Пропедевтика использования проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Чернова Наталья Ивановна

 

В настоящее время перед учителем стоит задача воспитания не только образованной  развитой личности, но и личности, способной жить и саморазвиваться в условиях современного, постоянно меняющегося мира. Школа призвана помочь воспитать личность, способную жить и действовать в разной обстановке, не теряться, встретив сложную ситуацию, а находить  оптимальный из нее выход. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, окружающей его среды, но и от его мировоззрения, от его собственной позиции. Большая роль в воспитании этих качеств отводится урокам истории и обществознания. Побудить учащихся к самостоятельности, к реализации скрытых возможностей, активизации познавательной деятельности позволяет использование на уроках проблемного метода обучения. Цель  и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из затруднительной ситуации, вызывающей вопрос, служит проблемная ситуация. Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. При использовании проблемного метода необходимо учитывать готовность учащихся класса к восприятию проблемного материала. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить несколько проблем одну за другой. В классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и опрос проблемного характера провести после объяснения.

На уроке истории в 11 классе при изучении темы «СССР и Германия в 1940-1941г.г.» задается вопрос: «Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?»

Например, в начале обобщающего урока в 9 классе по теме «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» дается следующее проблемное задание: «В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему победа была достигнута такой дорогой ценой?» Далее обучающиеся вспоминают даты, термины, имена, сражения, работают с текстами документов,  а потом возвращаются  к проблемным вопросам.

На уроке всеобщей истории  по теме «Становление индустриального общества» можно предложить следующее проблемное задание: «Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?»

При изучении аграрной реформы П.А.Столыпина можно поставить следующее проблемное задание: «Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба великого реформатора? Почему он остался реформатором-одиночкой? Актуальна ли эта тема сегодня?» «Кто он - Столыпин: «вешатель» или «реформатор»? Реакционер, консерватор или либерал?»

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. Вместо стандартной формулировки темы «Преобразования в эпоху Петра Великого» можно  предложить такую: «Петр Первый - чудо или чудовище?» Изучая первые годы царствования Александра I, тема может звучать так: «Дней Александровых прекрасное начало…». Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Появление земледелия и скотоводства» учащимся задается проблемный вопрос: «Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?»

Создание проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач должны включать в себя практический смысл изучения темы. Поэтому нужно подбирать такую  проблемную ситуацию, решение которой пригодится учащимся в будущем.

На уроке обществознания при изучении темы «Кто стоит на страже закона» можно использовать следующее задание: «В чем, на ваш взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что, по-вашему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?».

На этапах контроля и оценки результатов учебной работы   предлагается сделать самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию:

1.Завершите предложение:

·         Сегодня на уроке я узнал(а)….

·         Мне понравилось…., потому что….

·         Самым интересным для меня было….,потому что…

·         Мне не понравилось….потому что….

·         Мне хотелось бы…. и  т.д.

2.  «точка зрения»

Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенными в учебной книге, будет способствовать  развитию  мышления у детей. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности учащихся, множество  вопросов, нестандартные ответы, развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера. Все эти качества являются универсальными учебными действиями,  пользоваться которыми обучающиеся смогут при изучении любых предметов.

Применение методики проблемного обучения позволяет достичь хорошего качества знаний у учащихся, стабильного и мотивированного интереса к урокам истории. Выпускники школы лучше ориентируются в современных ценностях, приобретают опыт творческой деятельности, готовы к  сотрудничеству. На данном этапе развития человеческого общества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернова Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»

Пропедевтика использования проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

В настоящее время перед учителем стоит задача воспитания не только образованной  развитой личности, но и личности, способной жить и саморазвиваться в условиях современного, постоянно меняющегося мира. Школа призвана помочь воспитать личность, способную жить и действовать в разной обстановке, не теряться, встретив сложную ситуацию, а находить  оптимальный из нее выход. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, окружающей его среды, но и от его мировоззрения, от его собственной позиции. Большая роль в воспитании этих качеств отводится урокам истории и обществознания. Побудить учащихся к самостоятельности, к реализации скрытых возможностей, активизации познавательной деятельности позволяет использование на уроках проблемного метода обучения. Цель  и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из затруднительной ситуации, вызывающей вопрос, служит проблемная ситуация. Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. При использовании проблемного метода необходимо учитывать готовность учащихся класса к восприятию проблемного материала. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить несколько проблем одну за другой. В классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и опрос проблемного характера провести после объяснения.

На уроке истории в 11 классе при изучении темы «СССР и Германия в 1940-1941г.г.» задается вопрос: «Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?»

Например, в начале обобщающего урока в 9 классе по теме «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» дается следующее проблемное задание: «В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему победа была достигнута такой дорогой ценой?» Далее обучающиеся вспоминают даты, термины, имена, сражения, работают с текстами документов,  а потом возвращаются  к проблемным вопросам.

На уроке всеобщей истории  по теме «Становление индустриального общества» можно предложить следующее проблемное задание: «Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?»

При изучении аграрной реформы П.А.Столыпина можно поставить следующее проблемное задание: «Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба великого реформатора? Почему он остался реформатором-одиночкой? Актуальна ли эта тема сегодня?» «Кто он - Столыпин: «вешатель» или «реформатор»? Реакционер, консерватор или либерал?»

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. Вместо стандартной формулировки темы «Преобразования в эпоху Петра Великого» можно  предложить такую: «Петр Первый - чудо или чудовище?» Изучая первые годы царствования Александра I, тема может звучать так: «Дней Александровых прекрасное начало…». Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Появление земледелия и скотоводства» учащимся задается проблемный вопрос: «Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?»

Создание проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач должны включать в себя практический смысл изучения темы. Поэтому нужно подбирать такую  проблемную ситуацию, решение которой пригодится учащимся в будущем.

На уроке обществознания при изучении темы «Кто стоит на страже закона» можно использовать следующее задание: «В чем, на ваш взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что, по-вашему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?».

На этапах контроля и оценки результатов учебной работы   предлагается сделать самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию:

1.Завершите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал(а)….
  • Мне понравилось…., потому что….
  • Самым интересным для меня было….,потому что…
  • Мне не понравилось….потому что….
  • Мне хотелось бы…. и  т.д.

2.  «точка зрения»

Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенными в учебной книге, будет способствовать  развитию  мышления у детей. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности учащихся, множество  вопросов, нестандартные ответы, развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера. Все эти качества являются универсальными учебными действиями,  пользоваться которыми обучающиеся смогут при изучении любых предметов.

Применение методики проблемного обучения позволяет достичь хорошего качества знаний у учащихся, стабильного и мотивированного интереса к урокам истории. Выпускники школы лучше ориентируются в современных ценностях, приобретают опыт творческой деятельности, готовы к  сотрудничеству. На данном этапе развития человеческого общества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию.