План части С ЕГЭ

Щербакова Ольга Анатольевна

Подробный план части С ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план части ЕГЭ15.48 КБ

Предварительный просмотр:

План части С

Вступление

должно быть ярким, своеобразным, говорить об     индивидуальности автора сочинения, свободе его мышления:

1. Риторические вопросы (лучше, чтобы вопросы относились лично к автору сочинения: как меня касаются проблемы текста).

2. Определение темы текста.  

3. Именительный темы (размышление о рассматриваемом понятии).

4. Цитата, пословица, афоризм.  (либо содержит основную мысль  текста, либо служит способом выхода на его проблематику; цитатой может быть предложение из данного текста, в котором заключена его главная мысль).

5. Ссылка на телепередачу, статью, факт.

6.  Зарисовка (по воспоминаниям из прошлого), ассоциация.

1. Формулировка проблемы исходного текста:

   1 вариант: если автором в тексте сформулированы вопросы,       то представить их как проблему;

   2 вариант: если возможно, сформулировать вопрос по тексту;

   3 вариант: если проблема хорошо просматривается, то сформулировать её со словом «проблема»;

   4 вариант: если в тексте чётко сформулирована позиция автора, а проблему трудно определить, то нужно сформулировать вопрос, ответом на который будет позиция автора – это и есть проблема

2. Комментарий к сформулированной проблеме:

   а) к какой категории относится проблема;

   б) актуальность проблемы, что делает её злободневной;

   в) новая эта проблема или одна из «вечных»; что послужило причиной ее возникновения; привести (если знаешь) различные мнения по заявленной проблеме);

   г) как раскрывается проблема в исходном тексте ( яркими образами, доступным языком, обращением к читателю, призывностью, эмоциональностью, необычным сюжетом и т.д.);

   д) как характеризует автора выбор данной проблемы ( как настоящего патриота, как человека неравнодушного, как человека активной жизненной позиции, как знатока человеческой души и т.п.)

3. Позиция автора:

                   (чему учит автор; к чему призывает; на что обращает внимание; что предлагает сделать для решения данной проблемы).

                 Авторская позиция может быть выражена:

Четко, прямо, непосредст венно: 

                                   -в названии текста,

                                   -в отдельных предложениях текста,

                                   -через ряд аргументов.

Скрыто (через модальный план текста):

-риторические вопросы,

-риторические восклицания,

-эпиграфы,

-порядок слов,

-лексические повторы,

-оценочную лексику,

-модальные слова и частицы,

-ряд вводных слов, словосочетаний, предложений,

- с помощью аллегории (иносказания).

4. Собственное мнение и его аргументация:

               а) согласие с позицией автора (почему? во-первых, … во-вторых, …);

               б) предложение-связка (переход к аргументам);

               в) два аргумента:

                      - из личного жизненного опыта или социума;

                      - на основе знаний (на уроках, справочная литература, телепередачи и т.п.);

                      - из читательского опыта (художественная литература, публицистика, мемуары, печатные СМИ).

Аргументация

Аргументация строится по плану:

-тезис: ваша позиция по сформулированной вами проблеме (согласие и эмоции по поводу авторской позиции);

        -аргументация (доказательства: 2 примера);

        -вывод (общий итог).

Каждый аргумент состоит из двух частей:

                    1. довод

       (утверждение, которое доказывает справедливость тезиса)

     

                    2. иллюстрация к нему

      (конкретный пример, наглядно иллюстрирующий аргумент).

 

                                      Доводами могут быть:

1. факты действительности, не подлежащие сомнению;

2. законы природы;

3. данные, полученные экспериментальным путем;

4. заключения экспертов;

5. статистические данные;

6. научные аксиомы.

             Можно использовать аргументы  «от противного»,

        т.е. противоречащие тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, показать, что последствия при этом будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.

                    В качестве аргументов могут выступать:

- реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения.);

- свои собственные наблюдения и выводы;

- предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);

- пословицы и поговорки, афоризмы, притчи (их необходимо прокомментировать, объясняя их связь с тезисом);

- примеры из художественной литературы;

примеры из исторической, научно-популярной литературы;

- примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

- свои суждения, почерпнутые при изучении школьных

предметов;

-  ссылки на «авторитет» (мнение известного уважаемого человека: ученого, специалиста по определен ному вопросу);

- имена исторических деятелей, даты, названия событий;

- свидетельства очевидцев.

 

Заключение

В финальной части необходимо развернуть мысль, высказанную во вступлении или логически завершить ее. 

                     В заключительной части можно:

- подчеркнуть солидарность с автором, перечислить основные выводы рассуждения, передать общее впечатление о прочитанном и проанализированном в тексте;

-использовать кольцевую композицию и «закруглить» текст, например, дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;

- дать нравственный вывод, к которому пришел  в результате осмысления темы, проблемы  и позиции автора и который следует взять в жизнь;

- уместно привести цитату, афоризм, пословицу.