Отделение от семьи

Гадаев Алексей Вениаминович

Каждый ребенок взрослеет и сепарируется и индивидуализируется.
Взросление ребенка не возможно без воспитания настойчивости и отделения (сепарации) от родителей.
Сепарация – осознание ребенком его отдельного от других людей, самостоятельного существования. В соответствующей теории данный процесс следует за симбиотической стадией, во время которой доминирует взаимно поддерживающие (подкрепляющие друг друга ) отношения между матерью и ребенком [Р.С. Немов . Психологический словарь : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007, с.390].
Индивидуация – ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп (А.А.Реан. Психология человека от рождения до смерти.СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, с. 197].
Первый шаг этой сепарации-индивидуации осуществляется уже с 3 лет как феномен рождения «Я». Ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, "не теряя её", внутренне ощущая её, её поддерживающее отношение, а следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и надёжных человеческих отношений (Е.Т.Соколова. Психотерапия. Теория и практика. М.: Академия,2010. с.97-104).
Маргарет Малер и сепарация индивидуациия диады ( мать-ребенок).
М. Малер - детский психоаналитик.
По мнению М.Малер отношения диады ( мать-ребенок) проходит несколько стадий:
1.Аутистическая фаза начинается с рождения ребёнка до 4 недель. Младенец не осознает наличие внешнего мира и людей вокруг себя. Хотя младенец нуждается в «Другом» как в доноре, к нему он безразличен - аутистичен. Материнское терпение к безучастности младенца требует некоторого воздержания от активных любовных притязаний и избыточного тормошения младенца,"быть вместе, но не вместо".Только терпение и спокойствие и глубокая вера в то, что окончится все хорошо, может поддержать младенца в прохождении его через глубинно-младенческий ужас.
2. Фаза нормального симбиоза с 2 по 6 месяцев. Симбиоз витально необходим для младенца, но не самой матери. При злокачественном и насильственном симбиозе матери возможна фиксирующая зависимость младенца и это препятствует психологическому рождению человеческой индивидуальности.
3.Фаза сепарации-индивидуации:
а) начало подфазы дифференциации в возрасте 6-10 месяцев. В этот период достигается способность к различению и усложнению дистантной сенсорики, благодаря которой , ребёнок начинает выделять материнское лицо, отличая его от незнакомых и чужих лиц, о чем свидетельствуют чередование улыбки и плача. Ребенок открывает для себя различия между миром доступным и миром недосягаемым.
б) под фаза практикования (10 мес. до 1,5 года) характеризуется активным освоением пространства посредством ползания и первых шагов. Этот период М.Малер называет началом психологического рождения ребёнка. Чувство уверенности ребенка и глубокая травма, чреватая расстройствами пограничного уровня считается под фаза сближения или воссоединения( с 15 мес. до 2, 5 года) . К локомоторной свободе добавляется овладение языком и членораздельной речью, что расширяет жизненное пространство при возможности символизации отношений. Особую роль играет полноценное появление отцовской фигуры во взаимодействии как в диодическом так и триодическом. Мать должна обеспечить ребёнку автономию, и оказание поддержки, когда ребёнок нуждается в поддержке и отталкивает её громко провозглашая "Я сам!" даже когда падает и плачет от боли и разочарования."Кризис 3 лет",или кризис стадии сближения, как феномен рождения "Я" сопровождается не отталкивающе - агрессивного, материнского отношения, для взаимного взросления. Иначе нарциссический уязвимый образ "Я" весьма вероятен и возможно прилипание, а затем страх поглощения у ребенка. Мать должна оказаться способной, выдерживать все предшествующие под фазы выращивания - "Я" константность ребёнка позитивного образа самого себя и позитивного образа матери не слитыми друг с другом комплексных противоречивых чувств и собственных, и чувств ребенка, включая как негативизм, так и прилипание. Ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, "не теряя её", внутренне ощущая её, её поддерживающее отношение, а следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и надёжных человеческих отношений (Е.Т.Соколова. Психотерапия. Теория и практика". «Академия» , М.2010, с.97-104).
Известный американский психолог Х.Джайнотт отмечал важную психологическую особенность 3-летнего возраста – индивидуацию (Джайнотт Хю,1986). С его точки зрения, это закономерное явление малыша, он не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями.

