Педагогический опыт

Пономарева Елена Юрьевна

Представление педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Организация психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»

Автор педагогического опыта: Пономарева Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

В данное время понятие «агрессивное поведение» занимает одно из первых мест в психолого-педагогических исследовательских работах. Это связано с  особой ролью, которую играют инциденты в жизни человека и общества. Понятно, что нередкие инциденты мешают установлению подходящего психического климата в коллективе, негативно воздействуют на все сферы жизни людей. Наиболее остро проблема агрессивного поведения возникает в отношении подростков с интеллектуальными нарушениями.

Агрессивное поведение подростков - это проблема общественная и психологическая, так как, с одной стороны, агрессия ступень для школьника к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны -  каждый индивидуальный случай требует соответствующих мер педагогического и психокоррекционного воздействия,  с установлением причин проявления агрессии.

Агрессивность подростков с интеллектуальными нарушениями имеет многослойную  природу, ее исследование требует: реализации системного подхода, в связи не очень благоприятных факторов; использование сравнительного анализа, сопоставляющих обстоятельств, подходящих общественному развитию; использование нескольких отраслей психологии, таких как, возрастная, общественная, педагогическая, медицинская.

Основная идея педагогического опыта

        Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе  лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б. Гиппенрейтор,1998). Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал о помощи, требующий внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.

Педагог-психолог должен осознавать, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить подростка не подавлять, а контролировать свою агрессию; защищать себя, свои права и интересы социально допустимым методом, не ограничивая, при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. И поэтому основная идея моего педагогического опыта, как педагога-психолога — научить подростка с интеллектуальными нарушениями контролировать свою агрессию и направить ее в правильное русло.

Теоретическая база опыта

В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, М.М. Либлинг, А.Р. Малер, Р. Уолтерс,. В отечественной науке проблему агрессивности затрагивают в своих исследованиях Л. Берковиц, Е.Р. Баенская, Г.В. Грибанова, Е.В. Змановская, Д.Н. Исаева, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева,. Однако в отношении лиц с интеллектуальными нарушениями, данный фактор изучен крайне мало. Это результат того, что причины и проявления агрессивности у лиц с умственной отсталостью трудно изучать в силу некоторых обстоятельств, таких как личностные особенности детей данной категории (низкий уровень абстрактности мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, грубые нарушения в моторной сфере), делающие практически невозможным применение классических методов саморегуляции.

Новизна

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями выступает в моей работе как спланированная система психологических воздействий, педагогических воздействий  и родительского воспитания, ведь нельзя забывать, что семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Единая система действий направлена на снижение эмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями, проявление их лучших качеств, устранение вторичных личностных реакций, которые обусловлены нарушениями эмоциональной сферы, повышенной возбудимостью, тревожностью, раздражительностью и многое другое.

Из различных методов работы по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков, имеющими отклонения в развитии интеллекта, наиболее эффективным я считаю комплексный подход. Данный подход положен в основу разработанной мной психолого-коррекционной программы «Добро в наших руках».

Комплексный подход охватывает все направления, и позволяет реализовать все задачи психокоррекционной работы. В рамках программы, я объясняю и показываю, как подростки с интеллектуальными нарушениями могут контролировать свой гнев, учу методам конструктивного общения с окружающими, и способам бесконфликтного разрешения ситуаций, а проведенная работа с педагогами и родителями помогает закрепить эти знания и отточить навык применения их на практике.

Технология опыта

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, психокоррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка.

Работа на психокоррекционных занятиях  строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 4-5 человек).

Основные принципы, на которых строится мое взаимодействие с ребёнком:

1. Контакт с ребенком;

2. Уважительное отношение к личности ребенка;

3. Положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

4. Безоценочное восприятие личности ребенка, приятие его в целом;

5. Сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в решении проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Основные направления психокоррекционной работы с агрессивными детьми в рамках программы:

  • консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;
  • обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении;
  •  отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
  • обучение подростка с интелектуальными нарушениями конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
  • разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации
  • развитие позитивной самооценки;
  •  упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
  • формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
  •  разбор вместе с подростком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре
  • обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

Технология комплексной коррекции агрессивного поведения  подростков предусматривает использование в работе:

  • арт-терапевтических методик;
  • психогимнастических упражнений;
  • бесед и тренингов;
  • коррекционные упражнений;
  • релаксационных упражнений;
  • игровых методик.

