Психологическая помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ Доклад Брыловой Е.В., педагог-психолог МОУ СОШ №2 г. Люберцы 18.09.2013г.

Мы выделяем несколько направлений в работе педагога-психолога, по которым нужно оказывать эффективную помощь старшеклассникам, готовящимся к выпускным экзаменам, их родителям, а также педагогам. Каждое из направлений представляет собой интегрированные звенья единой системы психологического сопровождения, что позволяет:

1. Корректировать познавательную, эмоциональную и личностную сферы учащихся.

2. Обеспечить возможность достижения ими высоких результатов личностного развития.

3. Повысить эффективность способностей старшеклассников преодолевать стрессовое состояние.

4. Научить учащихся выбирать и использовать приемы психологической защиты.

Приемы психологической защиты:

1. Переключение. Начать думать о чем-нибудь актуальном, полезном, приятном, но совершенно не связанном с наличной ситуацией, вызывающей напряжение. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

2. Сравнение. Сравнить свое состояние с состоянием и положением других людей, и найти, что у многих оно тяжелее. Это ослабит собственные негативные переживания.

3. Накопление радости. Вспомните свой успех, события, вызывающие радость, ощущение победы.

4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.

5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».

6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация, йога, медитация).

Использование психологических тренингов даёт ощутимый эффект в направлении психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ. И, что особенно важно – эффект этот устойчивый и быстрый.

Практические упражнения в тренинге имеют своей целью, во-первых, стабилизировать эмоциональное состояние учащихся. Это означает, что напряжение, которое испытывают старшеклассники, волнение и страх перед неизвестным будущим отрицательно влияют на усвоение ими учебной информации. Снижая общее психическое напряжение, приводя его к необходимому рабочему состоянию тонуса, мы решаем задачу стабилизации личности старшеклассника для продуктивной его работы над учебным материалом.

Во-вторых, временное распределение упражнений в тренинге нацелено на мобилизацию умственных способностей учащихся, а также на обучение их самоконтролю собственных психических процессов, таких как врабатываемость, внимание, память, мышление, волевых качеств. Самоконтроль – важнейший показатель, который влияет на психо-эмоциональное состояние старшеклассников на экзамене.

В целом, после проведения курса психологических тренингов, учащиеся отмечают повышение самооценки, уверенности в себе. Наряду с этим старшеклассники отмечают снижение фрустрационных явлений, нервно-психического напряжения и тревожности, предшествующих столь важному грядущему событию, как единый государственный экзамен.