Второй шаг на пути к этой сепарации-индивидуции осуществляется в возрасте, когда дети идут в школу.
Третий шаг приходится на фазу перехода, между 13 г и 18 годами.
Четвертый шаг приходится на фазу перехода от подросткового к юношескому возрасту. При этом авторитет родителей неизбежно снижается. При этом авторитет родителей неизбежно снижается. Новыми значительными фигурами становятся другие взрослые, которых молодые люди рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чьё мнение начинает цениться выше, чем прежде. Подростки постепенно узнают, что в мире существует множество ценностей, жизненных целей, отличных от тех. Что выбрали их родители. Они изучают привычки, манеры поведения и правила семьи, в которой прошло их детство, и сравнивают их с другой доступной информацией.
Особые сложности для подростков создает то, что родители всё ощутимее лишают своих детей поддержки, которую оказывали им в предшествующие годы. Желая своему ребенку успехов в школе и на работе, родители требуют, чтобы он принял на себя ответственность за своё постепенное взросление. При этом многие из них дают понять, что они и признают отделение подростков, они будут продолжать давать указания своим уже выросшим детям. Эта противоречивая ситуация болезненно воспринимается подростками. Они остро чувствуют груз родительских претензий и желание видеть их взрослыми.
Одновременно с этим они получают противоречивый сигнал: «У тебя ещё нет с нами прав. Ты должен делать то, что говорит тебе твой отец/ твоя мать». Едва ли находятся родители, которые могут отказаться от таких противоречивых сигналов по отношению к своим детям. Чем жестче звучат требования и чем меньше у подростка внутренней силы, тем скорее возникает опасность того, что он будет чувствовать себя неудачником. Одни реагируют на это апатией, другие – агрессией, но все они стремятся тем или иным способом избежать этой ситуации в прямом или переносном смысле.
Важно, чтобы подростки поняли, что и родители находятся в тяжелом положении: они чувствуют, что их значимость снизилась, что взросление детей означает достижение наивысшей точки в их собственном жизненном цикле, после которой начинается спад. У многих родителей в середине жизни появляются собственные неразрешенные в детстве внутренние конфликты. В этой тяжелой душевной ситуации они испытывают страх от того, что вновь должны пережить страх расставания в своей жизни. Они не знают, как им жить дальше и что они хотят осуществить во второй половине жизни. Они чувствуют зависть к жизненной силе и ещё неизвестному будущему своих детей, а также грусть из-за опустевшего семейного гнезда.
Родители, которые не могут признать своё противоречивое отношение к этой ситуации, начинают бороться со своими детьми. Они вмешиваются в их дела в неподходящие моменты, мелочно опекают детей и демонстрируют чрезмерную тревогу или же эмоционально отдаляются и отказывают детям в необходимой похвале и симпатии.
Поэтому подросток должен разобраться и понять, почему родители их контролируют, ведут себя агрессивно или отстраненно. Подросток, который хотя бы частично понимает душевное состояние своих родителей, будет чувствовать меньше вины, шаг за шагом отдаляясь от дома. Ему будет легче принять справедливые требования родителей и конструктивно взаимодействовать с ними [Фопель. К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.:Генезис, 2008. с.9-11].

К подростковому возрасту вместо того, чтобы решать основной вопрос Кто я и куда иду подросток развивает любые формы нарушенного функционирования для того, чтобы не отделяться от семьи. Девиантное поведение, алкоголизм, наркомания, академическая неуспеваемость - хорошие способы доказать миру свою несостоятельность и обеспечить семью необходимостью заботиться о себе.

