Главные вкладки

    Организация деятельности школьного ПМПк

    Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

    06.02.2018г

    Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

    Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

    Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

     Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

    Для реализации этой цели  мы ставим  следующие задаич:

    1. ранняя диагностика отклонений;

    2. консультирование родителей, педагогов;

    3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

    4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

    5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

    6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

     Наш консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может  варьироватся в зависимости от поставленной цели.

    Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

    Плановый консилиум решает следующие задачи:

    определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

    выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

    динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

    решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

     плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

     Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

    В задачи внепланового консилиума входят:

    принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

    изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

    изменение образовательного маршрута.

    КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО  ОБСУЖДЕНИЯ ?

    Педагог-психолог приносит на консилиум:

    - результаты наблюдений;

    -результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

    - результаты обследования самих школьников.

    Обобщенные данные о ребенке

    Описание психологических особенностей
    - обучения;
    - поведения;
    - самочувствия школьника.

    Обнаруженные нарушения или отклонения от
    - возрастной;
    - психической;
    - социальной нормы.

    Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

    Классный руководитель предоставляет на консилиум:

    результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

    - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников  в целом

    Классный руководитель фиксирует:(ведёт  «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных  педагогических  ситуациях;особенности  индивидуальных  черт  его обучения;особенности обучения;- самочувствие , настроение.

    Показатели для характеристики

    Качественные характеристики учебной деятельности.

    Количественные показатели учебной деятельности.

    Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

    Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

    Учитель-логопед:отражаетособенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

    Учитель-дефектолог:предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

     мед.сестра предоставляет:

    1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

    соответствие физического развития возрастным нормам;

    состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

    переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

    2.      Факторы риска нарушения развития:

    наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

    факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

    3.      Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

    Социальный педагог  

    берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

    Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

    Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

    2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

    3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

    помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

    решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

    5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

    6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

    .Я расскажу  более подробно ход консилиума на примере  конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

    1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

    Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

    2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

    Участники консилиума отвечают на вопросы:

    какого рода помощь требуется школьнику?

    какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

    какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

    какую работу могут взять на себя участники консилиума?

    какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

    что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

    3 этап.

     Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

    В заключение

    Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_konsilium.pptx1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психолого-медико-педагогический консилиум в МБОУ «Новотроицкая СШ» Председатель ПМПк МБОУ «Новотроицкая СШ» Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна 2017-2018учебный год

    Слайд 2

    Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка

    Слайд 3

    Приказ директора школы о создании ПМПк в МБОУ «Новотроицкая СШ» Положение о ПМПк МБОУ «Новотроицкая СШ» График плановых заседаний ПМПк ( коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

    Слайд 4

    Цель ПМПк Обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

    Слайд 5

    Задачи ПМПк 1. Ранняя диагностика отклонений; 2. К онсультирование родителей, педагогов; 3.Определение необходимых специальных образовательных условий; 4. Определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам; 5.Составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию; 6. Формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития

    Слайд 6

    Состав ПМПк Директор школы (педагог-психолог) заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, учитель-логопед, учитель, воспитатель (представляющий ребенка на ПМПк ).

    Слайд 7

    Плановый консилиум Плановый консилиум решает следующие задачи : определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

    Слайд 8

    Внеплановый консилиум Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели). В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности; изменение образовательного маршрута.

    Слайд 9

    КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ ?

    Слайд 10

    Педагог-психолог приносит на консилиум : - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.

    Слайд 11

    Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме; психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений. Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

    Слайд 12

    Классный руководитель предоставляет на консилиум: результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.

    Слайд 13

    Классный руководитель фиксирует: (ведёт «Дневник наблюдения) трудности , которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; особенности индивидуальных черт его обучения; особенности обучения ; - самочувствие , настроение.

    Слайд 14

    Показатели для характеристики Качественные характеристики учебной деятельности. Количественные показатели учебной деятельности. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях). Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

    Слайд 15

    Учитель-логопед: отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

    Слайд 16

    Учитель-дефектолог: предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития.

    Слайд 17

    Медицинский работник Предоставляет: 1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. 3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

    Слайд 18

    Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом: помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.

    Слайд 19

    Регламент проведения внепланового заседания ПМПк 1. Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания. 2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания. 3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк , и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

    Слайд 20

    Регламент проведения внепланового заседания ПМПк 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк ). 5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями). 6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

    Слайд 21

    Ход консилиума 1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

    Слайд 22

    Ход консилиума 2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику Участники консилиума отвечают на вопросы: какого рода помощь требуется школьнику? какую развивающую работу желательно с ним осуществлять? какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения? какую работу могут взять на себя участники консилиума? какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели? что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

    Слайд 23

    Ход консилиума 3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

    Слайд 24

    В заключении Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам)

    Слайд 25

    Спасибо за внимание!