Современные технологии в реабилитации и обучении глухих и слабослышащих.

Коляса Мария Евгеньевна

Верботональный метод  реабилитации лиц  с серьезными проблемами в коммуникации развил в 1950 году профессор Петар Губерина, лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи. Мы говорим, (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определенное явление. В этом смысле «значение» речи передается не только лингвистическими элементами, но также слуховыми и зрительными информациями, в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Так, говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, что аудио-визуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться. Исправляя его речь, мы одновременно исправляем и его восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в реабилитации и обучении глухих и слабослышащих.

Верботональный метод  реабилитации лиц  с серьезными проблемами в коммуникации развил в 1950 году профессор Петар Губерина, лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи. Мы говорим, (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определенное явление. В этом смысле «значение» речи передается не только лингвистическими элементами, но также слуховыми и зрительными информациями, в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Так, говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, что аудио-визуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться. Исправляя его речь, мы одновременно исправляем и его восприятие.

Методика верботонального метода соответствует моделям развития языка, которые исследовались у нормально слышащих детей. До начала говорения ребенок плачет, лепечет, воркует и воспроизводит звуки. Все его тело участвует в создании и восприятии звуков. Такая звуковая активность не только ответ на слуховые ощущения, но в большей степени это ответ на проприоцептивные ощущения.

По мере созревания ребенка его игра собственным голосом становится все совершеннее. В это время ритм, интонация, ритмические двигательные активности, а также его вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения помогают развитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 9-12 месяцев ребенок уже научился использовать ритм и интонацию для придания словам различного значения. Например, когда он говорит «Мама», это может значить «Мама, иди сюда» или «Мама, не уходи», или «Мама, я не могу ждать. Если не поспешишь с едой, я закричу». Мать начинает быстро распознавать эти сообщения.

Ритм и интонация передают значение не только в детской речи, но и в устной речи взрослых. Если мы говорим «Таня вчера пришла домой» и акцентируем первое слово, нам не нужны другие слова, чтобы понять, что пришла Таня, а не кто-то другой. Если акцен6тируем слово «вчера», подразумеваем, что она пришла домой вчера, а не в другой день.

В 1938 году Губерина подчеркивал важность ритма и интонации продукции и восприятия речи; кроме того, в результате своих исследований и практической деятельности он пришел к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацибю речи. Уже в начале 50-х Губерина начал использовать эти два принципа в реабилитации глухих детей, у которых были остатки слуха только на низких частотах (Губерина, 1950). Он считал, что мозг лучше всего будет функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, к которым ухо наиболее чувствительно. Кроме того,  будет обогащен оптимальным стимулом, и со временем, как и в результате упражнений, будет готов отвечать на все более сложные требования, т.е. не менее благоприятные стимулы.

Элементы верботональной системы:

-        Вибротактильная фаза

-        Аудиовизуальный курс

-        Фонетическая ритмика

-        Музыкальная стимуляция

-        Пиктографическая ритмика

Вибротактильная фаза

Предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола), низких частот, восприятия звуков всем телом. Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже  знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко); над ударением.

Аудиовизуальный курс

Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуацией реальностью. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения. На последующих этапах работы картинка убирается (звуковой сигнал уже принят и усвоен с её помощью, он будет понятен и без картинки).

Фонетическая ритмика

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.

Фонетическая ритмика включает два раздела:

Первый раздел

«Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.

Второй раздел

«Ритмическая стимуляция» предусматривает особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).

Музыкальная стимуляция

На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможность их мелодизировать.

Используются речевые ритмические считалки:

Иррациональные считалки - состоят из слогов не несущих смысловое значение;

Полуиррациональные считалки - смешанные считалки;

Рациональные считалки - состоят из слогов не несущих смысловое значение. При этом учитывается, что каждый звук обладает определёнными качествами длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.

Пиктографическая ритмика

Пиктограммы знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы - это вспомогательное средство обучения.

Пиктограммы помогают в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.

Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

Любую ритмическую структуру можно представить в графическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.

Таким образом, использование пиктограмм помогает детям со сложной структурой дефекта в восприятии и закреплении звуков, усвоении разнообразных ритмических структур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.

Элементы верботональной системы можно использовать на:

-  Общеобразовательных уроках;

- Внеклассных занятиях (внеклассном чтении и др.)

- Музыкально-ритмических занятиях;

- Уроках ИЗО-деятельности;

- Уроках физической культуры;

- Индивидуальных занятиях.

