Профессиональное психологическое консультирование

Гадаев Алексей Вениаминович
Профориентационное консультирование.
В психологии труда вопросы психологического консультирования рассматривались в рамках двух моделей: "профориентационного консультирования и "кризис-интервенции". Вторая модель ориентирует на оказание психологической помощи в ситуациях кризиса в форме обучения технике конструктивных защит, коррекции  и самоуправления.
Т.В.Мальцева, И.Е Реуцкая в книге "Профессиональное психологическое консультирование" размежевали несколько видов психологического консультирования:
1. при затруднениях в процессе профессионализации;
2. в ситуациях внутриличностного конфликта профессионального становления;
3. в ситуациях внутриличностного конфликта
4. при затруднениях в профессиональном росте личности.
 Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая пишут:"В настоящее время профессиональное консультирование определяют как вид помощи. направленный на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план и индивидуальный стиль поведения, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность. В итоге, согласно классификации Э.Ф Зеер, оказание профконсультационнной помощи должно осуществляться по таким направлениям, как:
* справочно-информационное,
* организационно-управленческое,
* адаптивное,
* стимулирующее.
* коррекционное, 
* реабилитационнное.
* манипулятивное.
Процедуры, применяемые в отечественном профконсультировании, базируются на следующих функциях:
* диагностической (психодиагностика, профессиография, принятие решения);
* воспитательной (изучение индивидуально-психологических особенностей человека, организация оптимального профессионального обучения);
* развивающей или активизирующей (формирование психологической готовности личности к профессиональному самоопределению).
Часто клиент, чувствующий затруднения в профессиональном росте личности, не может определить для себя ценностно-смысловые жизненные приоритеты. В этом случае(Аткинсон,Мюррел,1988)целесообразно организовать самопознание у клиента, в том числе через:
* определение уровня притязаний, самооценки, приоритетности по жизненным целям;
* исследование ценностей, потребностей и интересов с помощью детального описания трудовой биографии, описания ключевых моментов жизни и/или жизненно важных решений;
* рефлексивное изучение себя, направленное на прояснение важности жизненных решений, событий, поворотов, а также оценку потребностей, желаний, целей, интересов и мечтаний в терминах их относительной важности;
* анализ с помощью написания резюме, записи на видео консультативных бесед с последующем обсуждением.
Чаще всего психологическое консультирование в ходе профессионализации опирается на деятельностный подход в психологии (А.Н.Леонтьев - развитие личности протекает в деятельности)
Технологии профконсультирования реализуются как в индивидуальных. так и в групповых формах работы.
К индивидуальной форме обычно относят диалогическую технологию, сутью которой является беседа-интервью в целях активизации самопознания и самоопределения клиента. Диалогическая технология реализуется через пять специфических этапов.
1. Структурирование и должествование взаимоотношений ("знакомство").
2. Определение сути проблемы и выделение темы посредством сбора информации о контексте темы, верификация её реальности и актуальности.
3. Верификация желаемого результата посредством конкретизации цели, определения показателей должествования результата, определения контекста результата, выяснения осознаваемых резервов достижения результата, гармонизация цели, её непротиворечивость другим личностно значимым целям.
Реализация этого этапа осуществляется посредством следующих психотехнических приемов: "ссылка на авторитеты", "апелляция к психологической литературе", "опора на прошлый опыт", "предоставление личного опыта", "разделение эмоционального состояния клиента", "суммирование суждений клиента", "перефразирование", "обсуждение позитивных моментов в деятельности клиента", "позитивное обобщение возможных путей достижения желаемого результата".
4. Выработка альтернативных решений. Данный этап реализуется через предоставление психологом таких предложений, как; "конкретное", "фантастическое", "свободные ассоциации", "обсуждение ролевых позиций", "языковые замены".
5. Присоединение к будущему. На этом этапе психолог должен способствовать переходу личности на уровень конкретных действий[1,с.91-95].

