Физическое и нравственное воспитание терского казачества: история и современность

 Коломыц Николай Владимирович

Несмотря на то, что по различным вопросам истории и этнографии терского казачества имеется много публикаций [1], физическое воспитание, как составная часть традиционной казачьей культуры, научными исследованиями практически не затрагивалось.

Из числа существующих исследований, относящихся к досоветскому периоду, прежде всего следует назвать работы П.П.Орлова, который в 1910 году составил рекомендации по организации процесса физической подготовки подрастающего поколения и проведению военно-спортивных соревнований в масштабах терского казачьего войска.

Значительную научную ценность представляют исследования Е.А.Покровского, освещающие особенности физического воспитания детей на семейно-бытовом уровне в России того времени, в том числе и в терской области [2].

Среди существующих научных публикаций советского периода особое место занимают работы А.Е.Берлизова, в которых автор, основываясь на исторических материалах, описывает некоторые коневодческие, кавалерийские и конноспортивные традиции терского казачества [3].

В работе К.Д.Чермита, Я.К.Куприной, Н.Х.Хакунова и В.Ф. Дашивец представлены краткая характеристика средств, форм и методов физического воспитания адыгов и терских казаков в этнопедагогическом аспекте.

М.Л. Рубан в своих работах рассмотрел процесс становления официальных структур управления физкультурным движением и формы организации спортивно-массовой работы среди населения в терской области начала ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_terskogo_kazachestva.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое и нравственное воспитание терского казачества: история и современность

Несмотря на то, что по различным вопросам истории и этнографии терского казачества имеется много публикаций [1], физическое воспитание, как составная часть традиционной казачьей культуры, научными исследованиями практически не затрагивалось.

Из числа существующих исследований, относящихся к досоветскому периоду, прежде всего следует назвать работы П.П.Орлова, который в 1910 году составил рекомендации по организации процесса физической подготовки подрастающего поколения и проведению военно-спортивных соревнований в масштабах терского казачьего войска.

Значительную научную ценность представляют исследования Е.А.Покровского, освещающие особенности физического воспитания детей на семейно-бытовом уровне в России того времени, в том числе и в терской области [2].

Среди существующих научных публикаций советского периода особое место занимают работы А.Е.Берлизова, в которых автор, основываясь на исторических материалах, описывает некоторые коневодческие, кавалерийские и конноспортивные традиции терского казачества [3].

В работе К.Д.Чермита, Я.К.Куприной, Н.Х.Хакунова и В.Ф. Дашивец представлены краткая характеристика средств, форм и методов физического воспитания адыгов и терских казаков в этнопедагогическом аспекте.

М.Л. Рубан в своих работах рассмотрел процесс становления официальных структур управления физкультурным движением и формы организации спортивно-массовой работы среди населения в терской области начала ХХ века.

Состязания палочников находились, по-видимому, на грани между реальной битвой и игрой.

Как правило, именно община выступала организатором подобных поединков.

В традиционной  системе казачьих ценностей важное место занимали твердые нравственные устои и трезвый образ жизни. До женитьбы молодежи категорически запрещалось курить и употреблять спиртные  напитки. Тем самым на общественном уровне культивировалась забота о сохранении здоровья будущего поколения казачества. Общество  активно реагировало на отклонения от существовавших морально-этических норм,  будь то пьянство, курение, аморальное поведение и т.д.

Прогрессивные тенденции развития физического воспитания и боевой  подготовки казаков нашли отражение в устном народном творчестве.  Основное место в фольклоре терских  казаков занимала  военная тематика. Прежде всего, это относится к песенному жанру.

О важном значении двигательной активности в жизни станичников говорят такие поговорки: "Вовка ногы годують»  Отношение казаков к состоянию своего здоровья выразилось в следующих поговорках: "Наибильще  багатство - здоровья".

