Мои размышления

 Любовь Михайловна Видикер

 

Моё педагогическое кредо

 

Здравствуйте!

Меня зовут Видикер Любовь Михайловна. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представляю свою педагогическую деятельность. (Слайд)

Моя дорога жизни началась в маленьком селе Доволенского района Покровке, где дворов то было несколько десятков. Но я до сих пор помню свою малую Родину, так как там я провела своё детство, там появились у меня первые подруги, там я узнала, что есть такая замечательная профессия, профессия учить детей.  Мои родители дали мне должное воспитание, именно оно помогла мне хорошо закончить Доволенскую среднюю школу, а впоследствии и педагогический институт. В выборе профессии я не колебалась ни на минуту. И скажу судьбе спасибо за то, что я хотела быть учителем, стала им, и буду работать с детьми, пока во мне будет нуждаться хотя бы один ребёнок.

Дальнейшая моя дорога привела в село Ярки того же Доволенского района. Я всегда считалась исполнительной ученицей, студенткой, но в свою школу я прибыла, минуя РОНО, за что, впоследствии получила словесный выговор от действующего тогда заведующего отделом образования Медведева Петра Лукьяновича. Меня он хотел отправить в другую школу. Я же, увидев в облоно список школ, нуждающихся  в учителях химии и биологии, получив направление в Доволенский район, смело отправилась в Ярки. И не жалею! Что было бы со мной, если, вдруг, я оказалась бы в другой школе? Смогла бы я быть тем, кем сейчас являюсь? Встретила бы я в другом селе любовь всей моей жизни? Родила бы я двух замечательных сыновей, которыми я горжусь? Вопросы? Вопросы? Вопросы?

В школу я влюбилась чуть позже, в детей сразу. Школа мне не понравилась внешне:  беднотой оборудования, пустыми классами и коридорами, отсутствием цветов и цветников. Но дети…. Их глаза…  Они смотрели на меня, и в них было столько любопытства, столько проникновенности, столько теплоты. Я поняла, я нужна им. Учась в институте, я серьёзно занималась туризмом. И в школу я пришла с желанием продолжить любимое моё занятие: ходить в походы.

Для себя решила:  «уходить с головой» в щелочи и кислоты я не буду. Кроме обязательной программы по предмету, у меня должна быть великолепная произвольная программа. Программа для души!  И начала я со студенческого увлечения: я повела детей в походы. Где мы только не побывали: соседние сёла и районы, горы Алтая, Обское море, сплавы на байдарках, поездки по городам России. Что давали мне эти походы? Я видела, как дети загорались при одном только слове «Идём в поход!». Именно в походах они становились сплочённее, там они научились помогать друг другу, заботиться о слабых. Походы оздоравливали детский коллектив, укрепляли  детскую дружбу. Они научились проявлять личную инициативу, взаимную выручку, силу воли и высокую дисциплинированность. А самое главное: в походах дети верили мне безоговорочно. Мне не нужно было лепить из них что то. Мне нужно было просто быть самой собой. И я была таковой. Я была с ними на равных, но не давала им забывать, что я педагог. Я играла им на гитаре и пела песни. А они, деревенские детишки, многие из которых ни разу не бывавшие в городе, не видевшие ни разу гитару, во все глаза смотрели на меня, и я понимала: они пойдут за мной, куда бы их я не повела, будут делать то, что я им скажу. Именно в такие минуты я рассказывала им про большие города, замечательных людей, я своими рассказами учила их любить свою Родину, своё село, своих родителей… 

В детях укреплялись лучшие духовные, нравственные качества. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Они  научились видеть красоту родного края, гордиться им.

Я понимала, что мои дети, как струны, тронь и каждая зазвучит по - своему: какая то слабо, а какая то с силой, какая то с фальшью, а какая то робко и не смело. Такими были и дети. Я должна была их настроить на правильный аккорд. Ведь во взрослой жизни им не придётся быть струной – одиночкой. Они будут жить в коллективе, в обществе. А там, чаще всего,  играют «аккордами». Смогут ли мои «струнки» правильно влиться в общественное звучание?  Я очень хотела, что бы они стали полноправными членами нашего государства,  что бы каждый ребёнок вырос настоящим гражданином своей Родины, с правильной жизненной позицией.

Время шло. Я набиралась педагогического опыта. Просто ходить в походы стало мало. Но переходить на спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска, я не хотела. Начали помаленьку собирать сведения о своём родном крае. Материала набралось столько, что его хватило на то, что бы издать книгу «Малая Родина. Ярки. 380 лет».  А затем по этой книге была написана программа для спецкурса, где дети в течение  2 лет знакомятся с историей своего села.

Возникла идея создания школьного музея. Эта идея успешно реализовалась в 2005 году.  Через спецкурс и музей я продолжала учить детей соприкасаться с прошлым, с историей. Я очень хотела, что бы они помнили свою родословную., преклонялись перед памятью своего народа. И сейчас я точно знаю, что они осознают уникальность своей «малой Родины», и надеюсь, что именно с них начнётся возрождение деревни. 

Моя профессиональная дорога – вечный подъём, свой путь я вижу в движении, а не то, что ждёт меня впереди.  Я иду всё к новым и новым дорогам: учитель-методист, Отличник народного образования, обладатель Соросовского гранта, учитель высшей квалификационной категории,  Лучший учитель России– 2007, Заслуженный учитель РФ… Моя фамилия занесена в энциклопедию «Лучшие люди России. 2004 год»  Коллеги говорят: «Ну что тебе ещё надо? Живи теперь спокойно!». Не могу! Да и коллеги знают, что душа у меня неспокойная, творческая, постоянно к чему- то стремящая. Вот и этот конкурс ещё одна ступенька к пику  творческого проявления. Буду верить в успех, буду верить в себя, и тогда для меня все откроются двери. Только личным примером можно воспитать настоящего гражданина своей Родины. Я осознаю, что в моих руках – судьба страны, судьба Земли.  Только мы – учителя, зажигаем всё новые и новые звёзды.

Дети мечтают повзрослеть, взрослые мечтают стать детьми. Моя профессия помогает мне в этом. Я молода. И спасибо за это моей профессии. Спасибо, профессия, за вечную молодость! Но биологический возраст всё равно даёт о себе знать. А что такое возраст? Это мудрость! А вы знаете, что такое мудрость в сочетании с молодостью? Это взрывная сила! Именно сейчас и теперь я вправе говорить детям о гражданских качествах, так как сама себя считаю патриоткой своей школы, села, Родины, обладаю сама теми качествами, которые хочу воспитать у своих воспитанников.

 Наверное,  ни я одна, «разленившись» после лета, произношу фразу «Как я не хочу на работу». Но это минутная слабость.. 1 сентября, первая детская улыбка, первое слово «Здравствуйте»…. Первое, первая, первый… И всё как в первый раз: ах, как я ждала этого дня! «Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок».  Свой путь я ещё не прошла до конца………….

Я по-прежнему в том же строю,

сердце детям своё отдаю!

 

Вот так с маленькой дороги в селе Покровка я продолжила свой путь, путь педагога. Знаете, я спою вам куплет песни. Известной песни. Её я пела в студенчестве, в походах с детьми. И пусть простит меня Высоцкий за то, что слова этой песни для меня на данном этапе жизни приобрели другой смысл: моё отношение к моей любимой профессии.

Здесь вам не равнины, здесь климат иной

Идут лавины одна за другой.

Здесь за камнепадом  ревёт камнепад.

И можно свернут, обрыв обогнуть,

Но я выбираю трудный путь,

Опасный как военная тропа.