Люди, не прошедшие сепарацию, испытывают большие трудности в создании собственной семьи и в выращивании детей. В каком-то смысле их просто нет как таковых - людей с простроенными границами Я, они скорее части целого кусочки нерасчлененной эго-массы многопоколенной семьи. Механизмы поддержания слитности были подробнейшим образом исследованы и описаны Мюрреем Боуэном знаменитым Американским системным терапевтом в работах по теории дифференциации. Главное в этом механизме передача тревоги от одного человека к другому, в нашем случае от матери к ребенку. Когда мать неконтролируемо сливает свою тревогу в ребенку, а он в силу возраста и универсальных способов приспособления ребенка к миру взрослых (стремления соответствовать ожиданиям взрослых, тонкости чувствования этих ожиданий, физической зависимости от взрослых), берет в себя эту тревогу, тогда и образуется общая эмоциональная система матери-ребенка. Общая эмоциональная система означает, что люди не имеют свободу выбора реакций тогда, когда они вместе, их поведение автоматично. Мама кричит - ребенок обижается. Мама обвиняет ребенок сердится. Это происходит всегда, независимо от возраста членов этой пары. Не понятно, кто что чувствует, мама беспокоится и ребенок беспокоится, при этом им может казаться, что они беспокоятся по разным поводам, на самом же деле один беспокоится, просто потому, что беспокоится другой. На этой основе не может происходить полноценной сепарации [Варга Анна(источник: Сайт семейных психотерапевтов)].

Подростку необходимо развивать в себе настойчивость и произвольность.
Произвольность и настойчивость необходимые черты характера современного человека. На основе потребности человека в достижении цели и получения ожидаемых результатов в процессе напряженной и длительной деятельности возникает волевое свойство личности, самоконтроль, саморегуляция, самостоятельность, самоисполняющееся пророчество и самоуправление.
Н,П.Локалова считает, что "Произвольность - сознательная регуляция субъектом психических актов на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата"(с.221).
В.А.Жмуров дает определение настойчивости - как поведенческой тенденции упорно продолжаться или сохраняться. Существуют два отличия настойчивости от упрямства: устойчивого повторения или продолжения однажды начатой деятельности в неадекватном контексте (персеверация -от лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) причем при отсутствии негативных значений. обычно настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу с противодействием. Во-вторых, настойчивость относится к поведению и является характеристикой волевых качеств. Упорство относится к реакции на стимул, которое повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Настойчивость не следует смешивать с упрямством, основанным на неспособности признавать свою неправоту[с.358].
В большом психологическом словаре под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко дается определение настойчивости (англ. insistence) - как волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В отличии настойчивости от упрямства единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своём.
Воспитание настойчивости необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное - приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные, но выполнимые задачи и неуклонно требовать, чтобы он доводил начатое дело до конца. В школьном возрасте важная роль в развитии настойчивости принадлежит учителю, родителю, коллективу учащихся и самовоспитанию[c.346].
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят трудно достижимых или далёких целей с их точки зрения, либо ставят, но не руководствуются ими в своём поведении.
Н.Д. Левитов указывает, что при первых затруднениях детей не надо спешить им на помощь и самим учителям устранять все препятствия в выполнении задания. Учащиеся при самостоятельном преодолении посильных трудностей укрепляют свои силы и переживают радость успеха.
Н.Д.Левитов предостерегает учителей от возникновения у детей при выполнения задания - фрустраций - расстройств планов и крушения надежд. При этом возникает два типа реакций: стенических (от греч. sthenos - сила) и астенических.
К стеническим относятся:
* агрессия против других (драчливость, грубость, задиристость);
* агрессия против себя;
* отвлечение на другую деятельность (часто саморазрушительную) для "забвения";
* капризное, тривиальное поведение;
* бесплодное повторение блокируемой деятельности (персеверация).
К астеническим реакциям при расстройстве планов, крушении надежд (фрустрация) относятся:
* депрессия ( чувство печали, сознание нерешительности, слабости, безвыходности, отчаяния;
* апатия;
* скованность, порой тупость.
Наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности (от лат. toleranti - терпения) как черты характера. Толерантность придает настойчивости стабильность в поведении при преодолении трудностей[Т.А. Шишковец. Осложненное поведение подростков. М.: 5 за знания, 2006].