В масштабах Терского казачьего войска  среди молодежи широко культивировались патриотические чувства, культ  самопожертвования во имя свободы Отечества. Об этом свидетельствует  целый ряд пословиц и поговорок, имевших широкое распространение  среди казачьего населения: «Береги землю родимую,  как мать любимую», «С родной земли - умри не сходи» и другие.

Образ казака всегда ассоциативно связан с конем. Терские  казаки являлись природными кавалеристами – «Казак без седла, что черкес без кинжала».

Среди бытовавших афористических  жанров образовался целый пласт пословиц и поговорок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила  - "Богатырская рука однажды бьет", то также  быстрота и ловкость - "То нэ козак, шо поборов, а тот шо вывернувся".

   

Готовность казаков к ведению рукопашной схватки в реальных боевых условиях выразилась в жанре народного песенного фольклора: «Позволь батьку атаманэ, нам на башны статы… Нэ позволишь с шабельками, позволь с кулаками: нэхай наша слава нэ сгинэ помиж козаками!»

Упоминания в устном народном творчестве о физических упражнениях и состязаниях следует воспринимать с определенной осторожностью, как свидетельства их бытования в реальной жизни. В то же время необходимо помнить, что двигательные и морально-волевые способности, которыми наделяются герои, представлены в аллегорическом и гиперболизированном виде.

Учитывая специфику и военизированный характер физической подготовки молодого поколения терского казачества, наказным атаманом терского казачьего войска, предписывалось «… при назначении школьных инструкторов отдать предпочтение строевым урядникам перед учителями».

В общем составе средств, форм и методов военной подготовки в казачьих школах терского общества особое место отводилось курсу «Физическое развитие». Были разработаны соответствующие педагогические рекомендации по преподаванию данной дисциплины. Базовым фундаментом  разработанных рекомендаций явились гимнастические упражнения и игры. Должное внимание уделялось воспитанию выносливости и закаливанию организма учащихся. Отдельным разделом шла вольная ходьба на свежем воздухе – «прогулка более или менее отдаленные». Определяющее место отводилось специальным военным дисциплинам – стрельбе и фехтованию.

В существовавших на тереке трех-классных военно-ремесленных училищах, помимо теоретических (Закон Божий, чтение, письмо и арифметика) и профессиональных предметов (ковка лошадей, кузнечное, шорное и седельное дело), ученики (16-19 лет) осваивали стрельбу, военную тактику, подачу кавалерийских сигналов. Сочетание военно-прикладной подготовки с обучением точным, гуманитарным и профессиональным дисциплинам позволяло молодым казакам сознательно овладевать казачьим военным искусством.

Формирование особенностей физического воспитания и военной подготовки шло одновременно со становлением терского казачества. Его основу составили две этнические культурные традиции в их локальных вариантах: русском (донском, воронежском, курском и др.) и украинском (запорожском, харьковском, полтавском, черниговском и др.)

К середине XIX века ядро общетерской культурной традиции, в том числе и в контексте физического воспитания, сформировалось достаточно полно. Этот процесс ускорился после объединения в 1860 году Черноморского казачьего войска с шестью бригадами Кавказского линейного войска и создания терского казачьего войска.

У казаков не имелось четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. Основой жизни казачества была охрана рубежей Российского Государства. Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда: в постоянной, боевой готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности.

В течение XIX начале XX века в большинстве казачьих войск наряду со школами возникли детские казачьи организации. В Оренбурге, Новочеркасске, Владикавказе были созданы казачьи кадетские корпуса с программой среднеучебного заведения, в задачу которых входило готовить казачью молодежь для поступления в военные и гражданские высшие учебные заведения без экзаменов. Учащиеся кадетских корпусов с первого класса носили военную форму и проходили строевое обучение. Большинство казачьих корпусов содержалось на средства войсковых финансов. Казачьи кадетские корпуса способствовали созданию своеобразной системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Поэтому с самых первых шагов возрождения казачества военно-патриотическая и спортивно-массовая работа стали одними из основных направлений деятельности казачьих общественных организаций, а затем и реестровых казачьих обществ.

