Функция учителя в школе

Колесникова Марина Владимировна

- В условиях модернизации образования должна кардинально измениться функция учителя в школе. Учитель должен перейти в своей деятельности от функции передачи готовых знаний к функции организатора процесса получения новых знаний учащимися. Это обстоятельство налагает на учителя дополнительную ответственность. Ему придется думать над тем, чему и как учить детей, чтобы возросло их желание активно познавать мир и самих себя, чтобы сохранился импульс к интеллектуальному и духовному саморазвитию.

- Качественное образование невозможно без мотивации. Именно через мотивацию участников учебного процесса реализуется его успешность. Общеизвестный факт, что при овладении знаниями человек достигает успеха на 20-30% за счет интеллекта, а на 70-80% за счет мотивов. Долгие годы проблема мотивации в школоведении замалчивалась, так как ее изучение могло поднять пласт проблем, которого нельзя было касаться. При этом немотивированного на учебу школьника можно было принудить, заставить учиться, что и делали, используя имевшийся аппарат и механизмы принуждения. Однако таким способом достичь какого-либо значительного результата невозможно. Чтобы преодолеть негативное отношение к предмету у обучающихся, надо помочь им «открыть» его, увидеть  в интересном для себя свете. А это значит, что надо пересмотреть и факторы, ведущие к формированию положительной устойчивой мотивации учения, а именно:

- содержание учебного материала;
- организацию учебной деятельности;
- формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.

- Значит, деятельность современного учителя сегодня, как никогда, невозможна без знания психологического портрета ученика и умения осуществлять корректировку факторов, влияющих на формирование мотивационного процесса обучающихся, ведущую как к проявлению внутренних потребностей к учению, так и их эффективной реализации в социуме. 
Становится понятным, что современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, так как именно он является ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, а значит и компетенцию ученика.