Современные образовательные технологии в процессе преподавания истории и обществознания

Гоцинец Лилия Николаевна

В условиях изменения структуры и содержания общего образования в старшей  школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов преподавания в профильных классах. Использование инновационных технологий  призвано решить данные проблемы и способствовать личностному развитию ребенка.

Создать целостную систему, формирующую историческое образование на основе взаимосвязи и взаимообусловленности всех составляющих педагогического процесса, справиться с перегрузкой учащихся позволило использование технологии разноуровневого обучения. Деятельность учащихся на уроке стала успешней, у всех появился  интерес к предмету, усилилась мотивация познавательного процесса.

Применение опорных конспектов по методике Б.Е. Андюсева в разноуровневом обучении позволило каждому ученику усвоить с одной стороны базовые знания главных и второстепенных фактов, а с другой -  творчески осмыслить изучаемый материал, применить знания в новых нестандартных ситуациях.

Осуществление текущего и итогового контроля и аттестациив системе уровневой дифференциации через тематический контроль и систему зачетных работ, выделение в проверочной работе обязательной и дополнительной частей, обязательное закрытие пробелов, использование тренировочных зачетов,  работа по  принципу  открытости образцов проверочных заданий обязательного и дополнительного уровня,   выставление итоговой оценки (только при условии сдачи всех зачетов) – все это  позволило обеспечить полноту проверки обязательного уровня, повысить качественную и количественную оценку, стимулировать учащихся в учебной  деятельности. Применение в старшей школе лекционно-семинарско-зачетной системы обучения способствует развитию умения слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать, а также развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. В результате у школьников отсутствуют неудовлетворительные промежуточные и итоговые  отметки, повышается количество хороших и отличных отметок.

Применение метода проблемного обучения позволило создавать ситуации на уроках, когда ученики не пассивно воспринимают информацию, а выдвигают и исследуют проблемы с разных точек зрения. Проведение подобных уроков повысило заинтересованность учащихся в учебной деятельности,  позволило найти в сегодняшнем дне отголоски далекого прошлого.  Проблемно-поисковая постановка учебных задач активизировала мыслительную деятельность школьников, повысилась самостоятельная работа каждого учащегося, что подтверждает систематический контроль, который проводится путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Критическое мышление– активный процесс познания и достижения истинных знаний, развитию которого  уделяю особое внимание. Уже работая с пятиклассниками, необходимо формировать умение работать с информацией. Кроме знания исторических фактов, добиваюсь умения оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Работу строю  с учетом принципов личностно - ориентированного подхода. Применяя технологию  сотрудничества, организую работу в малых группах при подготовке к дискуссии, решению поставленных проблем. Каждый сам выбирает себе группу: «политологи», «юристы», «экономисты», «художники», «интернет-группа», «философы», «хронологическая группа». Заранее объявляю тему, работа над которой занимает несколько уроков. Каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки в работе, рассматривает определенные вопросы, проблемы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. В результате накапливаются знания по различным сферам жизни общества в прошлом, обогащаются их умения определять круг источников информации, находить нужные сведения, преобразовывать их под углом зрения поставленной проблемы, рассматриваемого аспекта; оформлять полученные результаты и предъявлять их свои одноклассникам. Работы оцениваем, проводим итоговую дискуссию. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию, раскрывает познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развивает  умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности, способствует повышению уровня развития коммуникативных навыков. Дискуссии на уроках истории и обществознания помогают учащимся определиться в своих взглядах, развивают критическое мышление. Противоречия рождают умение думать, делать выводы и соотносить  их с  современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность.  

 

Комментарии

Гоцинец Лилия Николаевна

Применение современных методик направлено на повышение мотивации и качества обученности учащихся, успешной сдачи итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ, самоопределения ученика,напраленной на выбор будущей профессии, становления личности в изменяющемся, сложном социуме.