Работа с педагогическим составом состоит из лекционных занятий, групповых занятий и индивидуальных консультаций. На лекционных занятиях главной целью является донесение до педагогов важной информации о проблеме агрессивного поведения детей с умственной отсталостью и обучению методам эффективного взаимодействия с данной группой детей. Реализация данного направления работы позволяет включить педагогов в работу по снижению выраженности агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью, осуществляется контроль за обучающимся во время учебной деятельности.

Родителям объясняю суть проблемы и обучаю правильным способам взаимодействия и обучения ребенка в домашних условиях. Важно донести до родителей, что атмосфера тепла и доверия в кругу семьи способствует правильному развитию личности ребенка и снижает риск возникновения агрессивного поведения.

Результативность опыта

 В процессе осуществления педагогического опыта мной была разработана психокоррекционная программа «Добро в наших руках». Коррекционные занятия по данной программе включают в себя ряд методических приемов, способствующих  преодолению подростком с интеллектуальными нарушениями агрессивных проявлений.

  1. Проигрывание проблемных ситуаций.
  2. Тренинг эмоций.
  3. Установление правил поведения.
  4. Психогимнастика.
  5. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
  6. Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих  осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.

Работая по данной программе, мне удается решить многие задачи:

  1. Знакомить учеников с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
  2. Учить подростков определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
  3. Развивать эмоциональную произвольность
  4. Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
  5. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

Решая данные задачи, я стараюсь сформировать у подростков с интеллектуальными нарушениями навыки саморегуляции, а также расширить возможности управления негативными эмоциями.

В своей работе я взаимодействую с учениками как в индивидуальной форме, так и в групповой. Такие коррекционно-развивающие занятия отличаются целями, а также процедурой и приемами работы.

Групповые занятия направлены, прежде всего, на формирование у подростков правильных способов взаимодействия и поведения в группе, конструктивных способов общения. Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено проявление агрессивного поведения.

Индивидуальные занятия предназначены для детей, которые не способны работать в группе по причине ярко выраженных агрессивных проявлений в поведении. На данных занятиях в первую очередь работа педагога-психолога направлена на снижение агрессивного поведения ребенка и на обучение его методом релаксации и самоконтроля. Индивидуальная работа включает проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток с интеллектуальными арущениями постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Обобщая педагогический опыт, я предлагаю следующие практические рекомендации для педагогов по коррекции агрессивного поведения в процессе работы с подростками с интеллектуальными нарушениями:

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение проступка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми повышает эффективность комплекса коррекции за счет того что работа с детьми будет проводиться не только в образовательной организации, но и дома, что значительно повысит уровень эффективности и позволит закрепить  полученные детьми при занятии с психологом навыки самоконтроля и безвредного выражения своего гнева. Также основным компонентом работы с родителями является создание благоприятной обстановки для ребенка дома и улучшению детско-родительских отношений.

В процессе психокоррекционных занятий у подростков с интеллектуальными нарушениями формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются, расширяя адаптационные возможности подростков:

  • умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
  • умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
  • освоение приемов саморегуляции;
  • освоение приемов мышечной релаксации;
  • умение использовать различные способы поведения в проблемной

(конфликтной) ситуации;                                

  • умение выражать агрессию приемлемым способом;
  • навыки конструктивного взаимодействия

 

 

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред.Н.М.Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010.
  3. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.-СПб.: Речь, 2007.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология: 2010
  5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - 2-ое изд., испр. - М.: издат. центр «Академия», 2004
  6. Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания/Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2011
  7. Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения/Д.Д.Исаев, И.И - СПб, 2009.
  8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010
  9. Немов Р.С.Психология в 3-х томах.  Общие основы психологии Гриф МО РФ.: 2013
  10. Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ.,2004.
  11. Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Организация психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями»

Автор педагогического опыта: Пономарева Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

В данное время понятие «агрессивное поведение» занимает одно из первых мест в психолого-педагогических исследовательских работах. Это связано с  особой ролью, которую играют инциденты в жизни человека и общества. Понятно, что нередкие инциденты мешают установлению подходящего психического климата в коллективе, негативно воздействуют на все сферы жизни людей. Наиболее остро проблема агрессивного поведения возникает в отношении подростков с интеллектуальными нарушениями.

