Шакирова Марина Рашидовна

сайт учителя истории и обществознания

Всё начинается с Пустоты. Пустота всегда должна быть Заполнена.

Профессия: Учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: Делать... Нет, лучше сказать взращивать в человеке свободную, а значит, - ответственую, нравственную личность

Увлечения: История, филология, философия, культурология, религиоведение, дизайн, медицина... всё, что делает мир гармоничней

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г. Балашов

Место работы: "МОУ СОШ № 16"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shakirova-marina-rashidovna
"Чувства чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни."
Н. Тургенев

О себе

Я бесконечно люблю нашу великую Россию! Богатую своими просторами, талантливыми людьми, широкой своей душой. Я из семьи офицера и конструктора, и потому в детстве мне пришлось поездить и пожить и на Южном Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Хотя  я родилась в Балашове. И мне дорог мой родной город, сейчас где-то запущенный, неухоженный, не такой как в памяти моих бабушек и дедушек. Но уютный...Знаете, как трогательно-мила дымка над Хопром ранним летним утром и как величавы старинные ели в парке, зимой усыпанные снегом ....

Я филолог. Закончила БФСГУ (сейчас БИСГУ) имени Н. Г. Чернышевского. Случайность ли это или предопределённость? Но мне повезло, и я работаю в  школе № 16 г. Балашова. Уже выросли дети, с которых я начинала свою педагогическую деятельность в качестве молодого специалиста. И самые, казалось бы, отъявленные хулиганы, теперь кричат через улицу " Здравствуйте!!!", а,  приходя в родную школу, обязательно заходят в мой класс, чтобы просто поговорить. Вот уже я сама классный руководитель и расту, и взрослею вместе со своими детьми, переживая их подростковые проблемы заново, словно свои. Мы очередной раз разбираем после уроков параграфы истории.  Господи! Ну как мне попонятней объяснить им экономические причины  раздроблености Древней Руси?  А в голове уже следующий урок по обществознанию. И надо ещё  спросить, как у них с математикой и посидеть над уравнениями...  

Какая Я? Сложно говорить о себе... Стараюсь "быть", а не "казаться". Я ненавижу сильный ветер, лицемеров и циников. Я смесь отзывчивости, самокритичности и кажущейся "холодности" ... наверное. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Внутренний мир любого человека формируют те, с кем он больше провёл времени в детстве: его родители, может быть, бабушка или дедушка,  редко учителя, являющиеся для нас духовным авторитетом, определяющие наш эстетический вкус и нравственные потребности. Детьми мы читаем те книги, которые для нас выбрали и объяснили взрослые. Став взрослыми, мы читам то, что модно, то, о чём говорят, наконец, то, чего "просит душа".

Для меня большой культурной  ценностью являются стихи С. Есенина. В студенческие годы всколыхнул разум и чувства  "Раковый корпус"  А. Солженицына. Интересна в литературоведческом и культурологическом плане проза писателя-эмигранта Б.Ю. Поплавского

А вообще, рекомендую читать афоризмы. Помогает лучше понять самого себя...  

Мой взгляд на мир

О своём взгляде на мир проще сказать собствнными афоризмами:

1. Самое горькое чувство - разочарование. Смысл жизни - прожить так, чтобы собственные успех и неудачи не заставили разочароваться в самом себе.

2. Мы живём той жизнью, которую можем себе позволить. Обстоятельства, окружение, желания, совесть - всё играет свою роль. (февраль 2009)

3. Тончайшие грани эмоций, моральный субъективизм. Вот, что составляет Я каждого из нас. Остальное - бренная физиология. (25.05.09 г.)

4. Разумное послушание - это ответственность; покорность и бытовой нигилизм - способ её избежать. (июнь 2009)

5. С годами большинство из нас начинает жить только лишь по системе обязанностей, отказываясь за недостатком времени от творчества в любых его проявлениях, тем самым утрачивая себя, способность субъективного видения мира, а главное - возможность быть подобным Богу! (2009 г.)