Психологическое консультирование в ситуациях внутриличностного конфликта профессионального становления.
Жизнь и её смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др. всё это может влиять на профессиональное становление человека. Большинство психологов в качестве одного из важнейших условий его разрешения видят необходимость осознания личностью своих противоречий, том числе сути составляющих их сторон их причин конфронтации.
Для того, чтобы конструктивно разрешить внутриличностный конфликт по мнению , Ю.В.Румянцевой необходимо:
1. наличие свободы выбора - готовность увидеть возможные варианты поведения, отличные от привычной стереотипной   позиции в конфликте;
2. поведенческая гибкость (ведущий показатель поведенческой креативности) - умение продуцировать и использовать разные стратегии.
Также представляется конструктивным использовать психотехники совладающего, ослабляющего и смягчающего поведения (копинг) и тем самым погасить стрессовое воздействие ситуации.
В психологической литературе рассматриваются следующие функции копинг-поведения:
1. фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды;
2. фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом.
Все это способствует стабилизации данной ситуации.
Критерием эффективного совладания является психологическое благополучие человека, выраженное в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симтоматики, депрессивных показателей. а также в изменение отношения к проблеме и ослабления чувства уязвимости к стрессам. Это поможет разрешить конфликт нереализованных профессиональных желаний.
Этап реализуется через четыре фазы:
* сбор информации(методики "Анализ профессионального пути" и "Цветовой выбор"М.Люшер) и присутствие "вторичной выгоды".
Отметить наиболее успешные периоды профессиональной жизни, так и периоды, когда клиент испытывал затруднения в профессиональном росте личности.
При этом консультируемые могут отвечать на следующие вопросы:
* Возникали ли в вашей жизни ситуации, когда вы испытывали затруднения в профессиональном росте личности?
* Когда возникали этиситуации?
* При каких обстоятельствах это происходило?
* Что вы чувствовали в той или иной ситуации?
* Как справлялись с этими затруднениями?
Для верификации предлагается обозначить место положение их в системе координат, где горизонтальная линия это линия жизни, а вертикальная - линия, которая отражает  степень субъективной значимости того или иного события.
^
|субъективная значимость того или иного события
|
|
|
|
|
|_____________________________________> линия жизни.
0 10  12  15  17  22  30  40   

На фазе создания образа желаемого будущего реализуется: активизация личностных ресурсов, ведущая к пререструктурированию иерархии ценностей и формированию активной "Я-концепции" личности.
Используемые методы: "Анализ ранних воспоминаний", "Анализ затруднения и причин его возникновения" и др.
Для активизации внутренних ресурсов целесообразно осуществлять:
* активизацию позитивных качеств -"подчеркнутая оценка сильных сторон личности", "обращение к позитивному опыту прошлого", "разведение поведения и намерения", "дистанцирование"(оценка мыслей и чувств, относящихся к ситуации, как бы со стороны).
* конкретизацию путей профессионального оста личности, в том числе посредством таких вопросов, как:
- чего бы вы хотели достичь в жизни сейчас?
- какие трудности вы видите на пути реализации этих целей?
- при каких условиях вы сможете добиться поставленных целей?
- какое время вам понадобиться на реализацию поставленных целей?.
* гармонизацию путей профессионального роста личности, определение его непротиворечивости другим личностно-значимым целям
* конкретизацию образа желаемого будущего.
На фазе выбора альтернатив целесообразно предложить представить свое поведение при следующих обстоятельствах:
* анализ других вариантов поведения и прогнозирование иных последствий своей измененой, нестандартной деятельностной активности
* в провоцирующих ситуациях  и преодоление субъектных ограничений.
Осуществление работы психолога на данной фазе связано с использованием таких психотехник как "свободные ассоциации", "фантастическое предложение", "сравнение новых форм поведения между собой", "выбор".
На фазе присоединения к будущему клиенту представляются конкретные задания по определению пути реализации цели т.е. планированию реализации цели.
* реально ли добиться желаемого результата сразу или для этого необходимо пройти предварительные этапы?
* разделите цель на более мелкие подцели и определите последовательность их реализации.
* определите пути (способы) реализации целей (подцелей).
* определите. что вы будете делать для достижения профессионального роста личности уже сегодня.
Заключительно-мониторинговая стадия консультирования включает в себя позитивное обобщение результатов работы, её оценку и демонстрацию установки на поддержание взаимоотношений в будущем[1,c. 96-119].

Для профориентационного консультирования необходимо:
* 1. Исследование познавательных интересов
* 2. Исследование намерений,
* 3. Исследование направленности
* 4. Исследование склонностей.
* 5. Заключительная беседа в присутствии родителя.
Вступительная беседа.
Цель обращения.
Обсуждение ситуации.
Выявление хобби, увлечений, любимых занятий.
Выявление любимых предметов в школе.
Прежде всего педагог-психолог обращает внимание на наличие у учащегося определенных трудовых навыков, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Кроме того, отмечаются снижение у учащихся интереса к учебе и ориентация на вне учебную деятельность.

В заключительной беседе можно продемонстрировать идеальную формулу будущей профессии его сына (дочери).  В беседе необходимо, так же, назвать несколько возможных будущих профессий  и выделить возможные профессиональные направления. Необходимо рекомендовать предпочитаемые  предметы, кружки, секции.

Основаниями для психологического профориентационного консультирования могут быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи при выборе будущей профессии.
Литература:
1. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.