Мысли вслух

Белоусова Елена Ильинична

Мысли вслух.

СИНКВЕЙН  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ.

(из опыта работы)

 

        Синквейн…. Согласитесь, красивое слово, загадочное, ласкающее слух.

В нашей сельской школе оно такое же привычное, как любое другое: сочинение, тест, эссе. В форме синквейнов дежурные по школе сдают дежурства следующему классу, поздравлением в праздничной стенгазете тоже может быть синквейн, а включать его в любую творческую работу даже стало необходимостью для наших ребят.

         Синквейн – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП», который не просто полюбился нам, но и стал своего рода визитной карточкой школы. Спросите у любого второклассника, что такое синквейн, и он, не задумываясь, ответит: «Белое стихотворение из пяти строк».

         Да, всего пять строк, но какая возможность для полета мыслей, которая не ограничевается заданной грамматической формой, а она, эта форма, есть. В первой строке дается тема (это существительное или именное словосочетание), во второй строке – описание темы (два прилагательных или причастия), третья строка состоит из 3-ех глаголов, характеризующих действие темы (мы сочли возможным использовать наречия,  пояснительные существительные при глаголах), четвертая строка – это фраза из 4-ех и более значимых слов, выражающая отношение автора к теме и являющаяся основной мыслью синквейна, пятая строка – синоним, который раскрывает или обобщает смысл темы (слово или словосочетание).

        Синквейн – это универсальный прием, который можно использовать на разных стадиях урока (напомню: базовая модель урока в технологии РКМЧП состоит из 3-ех стадий: Вызов – Осмысление – Размышление). В начале урока русского языка перед объяснением нового материала предлагаю учащимся угадать слово 1-ой строки синквейна,  т.е. его тему и тему урока.

 

****

Трудные, интересные

Обозначают (действие), передают (динамику), используются в повествовании.

Могут быть разными членами предложения.

Самостоятельная часть речи.

 

        Пятиклассники, уже знакомившиеся с глаголом как частью речи в начальной школе, могут обобщить свои знания и сформулировать тему. Цель использования синквейна в данном случае – краткое обобщение имеющихся знаний.

        На стадии Осмысления содержание составление синквейна – это вдумчивая работа с новыми понятиями. Цель приема будет интеграция новых и имеющихся знаний. Приведу пример синквейна, написанного уч-ся 7 класса после изучения темы «Наречие»:

 

Наречия.

Неизменяющиеся, сложные.

Обозначают (признак действия), делятся (на 2 разряда), имеют (степени сравнения).

В предложении наречия – обстоятельства.

Самостоятельная часть речи.

 

        Но чаще всего мы используем синквейн на стадии Размышления. Вот синквейн восьмиклассника, являющийся характеристикой литературного героя в определенный момент жизни:

 

                                   Петр Гринев (1-ый день самостоятельной жизни).

                                              Неопытный, любопытный.

                                         Интересуется, учится, проигрывает.

                                     Петр считает делом чести вернуть долг.

                                                   Благородный человек.

 

         Сложнее написать синквейн – общую характеристику героя, в которой надо продемонстрировать не только понимание образа, но и, обобщив информацию, высказать свое отношение, дать оценку. В 10 классе во время изучения романа Ф,М,Достоевского «Преступление и наказание» проводим дебаты по стандарту К.Поппера на тему «Рассольников может быть оправдан». Команда утверждения (3 спикера) оправдывает героя, команда отрицания (3 спикера) обвиняет. Затем всех учащихся (зрителей и судей, в том числе) разбиваю на 2 группы (утверждающие и отрицающие) и предлагаю синквейн, противоречащий их мнению:

                                                     

                                                        Родион Раскольников.

                                                Придавленный, отчаявшийся.

                                            Убивает, мучается, раскаивается.

                                       Раскольников хочет спасти себя и близких.

                                                  Жертва обстоятельств.

 

                                                                     ***

 

                                                            Родион Раскольников.

                                                        Эгоистичный, обреченный.

                               Не смиряется, создает (теорию), оправдывает (средства).

                                          Раскольников разрешает себе «кровь по совести».

                                                                  Преступник.

 

       В синквейне десятиклассники ищут доказательства «чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся более внимательно прислушиваться к мнению других людей. Напоминаю ученикам:

Отстаивать свою точку зрения -                                    Еще большее умение –

Достойное умение.                                                          Уважать чужую точку зрения.

   Интересными представляются мне синквейны, подводящие итог изученной темы и демонстрирующие глубину знаний учащихся.  

 

                                                           Лермонтов (и его поколение).

                                                               Ищущий, отчаявшийся.

                                              Сочувствует, обвиняет,  смотрит отчужденно.

                                   Хочет видеть свое поколение активным участником жизни.

                                                             Все-таки оптимист.

 

                                                                           ***

 

Лермонтов (и Родина).

Отвергающий, любящий.

Не принимает самодержавную, воспевает народную, рисует картины природы.

Любит отчизну «страстною любовью», которую «не победит рассудок».

Патриот.

.

      Бесспорно, синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации. Нам, филологам, он позволяет оценить словарный запас учащихся, знание темы, а для ребят является средством творческого самовыражения (каждому хоть на время хочется стать филологом и творцом!). На начальном этапе обучения синквейн обогащает словарный запас ученика, учит формулировать идею (4-ая строка), подготавливает к краткому пересказу.

       И в заключении о синквейне в рифмованных строчках:

 

Кратко и основное

Сказать  дело непростое.

За внешней легкостью –

Работает активно мысль:

Ищи важное, не торопись!

Закрепляем морфологию –

Части речи,

Находим слово – резюме, а прежде

Из лексики синонимы вспоминаем,

Главную мысль определяем,

Фиксируем в глагольном предложении –

И готово синквейн – сочинение.

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Елена Ильинична, а вы работаете с Кейс методом? Если да то объясните как, очень интересуюсь этим методом.

Белоусова Елена Ильинична

К сожалению, нет. Если Вы сможете рассказать о нём хотя бы в общих чертах, буду благодарна.

Белоусова Елена Ильинична

К сожалению, нет. Если Вы сможете рассказать о нём хотя бы в общих чертах, буду благодарна.

Овчинникова Наталья Александровна

Очень интересно узнать по подробнее про этот метод.

Маслова Светлана Борисовна

Елена Ильинична,замечательные "Мысли вслух".Очень интересно!Спасибо.

Носова Марина Владимировна

Синквейн - эффективный прием вызвать ассоциации.

Бурнашова Тамара Ивановна

В технологии развития критического мышления через чтение и письмо более тридцати методов, приёмов, стратегий, развивающих УУД:хокку, ассоциации,кластер и др. Рекомендую посмотреть у меня на сайте. Очень рада поделиться опытом. Наша школа является областной экспериментальной площадкой по теме " Внедрение технологии развития критического мышления через чтение письмо в образовательный и воспитательный процесс школы",руководителем которой два года была я.

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Технология кейс -это разновидность технологии анализа конкретных ситуаций, когда учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. Ситуация, описанная в кейсе, ВСЕГДА реалистична. Даже если это вымышленная ситуация, она не должна вызывать у учащихся ощущения, что "так не бывает!". Кейс содержит и закрытые, и открытые задачи для учащихся.

Барс  Ирина Викторовна

применяю этот метод рефлексии на уроках, но нужно заметить не во всех классах он уместен и не все дети откликаются на эту форму подведения итогов. а идея интересная, красивая, сложная

Белоусова Елена Ильинична

Уважаемые коллеги! Спасибо за отклики!