Советы учителю математики по работе с детьми -"левшами"

Алексашкина Лариса Викторовна

Как учить математике в 5-9 классах учащихся с ведущим правым получшарием, иначе, левшей? Советы учителям без углублений в процесс психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совету учителю математики, работающему с «левшами».

               Работая заместителем директора по УВР, имея небольшую педагогическую нагрузку, проводя свои уроки и выходя на замены, я почти не обращала внимание на особенности детей, которые пишут левой рукой. Этих учащихся было не так много, учились они по-разному: и на 5, и на 4, и на 3. Хотя всегда было удивительно, как они могут писать длинные примеры или предложения, закрывая рукой всё написанное.

               Этим летом ко мне обратились с просьбой позаниматься с девочкой, чтобы повторить изученное по математике за 6 класс. Мы начали заниматься, оказалось, что девочка пишет левой рукой. Я испытывала неудобства, подбирала своё местоположение, чтобы было видно, что пишет ребёнок в тетради. Только, когда она заканчивала писать какую-то фразу и убирала руку с написанного, я могла оценить, правильно или неправильно она выполнила то или иное задание. Более того, я заметила, что ребёнок не только долго пишет, но и не сразу начинает отвечать на мои вопросы. Мы провели несколько занятий, повторили всё, что они проходили по математике в 6 классе.

               С сентября этого года я начала работать в другой школе учителем математики в 5-м и двух 7-х классах. К моему удивлению, в этих коллективах очень много ребят, которые пишут левой рукой. Мне стало интересно, чем может отличаться процесс обучения так называемых леворуких учащихся от праворуких, ведь у этих детей совершенно иначе организован процесс познания, мышления и свои психологические особенности. Я не буду углубляться в тонкости медицины и психологии, касающихся тем людям, которые являются «левшами» или «правшами».

               Как же работать в классе, где вместе обучаются как праворукие, так и леворукие учащиеся? На этот вопрос я стала искать ответы в Интернете. Оказывается, много учителей интересуются этим вопросом и делятся своими наблюдениями и практиками.

             Я не буду углубляться в тонкости медицины и психологии, касающихся тех людей, которые являются «левшами» или «правшами». Остановлюсь чисто на советах тех учителей и психологов, которые имеют большой опыт работы с «леворукими»  детьми.

              Главное, что я почерпнула, так это, что при работе в классе, где обучаются с разными ведущими руками,  необходима разноплановость, создание учебных ситуаций, стимулирующих деятельность то одной, то другой части класса.

Если условно разбить содержание обучения на разделы:

  • приемы устного счета;

объяснение нового теоретического материала;

  • решение задач;
  • работа с геометрическим материалом;
  • изучение элементов статистики, вероятности, комбинаторики;

то можно увидеть следующее:

1) например, УСТНЫЙ СЧЁТ. И сразу проблема. Невозможно проводить устный счет устно - в прямом смысле этого слова - если в классе находятся правополушарные дети. Необходима зрительная опора. Примеры для устного счета надо иметь перед глазами. Поэтому «устный счет» мы стали понимать просто как счет «без столбиков». Необходимо учитывать, что правополушарные дети не могут удержать в уме все выполняемые операции и промежуточные ответы, а записать или произнести только окончательный ответ. Поэтому им нужно разрешать кое- что записывать в тетради, фиксируя этапы вычисления. Эти промежуточные записи могут помочь ребенку, во-первых, когда он должен был объяснить другим детям, как он справился с этим примером, и, во-вторых, самому глубже осознать используемый прием вычисления. А это немаловажно для детей, обладающим в основном интуитивным мышлением, что характерно для левшей.

             Еще один прием, помогающий во время устного счета сделать его действительно устным – представь себе то, что хочешь записать. Этот прием можно использовать при сложении и вычитании многозначных натуральных чисел, при умножении на однозначное число, при делении многозначных чисел на одно-, двузначное число, при умножении и делении обыкновенных дробей, при сложении, вычитании и умножении десятичных дробей. Постепенно ребята будут отказываться от промежуточных записей.

2) Теперь об ОБЪЯСНЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Для обучения учащихся с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально. Поэтому для работы в таком классе идеально подходит проблемный подход.

Создание игровых ситуаций также способствует лучшему усвоению нового материала.

