Я - мастер своего дела

Шукшина Светлана Тимофеевна

Предварительный просмотр:

        

Воспитатель ГБС (К) ОУ  Краснослободская  специальная (коррекционная)                                                                                                                                                                  общеобразовательная школа – интернат VIII вида

Шукшина  Светлана Тимофеевна

Двадцать лет. Много это или мало? Для истории это, конечно, миг, а для человека – огромный этап его жизни. И именно столько времени я работаю воспитателем в коррекционной  школе - интернате.  Уже сейчас я могу, да и обязана задать себе вопрос: «хорошо ли я трудилась, мастер ли я своего дела, дела, которому посвятила свою жизнь?»

       Порой бывает трудно оценить   другого человека, дать верную оценку его труда, но еще сложнее оценить себя, объективно отнестись к результатам своей  работы, увидеть собственные недочёты и промахи, анализировать их, исправлять, критично относиться к себе и своей  деятельности. Специфика моей работы -  воспитателя,  такова,  что скорее всего она зависит от личности самого педагога, нежели от знания специальных предметов и методик, от того доверяют ли дети, видят ли в воспитателе друга, наставника.

 Максим Горький писал: «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер», а когда речь идёт о педагогике, и конкретно, о школе – интернате, то именно личность воспитателя играет огромную роль в развитии и становлении ребёнка, коррекции его недостатков и раскрытию лучших сторон.  В  работе с детьми  я не могу быть не честной – дети сразу заметят ложь, я не могу быть злой – они ответят тем же, я не имею право быть  скучной – тогда я не смогу заинтересовать их делом, творчеством,  а значит, не смогу быть ВОСПИТАТЕЛЕМ.  Я не могу быть равнодушным человеком, так как общаюсь не с предметами, а с настоящим чудом природы – детьми, тем более с детьми с ограниченными возможностями, больными, лишёнными домашнего тепла и уюта. И  их надо обогреть  теплотой своего сердца, богатством души, научить жить в мире, открыть этот мир для них, научить самостоятельности.

       В настоящее время я воспитатель 7 группы, это уже четвёртая группа за всё время моей работы в нашем интернате, так что у меня есть возможность оценить, сравнить и сделать выводы для себя. Попробую рассказать о своей работе с этими детьми.  Когда приняла их маленькими несмышлёнышами, я поставила себе цель – воспитать у них осознанные положительные формы поведения, научить трудиться, развивать навыки самообслуживания, развивать личность каждого ребёнка, воспитать в своих детях постоянную потребность в творчестве, положительные эмоции,   формировать любовь и уважение к родной культуре, Родине.

       Начиная с первого класса, детям прививаю любовь, потребность и уважение к труду. Требую от них соблюдения порядка и дисциплины. Ребята умеют обслуживать себя, наводят  порядок в спальнях, чисто и умело стирают свои вещи, ремонтируют одежду. Сама я люблю вышивать и вязать и этому научила детей. В группе даже мальчики  могут вязать крючком  и   их работы    показывались  на школьной выставке. Надеюсь, что эти умения и навыки им пригодятся и в их самостоятельной, взрослой жизни.

  А какие замечательные поделки мы делаем вместе  к праздникам – Дню учителя, Новому году! Для них это и праздник, и творчество, и развитие.

      Воспитанники наши, в большинстве, имеют слабое здоровье, и для их  физического развития я провожу игры, соревнования, конкурсы  в спортивном зале и на спортплощадке. «Весёлые старты», катание на санках с горы зимой, в теплое время – игры с мячом -  любимые детьми занятия, которые приносят им  удовольствие и укрепляют здоровье.

      Я считаю, что залогом психического здоровья детей является воспитание на основах родной культуры, традиций, воспитание  любви к Родине, Отчизне. Тем более что в наше время    проблема патриотизма, любви к своей семье, Родине, стоит как никогда остро.  Патриотическое воспитание становиться важнейшей  проблемой  национальной безопасности России и  народа. А как воспитать патриота?  Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам  Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства.  И я должна научить детей видеть красоту родной природы, восхищаться просторами родного края, его красотами и богатствами, беречь и защищать их в меру своих возможностей. Когда мы ходим на экскурсии в городской парк, загородные луга и поля, реку я обязательно обращаю внимание   на  красивый цветок, на пёструю бабочку, на птичьи  трели, на синеву реки. И,  в то же время, указываю   на  проблемы нашей природы -  мусор, засорённость, плохую экологическую ситуацию, и на то, что охранять природу – значит любить Родину. И, главная моя радость была, когда без моего указания ребята на прогулке, на лугу увидели разбросанный мусор и стали собирать его в одно место. Значит, не зря были все мои разговоры  и действия, и в будущем у них не поднимется рука на беззащитное животное, не смогут сломать, уничтожить куст или молодое деревце.    На занятиях «В царстве лекарственных растений», «Зелёная аптека», КВН «Знатоки природы», празднике «Синичкин день»  ребята узнали много интересного и нового для себя о лекарственных растениях,   птицах и  животных  края.  Любим мы ходить и в краеведческий музей, где представлена флора и фауна Мордовии. Одно из моих увлечений – выращивание цветов, и воспитанников своих учу ухаживать, растить комнатные цветы, это тоже учит видеть красоту и прививает ответственность, трудолюбие.

       Считаю важным, чтобы дети знали и изучали  культуру своего народа, своего края. «Только тот, кто любит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом», писал С. Михалков и я полностью согласна с ним. В нашей группе мы провели большой концерт «Моя Мордовия», дети познакомились с историей, фольклором мордвы, легендами и обрядами. Читали стихи, пели песни, танцевали мордовские и русские  танцы. А на «Деревенских посиделках» «встретились»  жители мордовского и русского селений, и, конечно, показали, на что они способны, представляя свои национальности. А закончилось наше представление общим, дружным хороводом. Я считаю, что вспоминать с детьми обычаи и обряды наших предков – значит, учить их любви к Родине, уважению к национальной культуре,  ведь не зря говорят: «Народ, не знающий своего прошлого,  не имеет будущего».  

