Старый ежедневник

Федосова Галина Александровна

– Да, понедельник – день тяжелый! Мне не так тяжко, как другим! Нет первого урока. Окно, как говорят педагоги. Вот решила разобраться в бумагах и нашла свой старый ежедневник. Как не заглянуть в прошлое! Расписание, список текущих организационных дел, социальный паспорт класса…. Суета сует. Стоп. 10 сентября. Цитата дня из прочитанного. «У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей…»  (К.Д. Бальмонт.) Как поразительно наблюдателен поэт! Действительно, человек многолик. Когда же смотришь на себя в зеркало, замечаешь только изменения, произошедшие на лице, а вот разноликость своей сущности, о которой упоминает мыслитель, не разглядишь так сразу. Есть над чем поразмыслить. Я-десять лет назад и Я-сегодня. Разные лики одной сущности или многогранное единое творение?…

– Фотография моего первого выпуска. Я в центре. Наивная, простодушная и очень счастливая. Все на фотографии счастливые. Быть может, это не наивность, а искренность, не простодушие, а естественность? Настолько человек привык не доверять своим чувствам, что с легкостью готов согласиться с тем, что открытость и простота    молодости – это недостатки, о которых нельзя вспоминать без улыбки. А я верю в правдивость минувшего и доказательством истинности его считаю испытанное в тот миг  чувство радости, которое, без сомнения, с трудом поддается культивации.

– День учителя. Новый год. Январь. Методическая неделя. Урок математики. Скучно, должно быть, учителю-словеснику, неизвестно зачем заглянувшему в мир точной науки. Определения, задачи, уравнения…  Так да не так. На таком уроке можно увидеть то, чего не разглядишь на занятии по смежным дисциплинам. Зная теорию, решишь любое уравнение, и все неизвестные станут известными. В жизни же совсем иначе: она предлагает решить уравнение со всеми известными, а удается это, несмотря на кажущуюся простоту, лишь избранным.

– Вот как, оказывается, зарождаются мысли.  В один миг разрозненные потоки суждений, смешавшись, превращаются в откровение, потрясающее своей правдивой простотой! Вот и еще заметки на полях.

  • Учиться жизненно необходимо.
  • Три кита, на которых зиждется успех, – смирение, терпение и добродетель.
  • Да не устанет язык твой повторять изо дня в день и на дню 100 раз доброе слово, и да отсохнет он, если слетит с уст твоих хоть один возглас негодования!
  • Главная ошибка учителей в том, что при объяснении правил жизни, они используют только репродуктивные методы, забывая про эффективность продуктивных. Памятуй и ты о том, в случае обострения девичьей забывчивости обязательно выполни работу над ошибками.
  • Ты устал кричать на учеников, ставить двойки в дневники, писать замечания в тетрадях? Отдохни, скушай две такие разные палочки твикса, и ты поймешь, что жизнь прекрасна, нужно только заменить метод наказания на метод поощрения!

– Однако, замечательный рецепт. Чем-то, согласитесь, схожи профессии повара и педагога. С одной лишь только разницей: кулинар, создавая блюдо, полагается прежде всего на вкус потребителя, учитель же при творении ученика ориентируется на общепризнанный образец, хотя и оставляет за собой исключительное право изменения технологии создания своего шедевра – ученика.

– Понедельник, вторник, среда… Март, апрель, май… Бег времени не остановить, и никто не волен изменить то, что установлено свыше. Можно только, ощутив ритм происходящего, постараться идти в ногу со временем. Но столь ли это важно – соответствовать веяниям эпохи? И что на самом деле значит быть современным учителем? Теперь я уверена, что современен тот педагог, который не просто сопричастен духу времени, интересен сегодняшнему ученику, но прежде всего тот, кто строит настоящее, сопрягая свои мысли и поступки с духом прошлого, кто сам правит временем, свободен в выборе и является многосторонней личностью. Пожалуй, стоит сохранить этот старый ежедневник в запасниках моего личного музея, в котором хранятся такие дорогие для меня ценности минувшего.