Главные вкладки
Педагогический опыт
Представление педагогического опыта
Тема педагогического опыта: «Организация психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»
Автор педагогического опыта: Пономарева Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
В данное время понятие «агрессивное поведение» занимает одно из первых мест в психолого-педагогических исследовательских работах. Это связано с особой ролью, которую играют инциденты в жизни человека и общества. Понятно, что нередкие инциденты мешают установлению подходящего психического климата в коллективе, негативно воздействуют на все сферы жизни людей. Наиболее остро проблема агрессивного поведения возникает в отношении подростков с интеллектуальными нарушениями.
Агрессивное поведение подростков - это проблема общественная и психологическая, так как, с одной стороны, агрессия ступень для школьника к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны - каждый индивидуальный случай требует соответствующих мер педагогического и психокоррекционного воздействия, с установлением причин проявления агрессии.
Агрессивность подростков с интеллектуальными нарушениями имеет многослойную природу, ее исследование требует: реализации системного подхода, в связи не очень благоприятных факторов; использование сравнительного анализа, сопоставляющих обстоятельств, подходящих общественному развитию; использование нескольких отраслей психологии, таких как, возрастная, общественная, педагогическая, медицинская.
Основная идея педагогического опыта
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б. Гиппенрейтор,1998). Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал о помощи, требующий внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.
Педагог-психолог должен осознавать, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить подростка не подавлять, а контролировать свою агрессию; защищать себя, свои права и интересы социально допустимым методом, не ограничивая, при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. И поэтому основная идея моего педагогического опыта, как педагога-психолога — научить подростка с интеллектуальными нарушениями контролировать свою агрессию и направить ее в правильное русло.
Теоретическая база опыта
В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, М.М. Либлинг, А.Р. Малер, Р. Уолтерс,. В отечественной науке проблему агрессивности затрагивают в своих исследованиях Л. Берковиц, Е.Р. Баенская, Г.В. Грибанова, Е.В. Змановская, Д.Н. Исаева, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева,. Однако в отношении лиц с интеллектуальными нарушениями, данный фактор изучен крайне мало. Это результат того, что причины и проявления агрессивности у лиц с умственной отсталостью трудно изучать в силу некоторых обстоятельств, таких как личностные особенности детей данной категории (низкий уровень абстрактности мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, грубые нарушения в моторной сфере), делающие практически невозможным применение классических методов саморегуляции.
Новизна
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями выступает в моей работе как спланированная система психологических воздействий, педагогических воздействий и родительского воспитания, ведь нельзя забывать, что семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Единая система действий направлена на снижение эмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями, проявление их лучших качеств, устранение вторичных личностных реакций, которые обусловлены нарушениями эмоциональной сферы, повышенной возбудимостью, тревожностью, раздражительностью и многое другое.
Из различных методов работы по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков, имеющими отклонения в развитии интеллекта, наиболее эффективным я считаю комплексный подход. Данный подход положен в основу разработанной мной психолого-коррекционной программы «Добро в наших руках».
Комплексный подход охватывает все направления, и позволяет реализовать все задачи психокоррекционной работы. В рамках программы, я объясняю и показываю, как подростки с интеллектуальными нарушениями могут контролировать свой гнев, учу методам конструктивного общения с окружающими, и способам бесконфликтного разрешения ситуаций, а проведенная работа с педагогами и родителями помогает закрепить эти знания и отточить навык применения их на практике.
Технология опыта
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, психокоррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка.
Работа на психокоррекционных занятиях строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 4-5 человек).
Основные принципы, на которых строится мое взаимодействие с ребёнком:
1. Контакт с ребенком;
2. Уважительное отношение к личности ребенка;
3. Положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
4. Безоценочное восприятие личности ребенка, приятие его в целом;
5. Сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в решении проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Основные направления психокоррекционной работы с агрессивными детьми в рамках программы:
- консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;
- обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении;
- отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
- обучение подростка с интелектуальными нарушениями конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
- разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации
- развитие позитивной самооценки;
- упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
- формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
- разбор вместе с подростком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре
- обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
Технология комплексной коррекции агрессивного поведения подростков предусматривает использование в работе:
- арт-терапевтических методик;
- психогимнастических упражнений;
- бесед и тренингов;
- коррекционные упражнений;
- релаксационных упражнений;
- игровых методик.
