УЧИТЕЛЬ - КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОПАГАНДИСТ или КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР УЧЕНИЧЕСКИХ МАСС ?

        Миссия,.. а может быть, участь учителя, учителя истории и обществознания прежде всего, - исполнять эти две роли одновременно.

        Мы, как обществоведы, - заложники строя, режима, в общем, исторической эпохи, современниками которой являемся. Мы ли вкладываем в ученические головы информацию, сами ли они добывают её под нашим руководством, так или иначе дети получат то, на что учителя их ориентируют. И трактовка исторических фактов будет такой, какая возможна и удобна с идеолого-политической точки зрения государства. Но это, что касается изложения фактов.

      Есть ещё моральный аспект. Только на уроках истории, обществознания, литературы даётся оценка нравственных сторон того или иного события, поступка исторического или литературного героя. И с этой позиции учитель обязан быть моральным пропагандистом, идеологом, если хотите! Ведь зачастую, только благодаря учителю (не во всех семьях родители могут являться моральным примером !) дети получают те объективные нравственные мерила, которые будут служить им ориентиром в жизни, базой для оценивания прежде всего своих собственных поступков, при выборе гражданской позиции!

     Невозможно организовать решение проблемы отдельной личности с собственной семейной и просто человеческой историей: быть ему патриотом России, своей Родины - или нет, уважать ему культурные традиции тех народов, которые веками шли рука об руку с русскими и уже исторически неотделимы от России - или нет!  Но учителю необходимо из урока в урок быть идеологом патриотизма, национальной толерантности, мнения о том, что россияне - носители богатейшей самобытной культуры, что история России - это громадный пласт всеобщего исторического процесса