Самостоятельность в школе и дома

Гадаев Алексей Вениаминович

  Самостоятельность присуща детям и взрослым. Ребенком движет страсть неудовлетворенности. Начиная с трех лет ребенок проявляет самостоятельность в играх, в быту (вспомним капризы малыша:"Я сам!"). Самостоятельность ребенка постепенно переходит в наставничество со стороны родителей, воспитателей. С 6-7 лет наставник формирует у ребенка самостоятельное выполнение некоторых заданий, связанных с учёбой и общественной деятельностью.
  Дольто Ф. в своей книге "На стороне ребенка" пишет, что научить самостоятельности это не значить "автономизировать ребенка", так как если самостоятельность предоставляют, значит её не было. Речь же идёт о предоставлении ребёнку свободы  и свободы пользоваться свободой. Для этого необходимо, чтобы родители держали дистанцию по отношению к своему ребенку и доверяли ему. Это не значит проявлять к нему безразличие - совсем наоборот. Это значит надо любить в ребенке самостоятельность. Родители же скорее готовы во всем уступить, например, не позволять себе оставить ребёнка дома одного, потому что к этому их обязывает его каприз. "Если я н сделаю того, что хочет мой ребенок, говорит такая мама, - он скажет, что я противная  и что я его разлюбила". Но я не соглашаюсь с матерями, которые рассказывают о подобных сценах: "Ну и что, если он вам это сказал? Вам, что больно? Пусть выскажется. Ему это во благо, а вам большого вреда не нанесёт. Когда вы оставляете ребенка одного, объясните, что вам нужно развеяться, повидаться с друзьями. Одному дома ему будет совсем неплохо. Если будет скучно, пусть сходит к соседям, позовёт приятелей...". Для того, чтобы ребенок обрел свою самостоятельность, нужно, чтобы тот взрослый, который занимается с ним, подавал ему со своей стороны пример свободы и отстаивания собственной автономности. Сколько взрослых принимает взаимоотношения с детьми лишь как дуэль: отца с дочерью, преподавателя - с учеником.
Другое общее заблуждение - это уверенность в том, что самостоятельность ребёнка должна проявляться лишь со сверстниками, в компании, в группе. Ну и и стараются подобрать ребенку группу - заместителя семьи. Но ли ли необходимо чтобы ребёнок обязательно был в компании, если ему этого не хочется? Если он хочет быть в одиночестве - пусть будет; не препятствуйте проявлению этого желания ребенка. Напротив, приветствуйте любую его  инициативу. Только узнав, что и как, он сможет понять, что именно ему надо. Но произойдёт это лишь в ом случае, если он сможет реализовать свои желания и испытывать результаты их воплощения - сразу, потом и через некоторое время[c. 684-685].
  Е.П. Ильин замечает, что "формирование самостоятельности в учебной и общественной деятельности проходит ряд этапов , на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.
  Первый этап - самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самостоятельности.
  Второй этап - самостоятельность проявляется как в исполнении, так и самоконтроле за выполнением упражнения.
  Третий этап - к исполнению и самоконтролю добавляется и возможность самому планировать свою деятельность.
  Четвертый этап - самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.
 



Литература:
1. Дольто.Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.