Чему учить и как учить детей?

Федосова Галина Александровна

Вопросы о том, чему учить и как учить детей, обсуждались педагогами всех времен и народов. В нашем веке эти вопросы являются, пожалуй, самыми актуальными, потому что большинство считает: наступило время перемен в образовании, можно кардинально изменить подходы в обучении и достигнуть доселе неизвестных результатов. Да, так уж заведено в человеческом обществе: каждое новое поколение не согласно с предыдущим в определении происходящего и видит смысл своего существования в преобразовании данности, считает себя более умным и прозорливым. Многие вообще сразу приступают к реорганизации, не удосуживаясь даже вначале поразмышлять об устройстве старого мира, взвесить все за и против, полагают, что цель человека состоит прежде всего в деятельности по изменению бытия. И без выходных, не щадя себя ломают и ломают здание прошлого, истинно веря в возможность построения нового. А время - самый праведный судия - безжалостно и не всегда дает возможность человеку дожить до истинных результатов его жизнедеятельности, а тем более не позволяет кардинально исправить недочеты и ошибки таковой (в прошлое вернуться нельзя!). Именно поэтому каждому желающему изменить мир к лучшему необходимо следовать народной мудрости: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Порой лучше вообще ничего не делать, чем стать творцом чего-то ложного. "Ничего страшного, - возмутятся оппоненты, - на ошибках учатся". К сожалению, на своих и только те, кто их допустил, и то не всегда... Не кажется ли Вам, что пока мы, учителя, вновь решали чему учить и как учить, с нашими детьми произошло такое, чего уже не исправить никакими нововведениями. А может, и ничего страшного, скоро подрастет новое поколение, снова займется реорганизацией...