Кроме этого, на уроке можно использовать какие-то исторические справки, легенды, касающиеся изучаемого материала, отрывки из детских книг.

Такие приемы, как сравнение и ассоциация просто необходимы.

Один из примеров. При изучении темы «Сложение целых чисел» в 6 классе на каждой парте было по два темных и два светлых игральных кубика. Очки, выпавшие на светлом кубике, считались выигрышными и записывались со знаком «+». Очки на темном кубике были проигранными и записывались со знаком « - ». На этом уроке все дети сумели понять, как складывать числа с одинаковыми и разными знаками. (Этот способ описан в  учебно-методическом комплексе Г. В. Дорофеева).

При работе с левшами так же необходимо помнить: пропуск какого-то этапа в объяснении, пусть даже не очень значительного, выбивает ребенка из колеи. Он теряет нить рассуждения и не может вновь включиться в работу. Чтобы этого не произошло, нужно часто прерывать объяснение и спрашивать, всё ли понятно. Это позволяет избежать запутывания и потери времени на объяснение с самого начала.

При отработке учебного материала можно разбирать механизм возникновения некоторых их ошибок. Можно предложить задание, провоцирующее частую ошибку учащихся, заранее предупреждая, что «в этом задании есть подводные камни. Пройди и не споткнись!» Так «учатся» на чужих ошибках. А работа эта полезна как пишущим левой рукой детям, так и правой.

3) РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ арифметическим способом начинается с чтения условия. Оно часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем решать конкретную задачу. Условие необходимо хорошо разобрать, возможно изобразив его с помощью рисунка, а возможно и инсценировать даже.

                Следует отметить еще одну особенность левшей. Их нельзя торопить. В суете ребенок или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ученик часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы нельзя и подумать.

              Многие леворукие дети обладают способностью к творчеству. Они с удовольствием могут самостоятельно составить задачу конкретного типа. Сюжеты, описанные ими в задачах интересны и очень разнообразны. Можно так же предлагать составить рекламу чего-либо, например, свойствам действий.

            Но это все о стандартных задачах. А вот нестандартные вызывают особый интерес. Нередко ребята с их интуитивным мышлением предлагают сразу несколько вариантов решения, выстраивают длинные логические цепочки. Порой возникают совершенно неожиданные идеи. При этом левши пытаются всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе. Иногда, игнорируя тактичность и перебивая собеседника, выкрикивают ответ вслух. Обсуждение бывает захватывающим.

4) Несколько слов о ГЕОМЕТРИИ Традиционно считается, что геометрия осваивается правополушарными учениками лучше, чем алгебра. Но ни для кого не секрет, что прежде, чем они полюбят эту науку, им необходимо преодолеть пространственные трудности. Решить их помогают упражнения на клетчатой бумаге, которые встречаются в учебнике Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. В таких упражнениях ребенку предлагается скопировать рисунок, затем попробовать нарисовать его в другом положении, повернуть в ту или иную сторону, отобразить зеркально или центрально-симметрично. Перед копированием фигуры необходимо обсудить ее особенности, «узловые» точки. Такие упражнения уместны и в 5 классе при изучении тем «Разнообразный мир линий» и «Многоугольники», и в 6 классе, изучая осевую, зеркальную и центральную симметрию и тему «Координаты».

5) Для левшей обычно трудна работа в больших группах. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция. С этой точки зрения особенно интересны разделы «Случайные события», «Вероятность», «Опрос общественного мнения», «Статистика». Здесь есть, где разгуляться фантазии.

Пожелания учителю, работающему с леворукими учащимися:

  • Уделите леворукому  ребенку немного личного времени:
  • Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте.
  • Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.
  • Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.
  • Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

  • Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  • Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится
  • Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают

              В заключении нужно сказать, что правополушарные дети чаще всего или опережают, или отстают от общепризнанных норм. При этом ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. Необходимо иметь разнообразный набор заданий: как для сильных учащихся, так и для тех, кто не успевает за ритмом работы класса. Дети должны чувствовать, что они могут справиться с заданием. При этом и те, и другие получают удовлетворение от успеха. А это очень важно, ведь в зависимости от того, как протекает обучение, происходит или наращивание потенциала, или увеличение числа проблем. И прямая задача педагога не допустить последнего.