Целью физического  воспитания детей и молодежи казаков в прошлом (сер. XIX- нач. ХХ вв.) являлось развитие двигательных качеств, прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и  военно-профессионалъную деятельность по защите Отечества. В процессе физического воспитания решались задачи по реализации двигательного, интеллектуального и духовно-нравственного компонентов формирования личности занижающихся:

1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы - уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

2. Учение добру, благожелательности.

С малолетства у детей в казачьих семьях старшие воспитывали понимание добра и зла, их учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию. Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного -верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям.

Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.

Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.

Посещения родственников в праздники, помощь в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.

Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами,, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь.

Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости.

Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.

Особое внимание отводилось физическому воспитанию детей в процессе их трудовой деятельности. Как мальчики, так и девочки, с 4-5-летнего возраста выполняли  посильную бытовую работу, помогая родителям  в ведении домашнего хозяйства. Любимым видом трудовой деятельности мальчиков 7-14  лет был выпас лошадей.

В весенне-осенний период население терских  станиц в полном составе, исключая больных, престарелых и детей до 3-х лет, выезжало в степь для уборки посевов, вспашки земли. В трудовую деятельность вовлекался весь состав молодого поколения казаков.

В свободное  от работы время дети купались и обучались плаванию на «ставках» или «запрудах» (прообразах плотины).

Фактором оздоровительного воздействия на подростковое и молодежное население терских станиц являлись периодические зимние купания и обтирания снегом после бани. Также имели место и ежегодные  однократные ритуальные купания в проруби на Крещение.

Особое место в процессе физического воспитания терского  казачества занимали детские и молодежные подвижные игры.

В детской и молодежной среде градация подвижных игр производилась в зависимости от пола и возраста. Участие в играх способствовало  формированию у занимающихся необходимых физических качеств, а проведение их круглый год на свежем воздухе – содействовало закаливанию детей.

Определенное распространение в детской и  подростковой среде казачьего  населения Терека получили состязания в борьбе. Участие детей в борцовских поединках чередовалось с занятием играми. В свою очередь отдельные игры, имевшие соответствующую сюжетно-ролевую основу, представляли состязания в борьбе.

В зимнее время года существовали и  другие забавы: игра «в снежки»', катание на санках и самодельных коньках.

Начиная с 14-16 –летнего возраста, юноши и девушки участвовали в совместных играх, танцах, хороводах и плясовых песнях, организуемых станичными общинами во время массовых гуляний и праздников.

Под влиянием военизированного быта  и контактов с горцами ко второй половине XIX века в Терских  станицах повсеместно распространились  танцы военно-спортивной направленности, соединившие в себе элементы искусства и боевой подготовки. К ним относятся: «Шамиль», «Наурская», «Лезгинка».  

Составной частью военно-физического  воспитания подрастающего поколения терских казаков выступало организованное проведение внутри станичной общины кулачных боев («кулачек»).

Состязание проводилось по единым правилам, которые строго соблюдались.

Значительная роль в процессе физического воспитания подрастающего  поколения терского казачества отводится проведению комплексных  физкультурно-спортивных  праздников и соревнований по классическим и самобытным казачьим видам состязаний.

Детское население стало организованно привлекаться к участию в массовых народных гуляниях во время традиционных  казачьих праздников.

До настоящего времени в РСО-Алания  нарабатываются подходы к формированию концепции  казачьего образования детей и юношества. Справедливо указывается на то, что «... становление казачьей системы образования напрямую зависит от государственно-политического становления казачества. Военная ориентация должна стать ведущим направлением в воспитании мальчиков. Казачья система образования  …должна базироваться на традиционном представлении казаков о своем культурно-историческом,  духовном наследии». Кроме того, отмечается,  что основной целью работы казачьих образовательных учреждений  является «... создание условий для формирования и развития интеллектуальной  личности с высоким потенциалом культуры и гуманистических ценностей на основе этнокультурных особенностей терского казачества».