6.  Красота или доброта спасёт мир? Скорее гений инженерной мысли, способный реализоваться в пользе, обрамлённой эстетикой. (июнь 2009)

7. Как бы не хотелось иногда совестливому человеку прожить жизнь заново, чтобы недопустить ошибок, а безнравственному, - чтобы избежать наказания, нужно помнить, что в своих самостоятельных поступках мы всегда руководствуемся тем, что считаем единственно правильным и удобным в данную минуту. Анализ времени безусловно расставит всё по своим местам и изменит наше мнение. Но и знания о возможном ходе жизни неспособны улучшить её саму, они лишь добавят в неё скуку и страхи. (июнь 2009, исправлено 10.07.11 г.)

8. По-настоящему демократичными могут быть только внутренне очень организованные люди, которым присущи собранность, самодисциплина и чувство ответственности. Их поведение, стиль жизни не зависят от политических лозунгов. И, к счастью, именно они являются теми сваями, на которых держится государство. (27.07. 10 г.)

Мои достижения

Из недавних моих достижений: 

1. Участие во II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ " ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ" (21 октября 2010 года) , которая была организована Балашовским институтом (филиалом) ГОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского", администрацией Балашовского муниципального района, Центором духовно-патриотического воспитания БИСГУ, Научно-образовательным центром православной культуры и религиозной антропологии СГУ

В рамках данной Конференции   темой моего выступления было: " Атрибутика в молодёжной субкультуре как фактор проявления экстремизма". (Статья может быть рассмотрена в качестве методического пособия на уроках обществознания в 7 классе)

Материалы Конференции опубликованы в сборнике в рамках проекта "Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России"

2. Прохождение и получение Удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в Институте дополнительного профессионального образования "Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского" по программе повышения квалификации "История мировых религий и основы православной культуры" ( 30 марта - 09 апреля 2011 года) 

Моё портфолио

 

Мировая история– это история городского человека. (Освальд Шпенглер)

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. ( Виссарион Григорьевич Белинский)

Что значит  преподавать историю и обществознание в школе? В последнее время об этом немало говорилось и писалось. При этом речь обычно шла  о необходимости отвергнуть приевшиеся стереотипы, о том, как избежать примитивной  схематизации в изучении исторического материала.

Весьма распространено мнение, будто история - это фактологическая дисциплина, чья функция - верное описание событий и выдача характеристик князьям, царям, королям, императорам, революционерам, государственным деятелям. Очевидно, что это не так. Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Это важно ещё потому, что, к сожалению, современные дети - порой черезчур раскрепощённые - не способны выразить своё собственное мнение, отталкиваясь от фактов, боятся выйти за пределы "книжных знаний". А уроки истории и обществознания, наряду, наверное, только с курсом литературы в школьной программе, дают возможность ученикам научиться доказывать, убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Преподавать историю - значит ориентировать школьников не только на усвоение фактов, но и на постижение связей между ними, на логическое познание истории. Так как интуитивное, глубинное ощущение исторического процесса - удел немногих; научить этому нельзя.

А вот курс обществознания интересен детям уже тем, что он непосредственно связан с жизнью, со всеми проявлениями человека. И именно связь с жизнью - важный принцип обучения обществознания.

Сам курс обществознания призван помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя  как личность. Его цель - приобщить школьников к современной экономической, политической, правовой, нравственной, экологической культуре, что является условием становления свободной и социально ответственной личности, осознанно прокладывающей свой жизненный путь. Предмет "Обществознание"  является интегративным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук. Учащиеся получают начала философских, экономических, социологических, этических, правовых, экологических знаний, умение пользоваться этими знаниями в жизни. Поэтому уроки обществознания предполагают не заучивание и пересказ фактов, а размышление, критическое восприятие разнообразной информации, выработку способности самостоятельно искать решения многочисленных проблем, возникающих в жизни человека и общества.

Всё это даёт возможность подростку, вступающему в жизнь, познакомиться в самом общем виде с теми дискуссиями и спорами, которые идут вокруг проблемы человека и государственности с давних времён и по сей день. Кроме того, задача учителя-обществоведа -  психологически подготовить учащихся к наличию в обществе неодинаковых оценок, разных позиций и мнений по одному и тому же вопросу. 

Добавить грамоту в портфолио