Работа с педагогическим составом состоит из лекционных занятий, групповых занятий и индивидуальных консультаций. На лекционных занятиях главной целью является донесение до педагогов важной информации о проблеме агрессивного поведения детей с умственной отсталостью и обучению методам эффективного взаимодействия с данной группой детей. Реализация данного направления работы позволяет включить педагогов в работу по снижению выраженности агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью, осуществляется контроль за обучающимся во время учебной деятельности.
Родителям объясняю суть проблемы и обучаю правильным способам взаимодействия и обучения ребенка в домашних условиях. Важно донести до родителей, что атмосфера тепла и доверия в кругу семьи способствует правильному развитию личности ребенка и снижает риск возникновения агрессивного поведения.
Результативность опыта
В процессе осуществления педагогического опыта мной была разработана психокоррекционная программа «Добро в наших руках». Коррекционные занятия по данной программе включают в себя ряд методических приемов, способствующих преодолению подростком с интеллектуальными нарушениями агрессивных проявлений.
- Проигрывание проблемных ситуаций.
- Тренинг эмоций.
- Установление правил поведения.
- Психогимнастика.
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
- Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
Работая по данной программе, мне удается решить многие задачи:
- Знакомить учеников с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
- Учить подростков определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
- Развивать эмоциональную произвольность
- Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
Решая данные задачи, я стараюсь сформировать у подростков с интеллектуальными нарушениями навыки саморегуляции, а также расширить возможности управления негативными эмоциями.
В своей работе я взаимодействую с учениками как в индивидуальной форме, так и в групповой. Такие коррекционно-развивающие занятия отличаются целями, а также процедурой и приемами работы.
Групповые занятия направлены, прежде всего, на формирование у подростков правильных способов взаимодействия и поведения в группе, конструктивных способов общения. Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено проявление агрессивного поведения.
Индивидуальные занятия предназначены для детей, которые не способны работать в группе по причине ярко выраженных агрессивных проявлений в поведении. На данных занятиях в первую очередь работа педагога-психолога направлена на снижение агрессивного поведения ребенка и на обучение его методом релаксации и самоконтроля. Индивидуальная работа включает проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток с интеллектуальными арущениями постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.
Обобщая педагогический опыт, я предлагаю следующие практические рекомендации для педагогов по коррекции агрессивного поведения в процессе работы с подростками с интеллектуальными нарушениями:
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми повышает эффективность комплекса коррекции за счет того что работа с детьми будет проводиться не только в образовательной организации, но и дома, что значительно повысит уровень эффективности и позволит закрепить полученные детьми при занятии с психологом навыки самоконтроля и безвредного выражения своего гнева. Также основным компонентом работы с родителями является создание благоприятной обстановки для ребенка дома и улучшению детско-родительских отношений.
В процессе психокоррекционных занятий у подростков с интеллектуальными нарушениями формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются, расширяя адаптационные возможности подростков:
- умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
- умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
- освоение приемов саморегуляции;
- освоение приемов мышечной релаксации;
- умение использовать различные способы поведения в проблемной
(конфликтной) ситуации;
- умение выражать агрессию приемлемым способом;
- навыки конструктивного взаимодействия
Список литературы
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред.Н.М.Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.-СПб.: Речь, 2007.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология: 2010
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - 2-ое изд., испр. - М.: издат. центр «Академия», 2004
- Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания/Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2011
- Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения/Д.Д.Исаев, И.И - СПб, 2009.
- Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010
- Немов Р.С.Психология в 3-х томах. Общие основы психологии Гриф МО РФ.: 2013
- Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ.,2004.
- Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Тема педагогического опыта: «Организация психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»
Автор педагогического опыта: Пономарева Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
В данное время понятие «агрессивное поведение» занимает одно из первых мест в психолого-педагогических исследовательских работах. Это связано с особой ролью, которую играют инциденты в жизни человека и общества. Понятно, что нередкие инциденты мешают установлению подходящего психического климата в коллективе, негативно воздействуют на все сферы жизни людей. Наиболее остро проблема агрессивного поведения возникает в отношении подростков с интеллектуальными нарушениями.
Агрессивное поведение подростков - это проблема общественная и психологическая, так как, с одной стороны, агрессия ступень для школьника к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны - каждый индивидуальный случай требует соответствующих мер педагогического и психокоррекционного воздействия, с установлением причин проявления агрессии.
Агрессивность подростков с интеллектуальными нарушениями имеет многослойную природу, ее исследование требует: реализации системного подхода, в связи не очень благоприятных факторов; использование сравнительного анализа, сопоставляющих обстоятельств, подходящих общественному развитию; использование нескольких отраслей психологии, таких как, возрастная, общественная, педагогическая, медицинская.
Основная идея педагогического опыта
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б. Гиппенрейтор,1998). Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал о помощи, требующий внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.
Педагог-психолог должен осознавать, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить подростка не подавлять, а контролировать свою агрессию; защищать себя, свои права и интересы социально допустимым методом, не ограничивая, при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. И поэтому основная идея моего педагогического опыта, как педагога-психолога — научить подростка с интеллектуальными нарушениями контролировать свою агрессию и направить ее в правильное русло.
Теоретическая база опыта
В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, М.М. Либлинг, А.Р. Малер, Р. Уолтерс,. В отечественной науке проблему агрессивности затрагивают в своих исследованиях Л. Берковиц, Е.Р. Баенская, Г.В. Грибанова, Е.В. Змановская, Д.Н. Исаева, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева,. Однако в отношении лиц с интеллектуальными нарушениями, данный фактор изучен крайне мало. Это результат того, что причины и проявления агрессивности у лиц с умственной отсталостью трудно изучать в силу некоторых обстоятельств, таких как личностные особенности детей данной категории (низкий уровень абстрактности мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, грубые нарушения в моторной сфере), делающие практически невозможным применение классических методов саморегуляции.
Новизна
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями выступает в моей работе как спланированная система психологических воздействий, педагогических воздействий и родительского воспитания, ведь нельзя забывать, что семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Единая система действий направлена на снижение эмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями, проявление их лучших качеств, устранение вторичных личностных реакций, которые обусловлены нарушениями эмоциональной сферы, повышенной возбудимостью, тревожностью, раздражительностью и многое другое.
Из различных методов работы по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков, имеющими отклонения в развитии интеллекта, наиболее эффективным я считаю комплексный подход. Данный подход положен в основу разработанной мной психолого-коррекционной программы «Добро в наших руках».
Комплексный подход охватывает все направления, и позволяет реализовать все задачи психокоррекционной работы. В рамках программы, я объясняю и показываю, как подростки с интеллектуальными нарушениями могут контролировать свой гнев, учу методам конструктивного общения с окружающими, и способам бесконфликтного разрешения ситуаций, а проведенная работа с педагогами и родителями помогает закрепить эти знания и отточить навык применения их на практике.
Технология опыта
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, психокоррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка.
Работа на психокоррекционных занятиях строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 4-5 человек).
Основные принципы, на которых строится мое взаимодействие с ребёнком:
1. Контакт с ребенком;
2. Уважительное отношение к личности ребенка;
3. Положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
4. Безоценочное восприятие личности ребенка, приятие его в целом;
5. Сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в решении проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Основные направления психокоррекционной работы с агрессивными детьми в рамках программы:
- консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;
- обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении;
- отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
- обучение подростка с интелектуальными нарушениями конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
- разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации
- развитие позитивной самооценки;
- упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
- формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
- разбор вместе с подростком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре
- обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
Технология комплексной коррекции агрессивного поведения подростков предусматривает использование в работе:
- арт-терапевтических методик;
- психогимнастических упражнений;
- бесед и тренингов;
- коррекционные упражнений;
- релаксационных упражнений;
- игровых методик.
