Главные вкладки

    Блог пользователя Леонтьева Марина Сергеевна

    Леонтьева Марина Сергеевна

    « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

     Б. Шоу

     Биология - школьный предмет, в ходе изучения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и  экспериментальных выводов. Преподавание курса биологии, благоприятная среда для системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. При таком подходе основными компонентами овладения знаниями являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка.

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

    Леонтьева Марина Сергеевна (leontievams@yandex.ru)

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое  муниципального района Красноярский Самарской области (ГБОУ ООШ с. Хорошенькое Самарской области)

    Аннотация.

    В статье приводится анализ дидактического потенциала ряда особенностей влияющих  на эффективность реализации технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии в условиях сельской малокомплектной школы.

    « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

     Б. Шоу

     Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Именно становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.

    Во многих поселениях нашего государства сельская школа является единственным образовательным учреждением. По этой причине становление ученика как личности напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемых в ней, от ее культурного содержания, социальной роли для развития не только учащихся, но и всего сельского населения.

    Биология - школьный предмет, в ходе изучения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и  экспериментальных выводов. Преподавание курса биологии, благоприятная среда для системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. При таком подходе основными компонентами овладения знаниями являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка.

    В настоящее время успешно реализуется  технология деятельностного метода обучения. Данная технология, не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Учитель легко может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.

      

    Важнейшим побудителем урочной и внеурочной деятельности является интерес, но для того чтобы он возник, все знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах - вот простая «формула» системно- деятельностного подхода.

    Эффективность системно-деятельностного подхода на этапе введения ФГОС возможно при условиях:

    1. проведение уроков, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
    2. уроки, на которых выполняются разнообразные творческие, познавательные, развивающие  задания.

    Опыт работы в этом направлении небольшой, но уже сейчас можно предложить для реализации подхода схему построения уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания: потребность→мотивация→целепологание→ средства реализации → действие→ результат→ рефлексия.

    Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством. Развивающих заданий может быть много. Главное: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах. Непременно должны присутствовать вопросы: «Как вы думаете?»,  «Ваше мнение?», «Что вы можете предложить?», «Как это объяснить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?»

    Проведённое занятие можно назвать «уроком», если задания выполняют развивающую функцию и активно помогают реализовывать системно-деятельностный подход.

    Здесь важным является профессионализм педагога.  Главное «не заиграться».  Это должна быть система.  В то же время не всегда мы учителя имеем четкое представление, как это реализовать на практике. Ведь во время работы на уроке  каждый учащийся должен реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. На уроке индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности.

    В условиях введения ФГОС, конструирование уроков происходит с   опорой на педагогический опыт и свою индивидуальность.  В условиях малокомплектной школы все преимущества средств  ИКТ раскрываются нагляднее. Если, и раньше, небольшое количество учеников в классе позволяло учителю уделять больше внимания индивидуальной работе, то, с приходом информационно-коммуникационных технологий, учитель малокомплектной школы получил возможность повысить качество проводимого урока. При использовании компьютера в процессе обучения, ученик может проявить гораздо больше самостоятельности, управляя процессом получения знаний. А учителю дается возможность контролировать и направлять действия ученика. Особенно ярко это проявляется на уроках в совмещенных класс - комплектах. Методика преподавания в таких классах имеет ряд особенностей. Когда в одном классе идет изучение нового материала, другой класс самостоятельно выполняет задание учителя. Разработка уроков с использованием мультимедиа-проектора, тщательно подобранного видеоряда помогает учителю иллюстрировать теоретический материал. Актуальным на таких уроках стало использование презентаций. Презентации создаются как слайд-фильм урока. Цветные рисунки и фото в презентации – позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Презентации на уроке применяются как для фронтальной работы на уроке, так и индивидуально для учащихся. На таких уроках появляется больше времени, которое можно  использовать  для дополнительного пояснения материала. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.

    Информационных технологии на уроках и во внеурочной деятельности в 5-9 классах применяются  в нескольких направлениях.

    Первое из них – это информационная поддержка предмета.

    Выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии,  библиотека электронных наглядных пособий  (Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», Электронный ресурс «Просвещение»).

    На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, составленную в соответствии с текстом электронного ресурса. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.

    Второе направление – разработка уроков с использованием мультимедиа-проектора,  тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке.

    Третье направление- использование информационных технологий для индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

    При невысокой наполняемости классов в основной школе использование ИКТ позволяет точнее подобрать, наиболее подходящий, вид деятельности каждому ученику, в соответствии с его индивидуальными особенностями. Информационная поддержка предметов в классах осуществляется с использованием на уроках проекта федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/about.page. Модульная система (OMC) позволяет объединить электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение учебной задачи на уроке.  Это дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на этапах: изучения нового материала, закрепления, контроля. При изучении нового материала и повторении пройденного, а также  организации текущего контроля знаний используются  презентации.  Для этого составляются дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Практика использования информационно - коммуникационных технологий позволила сформировать схему использования их на уроках и во внеурочное время.

    C:\Users\finder\Pictures\Маме\Новый рисунок.jpg

    В заключение хочется отметить, что создание информационно-образовательной среды на уроке, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, позволяет организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. В основе новых образовательных стандартов лежит системно - деятельностный подход. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальными (надпредметными) учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. Без этих навыков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

    Перед педагогом стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов.

    Вся сельская жизнь сосредоточена вокруг школы. Островок цивилизации, стабильности, моральных устоев. Пока сохраняется школа - существуют надежды на возрождение села. 

    Именно в  процессе реализации системно- деятельностного подхода формируется личность ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  

    «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, 
    но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. 
    Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

    А.Дистервег[1]

    Литература

    1. Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова, И. С.Бутин // Сельская школа. – 2005, № 1. – С. 89-99.
    2. М.П. Гурьянова. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов: М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2002. - 448с.
    3. План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001г. // Официальные документы в образовании, 2000 г.
    4. Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 .
    5. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой. – Пермь, 2003.
    6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


    [1] Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 - 1866)
    Немецкий педагог-демократ. Являлся последователем И. Г. Песталоцци. Разработал основные принципы преподавания в массовой начальной школе и соответствующей подготовки учителей. Автор работ по педагогике, учебники по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.