РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

Пономарева Анастасия Алексеевна
Школа- интернат (V вида) №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья это учреждение где обучаются и воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи.. 
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. 
Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики. 
Вследствие этого у большинства учащихся-логопатов наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. 
Исходя из потребностей детей,  и коррекционно-развивающая работа учителей-предметников на уроках и воспитательная работа и деятельность  службы сопровождения – педагога-психолога, логопедов и других специалистов направлены на преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание гармоничной личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовать свои познавательные и социальные потребности, стать полноправным членом социума.
Сегодня мы коснемся нескольких аспектов разноплановой деятельности,  по созданию условий для воспитания, развития учащихся,  раскрытия  способностей и творческих возможностей ребенка с речевой патологией с целью максимальной реализации личностного потенциала каждого учащегося. 
Первый из них: Работа с учащимися в Музейно-методическом комплексе «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра». Она развивает у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организует взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения. Музей занимает важное место в учебной и внеклассной работе. 
Учащиеся пишут доклады, рефераты, исследовательские работы. Здесь проводятся учебные экскурсии, проходят уроки-экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Музейные экспонаты используются в качестве учебных пособий на уроках, демонстрационного материала. Экскурсии (а точнее, экскурсионно-театрализованные представления) в музее проводят сами ученики, посещающие кружок экскурсоведения. К работе в музее привлекаются всех желающие ученики. Их успеваемость и диагнозы в расчёт не берутся. Каждый ребёнок, пришедший  в музей, - способный среди способных, талантливый среди талантливых, успешный среди успешных. Схема деятельности в музее выглядит так: внимание, забота, требовательность, приводящие к успеху и самореализации ребёнка. Требовательность наша вплотную связана с поощрением ребёнка за самые незначительные достижения в его делах. То есть, привлекая ребёнка к какой-либо деятельности, мы настраиваем его на то, что его ожидает успех.
Опыт такой деятельности способствует их реабилитации в обществе, повышается статус самооценки, что является главным в социализации. Ведь они не только учатся общаться, приобретают уверенность в себе, но и в ходе работы в музее знакомятся с замечательными людьми, их судьбами и стараются быть достойными их. Все учащиеся, работающие в музее, чувствуют свою неразрывную связь с ним. Они видят, как их поисковая деятельность  приобретает общественную значимость. Работы учеников представлены в Государственный музей истории Санкт-Петербурга (отдел «Особняк Румянцева»), Государственный музей обороны и блокады Ленинграда, дети с тяжелыми нарушениями речи успешно выступают и получают призы на районных и городских конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев, ученических конференциях «Ленинград. Война. Блокада», историко-краеведческих чтениях, выставках и конкурсах.
Таким образом, мы видим, что участие в работе музея прививает детям такие необходимые для социализации качества, как коммуникабельность, общительность, уверенность в себе, раскрепощённость, умение раскрыть свои лучшие качества, осознанная поведенческая свобода, культура поведения и культура речи, внимание к людям, благодарность и уважение к старшему поколению. 
Школьный проект по развитию речи учащихся «Открытый урок чтения» проводится ежегодно на материалах творчества классиков отечественной и зарубежной детской литературы  и направлен на привлечение внимания учащихся к книге и чтению, как к важному фактору сохранения и развития отечественной культуры и науки. Каждый учебный год посвящен какому либо автору – например, в прошлом году это был Михалков, в этом – юбиляры, К. Симонов и Г.Х. Андерсен.
 Проект начинается в сентябре приглашением к чтению и знакомством с биографией писателя, продолжается совместными чтениями произведений, в декабре обычно проходит школьный конкурс чтецов.
Творчество писателя изучается и систематизируется на протяжении всего учебного года и весной завершается общешкольным литературно-музыкальным представлением «Со страниц – на сцену». Дети выступают как участники действия и как зрители. 
Подготовка осуществляется в режиме проектной работы (выбора произведения, участников действия, распределения ролей, заучивания текста, коррекции произношения, репетиционного процесса, составления костюмов, реквизита, декораций, афиши, подготовки музыкального сопровождения, подготовки технических средств.).  
Проект развивает  у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста. 
Развивается музыкальный слух,  навык выразительного чтения, навыки актерского мастерства (жесты и мимика), происходит автоматизация в речи поставленных звуков, развитие навыка связной речи, речевого дыхания.
 
Служба сопровождения школы-интерната №2 также старается внести свою лепту в развитие потенциала личности и социальную адаптацию учащихся и работает в области пяти основных групп проблем:
                   - преодоление речевой патологии обучающихся;
                   - сохранение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;
                   - преодоление затруднений в учёбе;
                   - выбор образовательного и профессионального пути;
                   - решение социально-эмоциональных и функциональных проблем развития;
             
И здесь хотелось бы остановиться на единственном аспекте, связанном с профессиональной ориентацией и включением в социум. Выпускники нашего образовательного учреждения преимущественно представители рабочих профессий, требующих среднего профессионального образования. Помимо стандартных диагностик и консультаций, нам хотелось сделать что-то более масштабное и интересное для детей. Мы со старшими классами регулярно посещаем музей истории профессионального образования, где в увлекательной форме предоставляется актуальная информация об учебных заведениях, профессиях, демонстрируются видеофильмы, а также даются рекомендации о том, чем руководствоваться при выборе дальнейшего пути. Уже само то, что это выездная экскурсия, выбивается из повседневности, заставляет детей относиться к профориентационной консультации более серьезно и заинтересованно, чем в стенах родной школы. После посещения музея они действительно начинают думать о будущем, появляется мотивация достижения такого же успеха, какой имеет та красивая, зрелая личностно молодежь на видео, которая уже получает заинтересовавшую профессию.
И еще очень приятным сюрпризом стало для нас знакомство с сотрудниками автомобильного завода HUENDAY, куда мы также ездили на экскурсию и непременно собираемся снова. Здесь нужно уточнить, что 80% нашего контингента – это мальчики, поэтому все, что связано с автомобильным делом вызывает у них живой отклик. Экскурсия по миру автомобилестроения абсолютно бесплатна, кроме того, нам предоставили автобус до завода и обратно. На заводе вначале очень красочно  поведали историю успеха, создания компании, абсолютно простым корейским человеком, который очень много работал. Затем нас провели по всем цехам, где рассказали и показали, как создаются их автомобили. Дети, конечно, были в восторге от технической продвинутости завода – роботы на сборке и покраске машин, наушники и рации, которые каждому выдали, что бы слышать гида среди шумного цеха. На прощание даже были небольшие сувениры. На экскурсии мы обратили внимание, что в таких условиях дети стараются вести себя хорошо, как бы это примитивно ни звучало,  выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, а затем и соответствовать новому образу. Многие дети в нашей школе из социально неблагополучных семей, здесь же они увидели другую планету – цивилизацию,  сверкающую чистотой и техническими новинками, демонстрирующую безукоризненную вежливость и профессионализм.  А кое-кто после посещения завода определился с будущей профессией.
Мы собираемся продолжать подобные формы работы, которые расширяют кругозор, знакомят детей с  социумом и окружающим миром, вызывают желание строить свою успешную жизнь.