Работа с педагогическим составом состоит из лекционных занятий, групповых занятий и индивидуальных консультаций. На лекционных занятиях главной целью является донесение до педагогов важной информации о проблеме агрессивного поведения детей с умственной отсталостью и обучению методам эффективного взаимодействия с данной группой детей. Реализация данного направления работы позволяет включить педагогов в работу по снижению выраженности агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью, осуществляется контроль за обучающимся во время учебной деятельности.
Родителям объясняю суть проблемы и обучаю правильным способам взаимодействия и обучения ребенка в домашних условиях. Важно донести до родителей, что атмосфера тепла и доверия в кругу семьи способствует правильному развитию личности ребенка и снижает риск возникновения агрессивного поведения.
Результативность опыта
В процессе осуществления педагогического опыта мной была разработана психокоррекционная программа «Добро в наших руках». Коррекционные занятия по данной программе включают в себя ряд методических приемов, способствующих преодолению подростком с интеллектуальными нарушениями агрессивных проявлений.
- Проигрывание проблемных ситуаций.
- Тренинг эмоций.
- Установление правил поведения.
- Психогимнастика.
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
- Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
Работая по данной программе, мне удается решить многие задачи:
- Знакомить учеников с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
- Учить подростков определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
- Развивать эмоциональную произвольность
- Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
Решая данные задачи, я стараюсь сформировать у подростков с интеллектуальными нарушениями навыки саморегуляции, а также расширить возможности управления негативными эмоциями.
В своей работе я взаимодействую с учениками как в индивидуальной форме, так и в групповой. Такие коррекционно-развивающие занятия отличаются целями, а также процедурой и приемами работы.
Групповые занятия направлены, прежде всего, на формирование у подростков правильных способов взаимодействия и поведения в группе, конструктивных способов общения. Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено проявление агрессивного поведения.
Индивидуальные занятия предназначены для детей, которые не способны работать в группе по причине ярко выраженных агрессивных проявлений в поведении. На данных занятиях в первую очередь работа педагога-психолога направлена на снижение агрессивного поведения ребенка и на обучение его методом релаксации и самоконтроля. Индивидуальная работа включает проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток с интеллектуальными арущениями постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.
Обобщая педагогический опыт, я предлагаю следующие практические рекомендации для педагогов по коррекции агрессивного поведения в процессе работы с подростками с интеллектуальными нарушениями:
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми повышает эффективность комплекса коррекции за счет того что работа с детьми будет проводиться не только в образовательной организации, но и дома, что значительно повысит уровень эффективности и позволит закрепить полученные детьми при занятии с психологом навыки самоконтроля и безвредного выражения своего гнева. Также основным компонентом работы с родителями является создание благоприятной обстановки для ребенка дома и улучшению детско-родительских отношений.
В процессе психокоррекционных занятий у подростков с интеллектуальными нарушениями формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются, расширяя адаптационные возможности подростков:
- умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
- умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
- освоение приемов саморегуляции;
- освоение приемов мышечной релаксации;
- умение использовать различные способы поведения в проблемной
(конфликтной) ситуации;
- умение выражать агрессию приемлемым способом;
- навыки конструктивного взаимодействия
Список литературы
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред.Н.М.Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.-СПб.: Речь, 2007.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология: 2010
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - 2-ое изд., испр. - М.: издат. центр «Академия», 2004
- Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания/Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2011
- Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения/Д.Д.Исаев, И.И - СПб, 2009.
- Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010
- Немов Р.С.Психология в 3-х томах. Общие основы психологии Гриф МО РФ.: 2013
- Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ.,2004.
- Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.
