Семья-школа воспитания.

Хозицкая Светлана Ивановна

 

Семья – школа воспитания.

Приходилось ли вам задумываться над тем, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания.

 Чувства любви и уважения между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если у родителей нет авторитета, то  такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову». Отрицательная сила такого воздействия общеизвестна. Как быть? Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «я – мать», «я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. А положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал – забыл, завтра – было недосуг, послезавтра оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены. Постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность дому, слову, ответственность за близких и т. П., а пока мерило всех ценностей – слово и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность!

 С обещаниями надо быть особенно осторожными. Невыполнение даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. Умение с пользой проводить свободное время так же дает положительный результат: совместные прогулки; походы; посещения кинотеатра, цирка; общие игры, развлечения. Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях.

 Нередко мы разговариваем с детьми раздражительным тоном, а подчас допускаем и оскорбления. Этим мы воспитываем в них грубость и подавляем их волю. Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и хорошему и плохому.

 Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и зла заключена в нас самих, во взрослых членах семьи. Задумайтесь, пожалуйста, об этом и сделайте правильные выводы.

Любить ребенка – значит принимать и понимать его, а понимать – значит сознательно любить.