Использование информационно-компьютерных технологий в обучении биологии и географии в коррекционной школе.

Медведева Татьяна Викторовна

                                                   Содержание:

Введение

I. Теоретические аспекты применения информационно-компьютерных технологий в обучении биологии и географии в коррекционной школе.

1.1 Использование информационно-компьютерных технологий в обучении биологии и географии в коррекционной школе.

1.2 Использование возможностей информационно-компьютерных технологий на различных этапах урока биологии и географии.

1.3 Программное обеспечение уроков биологии и географии.

1.4 Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной презентации. Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии и географии в коррекционной школе.

Заключение

Введение

« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».

К.Э. Циолковский

Необычайно высокие темпы развития биологии и географии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека.

Совершенствование биологического и географического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии  и географии в школе.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

Профессор И.В. Роберт отмечает, что компьютерные технологии могут использоваться в качестве:

-средства обучения, совершенствующего процесс преподавания;

-инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

-средства развития личности обучаемого;

-средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;

-средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий;

-средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;

-средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;

-средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационных технологий в обучении биологии, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. Л. Бордовского, И.Б.Горбуновой и А.С.Кондратьева, «...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше».

Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Формирование информационно коммуникативной компетентности школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Информационное обеспечение уроков биологии и географии открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи. На этом фоне обучение созданию компьютерного ролика, мультимедийной презентации позволяет учащимся повысить мотивацию к изучению традиционной темы.

Задачи современной школы - воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

I. Теоретические аспекты применения информационно-компьютерных технологий в обучении биологии и географии.

1.1.Использование ИКТ в обучении биологии и географии в коррекционной школе.

Проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития школьников на материале разных учебных предметов и биологии в частности приобретает все большую актуальность. Компьютер на всех стадиях учебного занятия оказывает значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придает ему игровой характер, способствуют активизации учебно - познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения.

Особую значимость приобретает изучение уже имеющегося опыта компьютерного обучения, анализ сложившегося в практике применения компьютера для решения разнообразных учебно-воспитательных задач.

Современное общество ставит перед учителем ряд задач, которые требуют от учителя определенных знаний, умений и навыков для их решения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии и географии позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интересной, интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических и географических  объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных компьютерных технологий в образовании. В школьной учебной практике востребованы четыре основных:

· компьютер - как средство контроля знаний;

· лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

· мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

· персональный компьютер, средство самообразования.

В тоже время можно использовать компьютер на уроке при работе с электронными учебниками и учебными курсами; обучающими играми и развивающими программами; электронными энциклопедиями; дидактическими материалами, например, сборники задач, диктантов, тестов, а также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

Временное: каждый предмет школьной программы имеет свои организационно - методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных компьютерных технологий;

Техническое: технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие сканер, принтер, модем, наушники, микрофон, колонки и т.п.).

Организационное: при включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя информатики).

При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.

В связи с этим чаще всего применяются на уроках:

1. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности

2. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие учащемуся проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное их преимущество – они позволяют проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

3. Учебные презентации, которые активно применяются в работе. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Например, «Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения», «Класс Пресмыкающиеся. Внутреннее строение», «Класс Птицы. Внешнее строение». Для создания презентаций в основном используется программа Power Point. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, Вселенная, полёты в космос, круговорот воды в природе, движение ветра,  добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое течение и пр.) в презентации следует использовать показ динамических слайдов. Анимацию  и видеофрагменты рекомендуют применять также для «погружения» в конкретную, малознакомую детям местность (при показе тропического леса, пустыни, Южного полюса), для демонстрации животных в движении (птицы в полёте, добывающие пищу хищники, вскармливание детёнышей животными). Учитель должен использовать анимационные фрагменты, демонстрирующие занятия населения: работу шахтёров, нефтяников, ловлю рыбы в море и разделку её на рыболовецких суднах, выпас овец на горных пастбищах и т.п.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.

В случае затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать осуществлению обучающимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом помогает осуществлять коррекцию речи обучающихся, облегчает работу с основными географическими понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно  отсталые школьники пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания географических терминов.

При объяснении нового материала учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить обучающимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. На экране можно демонстрировать план рассказа, где  последовательно, по ходу изложения, будет выделяться (цветом, шрифтом или подчеркиванием) тот пункт плана, который должен раскрыть ученик. Рядом с планом могут появиться слова-подсказки или опорные сигналы. Когда отвечает слабый ученик, рядом с планом или опорными словами  могут размещаться иллюстрации.

Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов. В школах ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом.

Новые информационные технологии вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в предмете. Будущее образования невозможно без расширения использования современных технических средств в обучении, задача учителя быть «в ногу со временем» .

1.2. Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока биологии и географии в коррекционной школе.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»

В.Сухомлинский

Особенностью преподавания биологии и географии в коррекционной  школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.

Компьютер используется на всех этапах урока биологии и географии:

· при объяснении нового материала (цветные рисунки, фотографии, диаграммы, графики, таблицы, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные презентации);

· для закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа, тренажеры, виртуальные лабораторные работы);

· для контроля знаний (компьютерное тестирование - в основном с использованием программы Power Point).

Также компьютер используется при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;

2) в составлении опорных схем и конспектов;

3) в подготовке различных сообщений и докладов;

4) в изготовлении презентаций.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, что может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения .

1.3. Программное обеспечение уроков биологии и географии.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование и собственно сам учитель? Каким должно быть образование и его суть?

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

И все же не следует превозносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно - компьютерные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства, которые способствуют этой передачи.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графических объектов, таких как рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты фотографии. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию ученику и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в образовательном процессе.

Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, развитие активности, самостоятельного творческого мышления становится одной из приоритетных задач школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития личности.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

· получение информации;

· практическое применение информации;

· проверка полученных знаний и умений.

Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить следующие возможности:

· вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

· совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

· широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

· свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

В зависимости от дидактических целей и специфики биологии  и географии как учебных предметов  можно выделить следующие виды компьютерных программ:

· Учебные программы;

· Программы-тренажеры;

· Контролирующие программы;

· Демонстрационные программы;

· Имитационные и моделирующие программы;

· Информационно-справочные программы;

· Мультимедиа-учебники.

 

1.4. Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной презентации. Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии и географии в коррекционной школе.

Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются следующие три вида памяти учеников: зрительная, слуховая и моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на сложных вопросах, вызывающих затруднения у учеников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться более просто, то мультимедиа - это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран любую информацию. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса .

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

-представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

-с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

-можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты.

Преобладают три основных способа (или подхода) как использовать мультимедиа на уроке:

1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики коррекционной школы  на первых порах завороженно следят за меняющимися по мановению руки учителя «картинками», часто при этом, «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется .

2. Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками». В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения (как правило, Роwег Роint).

3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе — высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию .

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует дидактической цели урока, которая включает в себя:

1. образовательный аспект - восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

2. развивающий аспект - развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

3. воспитательный аспект - формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для урока в целом или для каждого его этапа. При этом необходимо соблюдать ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета.

Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 минут), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях. При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность легко менять формы учебного взаимодействия с учащимися. Такие как смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с классом, варьирование доли самостоятельности учеников, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п., а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой .

Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии и географии.

Преимущества мультимедийных технологий по сравнению с традиционными неоспоримы и многообразны. Такие как наглядное и более доступное представление материала, возможность более эффективной проверки знаний, развитие абстрактного мышления по средству образов, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

При работе с мультимедиа – технологией можно использовать следующие методические приемы на уроках биологии и географии:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс или ответить на сопутствующие вопросы;

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос;

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой;

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать простейшие логические связи;

5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

6. Сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

В связи разнообразием методических приемов выделяют следующие этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.;

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями;

3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.;

4. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации .

Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии и географии в коррекционной школе.

Применение компьютерной поддержки на уроках биологии  и географии многообразно. Использование компьютера позволяет увеличить возможности преподавания биологии и географии, организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала, сделать гораздо индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие биологии и географии вообще, а также использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общения и оценки со стороны окружающих.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии и географии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников с ОВЗ различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Разумеется, еще рано делать окончательные выводы о степени влияния компьютерных технологий на образовательную систему в целом, хотя бы потому, что временной интервал существования этих технологий не сопоставимо мал в сравнении со временем развития общей педагогической науки. Однако компьютерные технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, компьютер обеспечивает качественно новый уровень обучения.

Применение компьютерной поддержки уроков биологии и географии способствуют развитию личности учащихся с ОВЗ, так как расширяет возможности личностно-ориентированного развивающего обучения, позволяет развивать познавательные творческие способности учащихся, повышает интерес к предметам за счет межпредметной интеграции биологии, географии и информатики.

Использование ИКТ на уроках биологии и географии в коррекционной школе позволяет учителю быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.