Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы

Бондарчук Неля Николаевна

Предварительный просмотр:

Название статьи: Тьюторское сопровождение  индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы как средство самоопределения в жизни и  будущей профессии

Фамилия имя отчество автора: Бондарчук Неля Николаевна

Тьюторство - это новая  профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена  на  создание условий, в которых процесс  взросления старшеклассников будет проходить с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований.

 Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ  учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Л.И.Божович, известный психолог, исследуя  периодизацию психического развития человека в  старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание  включиться в практики взрослой жизни, опробовать  себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, целями и задачами. Исходя из данной логики рассуждений, в старшей школе  необходимо  создать специальные условия, в которых процесс  взросления будет проходить более продуктивно и результативно.  

 На наш взгляд, именно, тьюторство, тьюторское сопровождение в старшей школе  призвано  создать  такие  условия, которые способствуют формированию ответственности за выбор собственного образования, образовательного маршрута, за самоопределение в  личностном и профессиональном  планах. Как мы понимаем, на современном этапе развития  общества  задачами образования и воспитания являются не только развитие целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у старшеклассников индивидуальной активности в области самообразования, самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке). Ведь инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, требуют появления на рынке труда инициативных молодых людей, готовых к постоянным инновациям и изменениям в  социальной, экономической, политической сферах страны.

В этом учебном году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос о создании необходимых условий для  индивидуализации учебного процесса,  расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников  стал актуальным и насущным.  

  Особое значение, в данном случае,  имеет  тьюторское сопровождение старшеклассника  многопрофильной школы, которое направлено на:

  • индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые),  элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
  • расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся через включение их  в различные формы  публичных презентаций, конкурсов, олимпиад, форумов, организацией профильных проб, стажировок и практик «взрослой жизни»;
  • организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, значимых образовательных  историй  и событий.

Организация  тьюторского сопровождения в нашей школе предоставляет возможность  развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности,  проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

  • предметной компетентности старшеклассника – знаниевой  базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;
  • управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности  (проект, исследование, презентация);
  • коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
  • социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;
  • готовности  к  ответственному  выбору  сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.

 Осуществляя тьюторское сопровождение старшеклассника,  используем специальные проектные и аналитические технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, ролевые игры, аналитические эссе, дебаты, коммуникативные игры, форумы, где старшеклассники получают огромный опыт опробования себя в той или иной деятельности, имеют возможность обсудить с тьютором свои успехи, достижения, поражения, наметить пути дальнейшего продвижения.

 Мы считаем, что именно тьюторское сопровождение  приведет к тому что ребята смогут:

  • реализовать собственную  индивидуальную образовательную  программу;
  • развить свой личностностный потенциал: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
  • самоопределиться  в выборе  профессиональной сферы и будущей  профессиональной деятельности;
  • проявить образовательную  активность;
  • научиться анализировать, рефлексировать  и корректировать собственную деятельность;
  • развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
  • сформировать проектные, исследовательские, социальные  компетентности;
  • получить опыт работы в команде.

 В ходе работы встал вопрос об отслеживании  и фиксации результата  тьюторского сопровождения  индивидуальной образовательной программы старшеклассника нашей школы, нами выделено несколько способов отслеживания  результата:

  • образовательный мониторинг;
  • наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, эссе, образовательная картография, портфолио старшеклассника;
  • анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
  • анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;
  • анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;
  • анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

Мы считаем, что тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы является средством индивидуализации и  профилизации  старшеклассников многопрофильной школы. На наш взгляд, старшая школа  должна стать институтом  социализации  обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора и жизненных  планов.  Поэтому в старшей школе необходимы  условия для индивидуальной образовательной активности каждого  учащегося  в процессе становления его способностей  к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и  перспектив.

 

  Н. Н. Бондарчук , тьютор МОУ «СОШ №5» « Многопрофильная».