Рекомендации родителям детей с нарушением слуха

Коляса Мария Евгеньевна

Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит вопрос относительно детей с недостатками слуха. Помните, что начинать систематические занятия нужно с того дня, когда появилось первое подозрение, что Ваш ребенок плохо слышит. Эти занятия помогут специалистам установить степень снижения слуха, поставить точный диагноз, решить вопрос о необходимости слухового аппарата и подобрать режим его работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vam_roditeli_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вам, родители!..

  Любовь к ребенку рождается еще до его появления на свет. С ним связываются лучшие мечты, строятся жизненные планы. Нет ничего более тяжелого, чем несчастье с ребенком. Сейчас от Вас, от Вашей жизнестойкости, силы воли, терпения будет зависеть судьба ребенка.

Малыш не должен видеть Вашего отчаяния, слез. К нему всегда должно быть обращено доброе, улыбающееся лицо родных. Однако необходимо быть и требовательными. Ни в коем случае не балуйте ребенка. Этим Вы нанесете ему большой вред. Избалованного ребенка трудно организовать для занятий, он постоянно конфликтует с другими детьми, со взрослыми. Все это отрицательно сказывается и на формировании его личности, и на успехах в обучении.

Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит вопрос относительно детей с недостатками слуха. Помните, что начинать систематические занятия нужно с того дня, когда появилось первое подозрение, что Ваш ребенок плохо слышит. Эти занятия помогут специалистам установить степень снижения слуха, поставить точный диагноз, решить вопрос о необходимости слухового аппарата и подобрать режим его работы.

  Специально организованное раннее обучение позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет с собой глухота и тяжелая тугоухость: отсутствие у ребенка речи (или ее распад у ребенка, оглохшего в 2-3 года и позже), отставание из-за немоты от слышащих детей в психическом развитии. Нельзя откладывать воспитание и обучение ребенка до окончания проведения того или иного курса лечения, который часто длится 2-3- месяца, а то и полгода, год. Одновременно с проведением лечения с ребенком нужно заниматься.

Учить ребенка - это не значит посадить его за стол и в течение определенного, достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. В первую очередь необходимо правильно, рационально организовать деятельность ребенка в течение всего дня, обеспечить уход за младенцем, воспитывать с учетом возраста ребенка культурно-гигиенические навыки (правильно умываться, есть, одеваться и т.п.), учить играть, развивать внимание, подражание, память и постоянно - дома, на прогулке, в транспорте, в гостях... - общаться с ребенком речью. В ходе же специально организованных занятий в игровой, занимательной форме следует учить ребенка всему тому, что должен уметь его слышащий сверстник, а также проводить специальную работу по развитию его речи, остаточного слуха, а с полутора лет - и по формированию произношения и обучению чтению. Продолжительность одного специального занятия зависит от возраста детей: для годовалых малышей - от 5-8 до 10-12 мин., двухлетних - до 15 мин., детей 3-4-х лет - 20-25 мин., 5-6-ти лет - 30-35 мин. В течение дня следует проводить не менее 2-3 занятий, но не подряд. Если другие члены семьи могут заниматься с ребенком, поделите между собой занятия.

Каждое занятие (тем более самое маленькое) нужно продумать, подобрать все, что на нем понадобится. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразными по содержанию, форме и характеру проведения. Не перегружайте занятия материалом. Постоянно поощряйте и подбадривайте ребенка. Следите, чтобы он не утомлялся. Если ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать, значит, он устал, и Вам надо прекратить занятие еще до того момента, как он откажется заниматься.

Работу с ребенком следует проводить под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета или специального детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возможностей и особенностей Вашего ребенка, научит взрослых правильному общению с ребенком и методике его обучения.

Успех в воспитании и обучении ребенка с нарушенным слухом во многом зависит от единства требований, предъявляемых к нему всеми взрослыми: мамой, папой, бабушкой... Договаривайтесь между собой во имя ребенка.

Полезные советы по воспитанию Вы можете получить в книге Б.Д. Корсунской "Воспитание глухого дошкольника в семье" (М.: Педагогика, 1970).

Воспитывать и учить неслышащего ребенка трудно. Но каждое слово, фраза, сказанная им, мысль, выраженная Вашим сыном или дочкой, нравственное поведение - это Ваши совместные победы. Терпение, настойчивость, целеустремленность, помноженные на желание помочь ребенку, приведут Вас к успеху в воспитании и обучении самого дорогого для Вас человека!

Желаем Вам успехов!