  Я люблю с детьми   ходить  в детское отделение межпоселенческой центральной   библиотеки, потому что вижу, как в тишине красиво  оформленного зала, мои неугомонные ребята затихают и с удовольствием берут книгу. Кто-то читает сам, кто-то    рассматривает иллюстрации, а часто, учитывая их развитие,  я сама читаю вслух, а потом вместе обсуждаем прочитанное. Вижу, что им интересно узнавать новое для себя  именно из книги, читая её и задумываясь. Надеюсь, что мои усилия в этом направлении не пропадут, и пусть не все, но кто-то из них обязательно полюбит чтение и будет искать ответы на свои вопросы в литературе. А чтобы мои воспитанники познавали красоту, развивались эстетически, расширяли  кругозор, периодически вожу их  на выставки  картин их ровесников в художественную школу,  выставки работ  народных умельцев.

      Я с детства   люблю танцевать и когда-то сама выступала на сцене,  а став воспитателем   учу   детей этому искусству. Все годы работы я являюсь руководителем танцевального кружка, занимаюсь подготовкой хореографических номеров к различным мероприятиям. Мы танцуем танцы разных стилей: народный танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его историю; современный  - интересен своим ритмом, пластикой. Выступаем с танцевальными номерами как в стенах школы, и также в районных и республиканских смотрах. Дети награждены дипломом за активное участие в многожанровом фестивале «Созвездие» среди воспитанников детских домов и интернатов.  Готовя с детьми танец, я не только развиваю у них чувство ритма, пластику, память, но и  указываю на национальные черты и особенности народа, разучиваемого номера. А надевая народный костюм,  танцоры познают самобытность той или иной народности.    

       Важным моментом в воспитании патриотов Родины я вижу и в изучении военной тематики.  Так, при подготовке концерта ко Дню Защитника Отечества, ребята узнали много нового об истории создания Российской Армии,  о подвигах и героизме народа в военное время, во время локальных войн нашей современности.  Я думаю, что в их душах осталось светлое чувство сопереживания бедам нашей Родины и гордость за армию, за её героев, наших соотечественников.  Мы  ежегодно традиционно  ходим на парад в День Победы, и каждый раз перед этим, я обязательно читаю или рассказываю случаи, истории героизма во время Великой Отечественной Войны.                  

      Для наших воспитанников, детей с нарушениями интеллекта, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме, способствует развитию у них внимания и долгого сохранения интереса к ней. В связи с этим   я ежегодно возвращаюсь к теме изучения   государственной символики России – флага, герба, гимна. В младших классах мы рисовали символику России и Мордовии, став старше познакомились с историей государственных символов и сейчас  я уже уверенна в том, что ребята  знают и различают     символику страны и республики, знают первых лиц государства.

               Постоянно я обращаюсь к теме изучения  основных и доступных пониманию наших детей понятиям Конституции России:  права и обязанности гражданина. Известно, что своего личного опыта у наших подростков не хватает, что бы  уяснить, что помимо прав, у каждого есть еще и обязанности.  Часто они видят, к сожалению, за собой только права, а обязаны для них только педагоги, школа и государство. И я  стараюсь объяснить, убедить каждого ребёнка в необходимости соблюдения всех принятых норм и законов нашей школы и общества в целом, что бы сейчас и в будущем они не совершали противоправных действий.  

    Я люблю свой старинный город, знаю его историю и  во время экскурсий по  Краснослободску  показываю детям  исторически ценные  дома, улицы, памятники, да и современные здания тоже привлекают их своей красотой и масштабностью. Очень интересным и познавательным  оказался для  детей рассказ экскурсовода в краеведческом музее об истории города, об укладе жизни наших предков, о знаменательных местах Краснослободска и его выдающихся  жителях.  

    В наше время в  обществе   возрос интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре. Обращение к духовному, церкви даёт детской душе надежду, очищение, доброту, смирение. И как это необходимо для нравственного воспитания именно наших детей, тех, о ком часто забывают  родные люди, тех, кто  в своей небольшой жизни видел предательство, грубость, пороки взрослых. И я замечаю, как мои подвижные, шумные ребята замирают во время службы, как светлеют их лица, и поведение после посещения храма   меняется в лучшую сторону.

      Много ещё можно рассказать о том, что сделано, достигнуто,  но, конечно, впереди очень много дел, ведь останавливаться на этом нельзя. Надо идти вперёд, развиваться, дети не дадут быть довольной собой. Каждый день  в школе преподносит заботы, сюрпризы, радость познания, минуты огорчения. Впереди ещё два года работы с этой группой - времени для подготовки детей к выпуску в самостоятельную взрослую жизнь,    в которой, я надеюсь,  они займут своё достойное место в жизни и мои наставления, уроки, забота  помогут им в этом.  Недавно я прочитала рассказ Ивана Бунина  «Бернар» и   нашла там для себя ответ на вопрос: « А хороший ли я воспитатель?  Почему  у меня сложилось так, что я всю жизнь проработала с особенными детьми?»  Нет, всё не зря в этой жизни: я стараюсь делать своё дело хорошо, достойно, верно исполнять свой долг и не за страх, не за вознаграждение (известно, какое оно мизерное у воспитателей),  а за совесть, чтобы кому-то  стало хорошо от моего труда, таланта и осознание этого приносит мне радость и гордость.