Агрессивное поведение подростков - это проблема общественная и психологическая, так как, с одной стороны, агрессия ступень для школьника к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны -  каждый индивидуальный случай требует соответствующих мер педагогического и психокоррекционного воздействия,  с установлением причин проявления агрессии.

Агрессивность подростков с интеллектуальными нарушениями имеет многослойную  природу, ее исследование требует: реализации системного подхода, в связи не очень благоприятных факторов; использование сравнительного анализа, сопоставляющих обстоятельств, подходящих общественному развитию; использование нескольких отраслей психологии, таких как, возрастная, общественная, педагогическая, медицинская.

Основная идея педагогического опыта

        Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе  лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку (Ю.Б. Гиппенрейтор,1998). Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал о помощи, требующий внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.

Педагог-психолог должен осознавать, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить подростка не подавлять, а контролировать свою агрессию; защищать себя, свои права и интересы социально допустимым методом, не ограничивая, при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. И поэтому основная идея моего педагогического опыта, как педагога-психолога — научить подростка с интеллектуальными нарушениями контролировать свою агрессию и направить ее в правильное русло.

Теоретическая база опыта

В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, М.М. Либлинг, А.Р. Малер, Р. Уолтерс,. В отечественной науке проблему агрессивности затрагивают в своих исследованиях Л. Берковиц, Е.Р. Баенская, Г.В. Грибанова, Е.В. Змановская, Д.Н. Исаева, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева,. Однако в отношении лиц с интеллектуальными нарушениями, данный фактор изучен крайне мало. Это результат того, что причины и проявления агрессивности у лиц с умственной отсталостью трудно изучать в силу некоторых обстоятельств, таких как личностные особенности детей данной категории (низкий уровень абстрактности мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, грубые нарушения в моторной сфере), делающие практически невозможным применение классических методов саморегуляции.

Новизна

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями выступает в моей работе как спланированная система психологических воздействий, педагогических воздействий  и родительского воспитания, ведь нельзя забывать, что семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Единая система действий направлена на снижение эмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями, проявление их лучших качеств, устранение вторичных личностных реакций, которые обусловлены нарушениями эмоциональной сферы, повышенной возбудимостью, тревожностью, раздражительностью и многое другое.

Из различных методов работы по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков, имеющими отклонения в развитии интеллекта, наиболее эффективным я считаю комплексный подход. Данный подход положен в основу разработанной мной психолого-коррекционной программы «Добро в наших руках».

Комплексный подход охватывает все направления, и позволяет реализовать все задачи психокоррекционной работы. В рамках программы, я объясняю и показываю, как подростки с интеллектуальными нарушениями могут контролировать свой гнев, учу методам конструктивного общения с окружающими, и способам бесконфликтного разрешения ситуаций, а проведенная работа с педагогами и родителями помогает закрепить эти знания и отточить навык применения их на практике.

Технология опыта

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, психокоррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка.

Работа на психокоррекционных занятиях  строю как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 4-5 человек).

Основные принципы, на которых строится мое взаимодействие с ребёнком:

1. Контакт с ребенком;

2. Уважительное отношение к личности ребенка;

3. Положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

4. Безоценочное восприятие личности ребенка, приятие его в целом;

5. Сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в решении проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Основные направления психокоррекционной работы с агрессивными детьми в рамках программы:

  • консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей; 
  • обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении;
  •  отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
  • обучение подростка с интелектуальными нарушениями конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении; 
  • разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации
  • развитие позитивной самооценки;
  •  упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
  • формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
  •  разбор вместе с подростком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре
  • обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

Технология комплексной коррекции агрессивного поведения  подростков предусматривает использование в работе:

  • арт-терапевтических методик;
  • психогимнастических упражнений;
  • бесед и тренингов;
  • коррекционные упражнений;
  • релаксационных упражнений;
  • игровых методик.

Работа с педагогическим составом состоит из лекционных занятий, групповых занятий и индивидуальных консультаций. На лекционных занятиях главной целью является донесение до педагогов важной информации о проблеме агрессивного поведения детей с умственной отсталостью и обучению методам эффективного взаимодействия с данной группой детей. Реализация данного направления работы позволяет включить педагогов в работу по снижению выраженности агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью, осуществляется контроль за обучающимся во время учебной деятельности.

Родителям объясняю суть проблемы и обучаю правильным способам взаимодействия и обучения ребенка в домашних условиях. Важно донести до родителей, что атмосфера тепла и доверия в кругу семьи способствует правильному развитию личности ребенка и снижает риск возникновения агрессивного поведения.

Результативность опыта

 В процессе осуществления педагогического опыта мной была разработана психокоррекционная программа «Добро в наших руках». Коррекционные занятия по данной программе включают в себя ряд методических приемов, способствующих  преодолению подростком с интеллектуальными нарушениями агрессивных проявлений.

  1. Проигрывание проблемных ситуаций.
  2. Тренинг эмоций.
  3. Установление правил поведения.
  4. Психогимнастика.
  5. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
  6. Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих  осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.

Работая по данной программе, мне удается решить многие задачи:

  1. Знакомить учеников с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
  2. Учить подростков определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
  3. Развивать эмоциональную произвольность
  4. Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
  5. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).

Решая данные задачи, я стараюсь сформировать у подростков с интеллектуальными нарушениями навыки саморегуляции, а также расширить возможности управления негативными эмоциями.

В своей работе я взаимодействую с учениками как в индивидуальной форме, так и в групповой. Такие коррекционно-развивающие занятия отличаются целями, а также процедурой и приемами работы.

Групповые занятия направлены, прежде всего, на формирование у подростков правильных способов взаимодействия и поведения в группе, конструктивных способов общения. Важной задачей групповых занятий является обучение детей правильным способам выражения гнева при помощи ролевого проигрывания различных ситуаций, в которых у данной группы детей было замечено проявление агрессивного поведения.

Индивидуальные занятия предназначены для детей, которые не способны работать в группе по причине ярко выраженных агрессивных проявлений в поведении. На данных занятиях в первую очередь работа педагога-психолога направлена на снижение агрессивного поведения ребенка и на обучение его методом релаксации и самоконтроля. Индивидуальная работа включает проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток с интеллектуальными арущениями постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Обобщая педагогический опыт, я предлагаю следующие практические рекомендации для педагогов по коррекции агрессивного поведения в процессе работы с подростками с интеллектуальными нарушениями:

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение проступка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми повышает эффективность комплекса коррекции за счет того что работа с детьми будет проводиться не только в образовательной организации, но и дома, что значительно повысит уровень эффективности и позволит закрепить  полученные детьми при занятии с психологом навыки самоконтроля и безвредного выражения своего гнева. Также основным компонентом работы с родителями является создание благоприятной обстановки для ребенка дома и улучшению детско-родительских отношений.

В процессе психокоррекционных занятий у подростков с интеллектуальными нарушениями формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются, расширяя адаптационные возможности подростков:

  • умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
  • умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
  • освоение приемов саморегуляции;
  • освоение приемов мышечной релаксации;
  • умение использовать различные способы поведения в проблемной

(конфликтной) ситуации;        

  • умение выражать агрессию приемлемым способом;
  • навыки конструктивного взаимодействия

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред.Н.М.Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010.
  3. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.-СПб.: Речь, 2007.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология: 2010
  5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - 2-ое изд., испр. - М.: издат. центр «Академия», 2004
  6. Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания/Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. - 2011
  7. Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения/Д.Д.Исаев, И.И - СПб, 2009.
  8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010
  9. Немов Р.С.Психология в 3-х томах.  Общие основы психологии Гриф МО РФ.: 2013
  10. Платонова Н. М.,Агрессия детей и подростков., СПБ.,2004.
  11. Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.