Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языка

Печкова Римма Хадиевна

Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языка

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Чехов А.П.

    Способность к созданию нового, значимого для личности и общества является творчество. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный целенаправленный учебный труд.

   Наше время - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

          Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

        Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

        Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

        Наконец, третья группа – это зависимость развития от  характера и структуры деятельности.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

  Что значит развивать творческие способности?              

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

           Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития творческих способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в учебной, так и во внеучебной форме обучения.

           Педагоги нашей школы на уроках английского языка используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить школьника целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Вот разновидности уроков творчества: урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл и т. д.

   Игровые технологии успешно используют учителя начальной школы. На уроке английского языка учителя применяют разные игры:  лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, что помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

    Огромны возможности использования на уроках информационных технологий, которые создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связаны реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.

 Третий  год успешно наши учителя апробируют проведение уроков с использованием интерактивной доски.  Более 90% учителей школы прошли курсы «Основы интернет – технологий» и дополнительную профессиональную подготовку по курсу международной образовательной программы  Intel. Теперь на уроках с успехом применяется  метод проектов. Почти во всех классах начальной школы есть телевизор и DVD. Эффективно используются собственные и модифицированные презентации на уроках. Все хорошо понимают, что компьютер, DVD являются не наглядным пособием, а основным элементом ведения урока. Педагоги используют Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создают свои варианты уроков с эффективным использованием современных компьютерных технологий. Ноутбуки, полученные по программе Татарстана «Ноутбук каждому учителю», являются хорошим подспорьем при подготовке и проведению нетрадиционных уроков, сбору и систематизации дидактического материала. Беспроводной Интернет Wi-Fi позволяет прямо на уроке найти необходимую информацию. Появились огромные возможности для творческой деятельности педагога и ученика. Нужны лишь навыки для максимального использования этого ресурса.

Важное место в обучении английскому языку в школе занимает организация проектно-исследовательской работы учащихся, написание рефератов, проектов, создание презентаций и др. В настоящее время исследовательская деятельность в школе становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода школьников к жизни. Деятельность ученика, носящая творческий характер, связана с обретением новых знаний и возможностей. Она повышает самооценку, уверенность в себе и порождает чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

            Развитие творчества приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность  играет не меньшую роль, чем учебная. В школе разработана и действует программа  «Одарённые дети».     Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;  участие их в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Сложилась хорошая практика проведения школьных олимпиад по английскому языку, победители которых участвуют в районных олимпиадах.

Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие мероприятия как: неделя английского языка, фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, вечера, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия по английскому языку. Вызывая интерес учащихся  к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

    Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

   Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

   А творческий учитель тот, кто

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

- педагог содействует школьнику в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.

           Иначе говоря, развитие творческих способностей школьников и их творчество проходят и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта координируется творчески работающим педагогом.

          Таким образом, творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Библиография

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ - 1993 - №3.С. 20-25

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М.: Роспедагентство, 1994.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр “Академия", 2002.

4. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы". №2, 2001.

5. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель - 2001 - №1 - с.52-54

6. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7.

8. www.bolshe.ru

9. www.festival.1september.ru

10. www.zachetka.ru