- Результаты применения верботонального метода:

- Достигается сенсорная активность ребенка;

- Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;

- Обеспечивается качество звучания;

- Создается естественная основа для овладения речью;

- Дети раскованы, открыты для контакта с окружающими.

Наша цель - помочь, развить хорошие речевые-коммуникативные способности и интегрировать их в массовую систему обучения. Верботональный метод, таким образом, подчеркивает важность одновременного развития всех органов чувств, не предлагает изолировать отдельный вид восприятия, не преувеличивает роль какого либо стимула или замену другим лингвистическим кодом. Он не является принципом “всеобщей коммуникации" в реабилитации лиц со слуховыми нарушениями, а подход “целостная сенсорика", который подчеркивает важность устной речи.

В мировой практике реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха и речи на протяжении нескольких десятилетий высокую оценку специалистов получило оборудование серии "СУВАГ" фирмы СЕДИ (Франция), не имеющее аналогов в России.

В верботональном методе используются следующие аппараты: СУВАГ I, СУВАГ II, СУВАГ-лингва для работы в классе, СУВАГ-лингва для индивидуальной работы и слуховой аппарат Мини-СУВАГ. Функционирование аппаратов и их характеристики описаны ниже.

СУВАГ I аппарат используется ежедневно для индивидуальных занятий и для работы в классе, для 6 -10-ти детей с нарушениями слуха. Преподаватель выбирает, в каких условиях он будет работать; это может быть линейная стимуляция (0,5 - 20000 Гц) или низко-пропускной фильтр (0,5 - 300,600,1000,2000 Гц). Преподаватель держит микрофон вблизи губ для того, чтобы звуковой сигнал был лучше, с меньшим количеством шума. Дети носят или вибраторы (СУВАГ вибар) на суставе руки, или наушники (КОСС К-6). Аппараты сделаны так, что преподаватель и дети могут свободно двигаться.

СУВАГ II - многоканальный фильтровой аппарат, используемый для индивидуальной терапии лиц с нарушениями слуха. В нем пять независимых каналов: а) линейное пропускание частот (0,5 - 20000 Гц), б) низкоиропускные фильтры, в) низкопоясные фильтры, г) высокопропускные фильтры, д) высокопоясные фильтры (с пиком резонанса). У фильтров различные пограничные частоты, различные наклонные приглушения и независимые потенциалы интенсивности для каждого канала. Таким образом СУВАГ II дает нам возможность использовать любую частотную характеристику. Сурдопедагог выделяет те частоты, которые дают пациенту наилучшую разборчивость речи (оптимальное слуховое поле ОСП). Во время слуховых упражнений сурдопедагог подбирает и те частоты, которые корригируют ошибки перцепции у пациента.

С низкопропускным фильтром ученики слышат ритм и интонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр добавляется для достижения большей напряженности в произношении и восприятии. Когда учащиеся научатся имитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние частоты для развития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейное слушание готовит учащихся к каждодневным ситуациям.

        Отличительной особенностью электроакустических аппаратов "СУВАГ" является то, что они усиливают и передают речевые частоты и очень низкие от 0,5 Гц до 16 Гц, имеют вибраторы для соматосенсорной стимуляции слухового восприятия, а с помощью сложной системы фильтров возможно определение оптимального слухового поля для обучения речи неслышащих детей. Диапазон частот охватывает 13 октав, начинающихся в инфразвуковой зоне. Максимальное звуковое давление в наушниках составляет 140 дБ, что позволяет работать с детьми с глубокой потерей слуха (глухота).

        В образовательном учреждении для неслышащих детей используется следующее электроакустическое оборудование: «Верботон ВТ 15», «Верботон ВТ 42», «ССД», «Суваг ИТ 2 М», «АТУ 30», «Верботон VT 62», «Суваг СТ 10».

 Профессионализм педагогов в использовании электроакустического оборудования позволил нашим детям развить их слуховые возможности, что дало им возможность принимать активное участие в общественной жизни школы, города и страны.

Литература:

1. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога / Л.И. Руленкова. – М.; Парадигма, 2010

2. Мари-Елен Буза: «Опыт работы Федерации АПАЖ в реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи»

3. Жак Буше: «Практика образовательных учреждений в реабилитации детей с нарушениями слуха и речи»

4. Зденка Гаврилович: «Основные принципы реабилитации в современном мире»