Проблемное обучение

Куцапкина Людмила Васильевна
Проблемное обучение ( уроки химии) Куцапкина Людмила Васильевна Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Все знают, что новое-это хорошо забытое старое… Рассматривая задачи современной школы, мы сталкиваемся с тем, что наиболее эффектным обучением современных детей, живущих в мире развитых технологий и прогресса, является проблемное обучение, имеющего глубокую историю своего развития. Давным-давно было известно, что заставить детей мыслить можно только с помощью интереса к предмету и в этом помогает умственная активность, которая одновременно и способствует более глубокому запоминанию и более тщательному анализу изучаемых в химии вопросов. Вспомним Сократа, который в своих дискуссиях руководствовался постановкой проблемных вопросов, а также знаменитого Пифагора, который с успехом применял этот же метод. Всем нам известны труды Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци, достигших немалых успехов в развитии и совершенствовании педагогики. Если обратиться к трудам российского педагога-теоретика, занимающегося вопросами дидактики, Махмутова Мирзы Исмаиловича ,то можно увидеть обоснование проблемного обучения как дидактической системе обучения .Попробуем рассмотреть теоретические основы проблемного обучения… Само это обучение предполагает создание проблемы и проблемной ситуации под руководством учителя и поиск решения , выполняемый учащимися самостоятельно; предполагает целенаправленную и последовательную постановку перед учащимися познавательных проблем и бесспорно обеспечивает активное усвоение изучаемого материала и дальнейший интерес к предмету. При проблемном обучении не нужно излагать какой-либо материал, а нужно организовать учащихся на поиск сложных вопросов, требующих решения, проведение наблюдения, провести анализ фактов, активизировать мыслительную деятельность. Разберем понятия «проблема» и «проблемная ситуация». В школе проблемой является вопрос или задание,с которым учащиеся не знакомы ,но обладают достаточными знаниями и умениями, для того, чтобы найти решение на поставленный проблемный вопрос , при этом заранее не зная к какому выводу придут в ходе своих поисков. Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких – либо противоречий. Создание проблемной ситуации и её осознание учащимися практически возможно при изучении почти любой учебной темы. Проблемную ситуацию можно создать при усвоении ранее изученного материала в новых темах для связывания изучаемого материала и при этом стимулирования познавательного интереса, при возникновении противоречий между теоретическим и практическим материалом, при возникновении противоречия между полученным результатом и отсутствием его научного обоснования, при недостаточности полученных знаний для объяснения какого-либо факта. Все проблемные ситуации можно создать как при объяснении, так и при закреплении и даже контроле за полученными знаниями. Суть проблемного обучения такова: создание учителем проблемной ситуации, направленность учащихся на её решение и дальнейшая организация поиска решения. При этом необходимо ставить перед учащимися вопрос о применении полученных знаний в различных темах и вне тем, т.е. осмыслить практическую направленность любого вопроса. В ходе работы учащиеся должны проявлять инициативу, высказывать любые предположения, пусть даже и неправильные, которые в ходе обсуждения опровергнут другие ученики. В чем же особенность использования проблемного обучения при изучении химии? Очень часто при изучении нового материала ( изомерия, формула бензола, появление сладкого вкуса в процессе длительного пережевывания хлеба и т.д.) мы сталкиваемся с необходимостью установить ассоциативные связи. В этом случае необходимо применять проблемное изложение материала. Оно применяется обычно в тех случаях, когда у учащихся нет достаточного запаса знаний, чтобы решить поставленную проблему. В случае, когда имеются хотя бы минимальные знания в изучаемом вопросе, то можно организовать поисковую беседу (например, при изучении темы «химическая связь, степень окисления» в поисках понятия «ион»). Наиболее важным и очень эффектным видом деятельности нам кажется самостоятельная и исследовательская деятельность учащихся, приводящая не только к усвоению нового материала, но и к выдвижения новых гипотез и порой создания уникальных выводов по изучаемой теме (например, при изучении темы «Вода» был сделан вывод не только о том, что вода- живой организм, но и о том, что на Земле все живое, и сама Земля живой объект!). Здесь работу учащихся можно сравнить разве что с исследовательской деятельностью учёного. Поэтому исследовательский метод обучения считается самым эффективным способом организации проблемного обучения, обеспечивающим наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся. При исследовательском методе обучения познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности учёного, открывающего новые научные истины. Таким образом, исследовательский метод обучения – один из самых эффективных способов организации проблемного обучения, обеспечивающий наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся. Конечно, создание на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства и огромной подготовки к уроку. Однако, в химии есть масса возможностей для обеспечения не только усвоения изученного материала, но и к его анализу и практической направленности, а также к расширению кругозора учащихся и любви к науке.
 

Комментарии

Куцапкина Людмила Васильевна

Моя первая статья