности

2. Использованием на уроках аудиовизуальных средств

3. Введением страноведческих воздействий учителя 4. Характером педагогических воздействий учителя

5. Разработкой системы внеклассных занятий

6. Вовлечением эмоциональной сферы в процессе обучения

7. Использованием личностной индивидуализации.

Согласно мнению Г.М. Гогиберидзе принцип диалога культур при формировании страноведческой компетенции подразумевает признание равноправия национальных культур, права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций. Диалог культур направлен на сближение и взаимное обогащение культур; он способствует расширению духовного, культурного кругозора, освоению универсальных общечеловеческих ценностей, развитию образного мышления, приобретению эмоционального опыта.

 

Комментарии

Васильева Татьяна Леонидовна

Огромное Вам спасибо, уважаемый Игорь Вячеславович, за Ваше внимательное отношение к блогам Ваших коллег. Без ваших комментариев и очень полезной ссылки я бы не смогла отредактировать правильно текст. Особенно учитывая свой возраст...

Мудрецов Игорь Вячеславович

Неплохо справились. ))) А вот про возраст я не понял... Чувствую, на комплимент набиваетесь, Татьяна Леонидовна.