Использование национального регионального компонента в преподавании географии и внеурочная работа по предмету.

Капсаргина Дина Сергеевна

 

Капсаргина Дина Сергеевна,

 учитель географии первой категории, замдиректора по воспитательной работе, психолог дала мастер-класс по теме «Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы»

 

Цель:  использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы

Задачи:

 1. изучить литературу по данной теме;

 2. использовать НРК в преподавании географии;

 3. обмен опытом.

Оборудование: ватман, маркеры, бумага, клей, цвет бумага, ножницы, циркуль, презентация.

 

I Введение

 

Тема выступления «Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы»

Цель:  использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы

Задачи:

        1. изучить литературу по данной теме;

        2. использовать НРК в преподавании географии;

        3. обмен опытом на разных уровнях.

Актуальность темы: повысить мотивацию обучающихся к предмету географии через использование НРК, а также развивать знания о своей малой родине, воспитать любознательность и приобщение учащихся к исследовательской деятельности своей местности.

Методики и технологии используемые: теоретические (изучение литературы), практические, проблемно-поисковый метод, метод проектов, ИКТ и другие.

 

II Гл. Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы

1 часть: теоретическая

Национально-культурная основа воспитания создаётся систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям народа. НРК государственного стандарта общего образования Республики Хакасия – часть государственного стандарта общего образования. Основной целью НРК является: воспитание личности, способной к самоопределению, готовой к самореализации в специфической для РХ-я  природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде, посредством освоения основ национальной культуры, национального языка и национальной литературы, изучения природных, историко-культурных, экономических, социально-экологических особенностей родного края. Содержание НРК основного общего образования формирует систему знаний о родном крае, его истории, культуре, природе, литературе, позволяющей обучающемуся самоопределиться в социокультурном пространстве.

Содержание НРК среднего (полного) общего образования формирует у обучающихся представления о человеке как культуросообразной и творческой личности, понимание значения народных традиций и искусства для современного человека, знания для решения актуальных республиканских проблем, в том числе экологических, основанных на стратегии сохранения экологии РХ, систему прикладных знаний, умений и навыков.

Содержание учебного предмета «География» в пределах национально-регионального компонента направлено на формирование у обучающихся географической культуры и мышления, комплекса знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах местности, региона. Содержание учебного предмета «География» в пределах НРК отражает:

-  преемственность по всем ступеням общего образования, реализующуюся через изучение географических особенностей природы, населения, организацию хозяйственной деятельности народов, проживающих на территории Хакасии;

-  конкретизацию базового географического содержания, определенного федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;

-  формирование основ экологической культуры;

-  интеграцию знаний различных образовательных областей в изучении особенностей географического ландшафта и исторических памятников РХ, знакомство со сведениями из истории названий, связанных с ними легенд, преданий;

-  целостность региональной составляющей как комплекса знаний о природных ресурсах Хакасии и их роли в развитии экономического потенциала, об основных промышленных предприятиях, истории географического и геологического изучения региона, экономических факторах динамики численности населения и миграций.

2 часть: опыт использования НРК.

 Гипотеза: использование НРК может повысить мотивацию обучающихся к предмету география.

 В 6 кл в теме «План местности. Карта» обучающимися изучается топонимика названий Аскизского района, РХ; определяют направления относительно юрты.  В теме «Литосфера» знакомятся с рельефом своей местности. По теме «Гидросфера» изучают долину р. Абакан. В теме «Распределение солнечного света и тепла» сопоставляют день весеннего равноденствия и праздник Чыл пазы.  Топонимы населенных пунктов рассматриваются в теме «Населенные пункты». На уроках через легенды и сказания можно объяснить значение некоторых названий.

 В курсе географии 7 класса используется НРК при изучении тем «Развитие рельефа на материках и океанах» (образование гор Хакасии), «Евразия» (р.Енисей и легенды).

В курсе «География России» 8-9 классов идет более осознанное восприятие местных материалов, расширяются знания, полученные прежде, появляется интерес самостоятельного исследования. В теме «Географическое положение» рассматривается положение Хакасии близ центра Азии, а также Аскизского района как географического центра РХ. В теме «Климатообразующие факторы» узнают, что юрта ставилась с учетом преобладающих ветров в нашей местности. Тема «Внутренние воды России» учащиеся знакомятся с озерами Хакасии, их легендами, режимом рек, мелиорация Хакасии. В теме «Почвы» эрозия почв РХ, в «Природные зоны» заповедники, заказники, а также Красная книга Хакасии, разнообразие природных зон. В теме «Население России» рассматриваем НРК через ознакомление с административным, национальным составом РХ, отличительные особенности национальной одежды, традиций, обычаев, праздников, религий. В теме «Промышленность» используются примеры из своей республики: электроэнергетика, добывающая, машиностроение, легкая, пищевая, транспорт, сельское хозяйство.

В 10 классе при изучении темы «Население» рассказываем о религии хакасов, а также при изучении «Промышленности мира» вспоминаем отрасли своего региона.

3 часть: результат использования НРК в преподавании географии.

Через внеклассные мероприятия развиваю практические навыки, творческие способности и мотивирую их интерес к изучаемому предмету. Привлекаю детей к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях с целью, пробуждения желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, а также повлиять на развитие личностных способностей учащихся. Готовим доклады, выступления с использованием местного краеведческого материала. Дети участвуют в НПК, занимают призовые места.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по карте

Найти на карте и отметить (приклеить соответствующие значки)

1 . г.Карагош

2. п.Вершина Теи    

3. Черногорское  

4.  Коммунар    

        Путешествие по карте

Найти на карте и отметить (приклеить соответствующие значки)

1 . г.Верхний Зуб

2.   г.Абаза    

3.   Изыхские Копи

4.  Приисковый    

        

Найди лишнее

  1. с.Аскиз, с.Таштып, с.Бея, с.Тея
  2. сагайцы, урянхайцы, кызыльцы, койбальцы.
  3. р.Уйбат, р.Таштып, р.Аскиз, р.Чулым
  4. медь, мрамор, уголь, золото
  5. ибрис, дрофа, черный журавль, заяц-русак
  6. Абакан, Минусинск, Черногорск, Саяногорск

Найди лишнее

  1. с.Аскиз, с.Таштып, с.Бея, с.Тея
  2. сагайцы, урянхайцы, кызыльцы, койбальцы.
  3. р.Уйбат, р.Таштып, р.Аскиз, р.Чулым
  4. медь, мрамор, уголь, золото
  5. ибрис, дрофа, черный журавль, заяц-русак
  6. Абакан, Минусинск, Черногорск, Саяногорск

Вопрос-ответ

  1. Хакасский праздник 22 марта?  (Чыл Пазы)
  2. Русский ранневесенний праздник? (Масленница)
  3. Немецкий зимний праздник? (Рождество)
  4. «Рыбная река» в Хакасии? (Балыксу)
  5. «Ветер, ветер, ты могуч..» Какая река при изменении одной буквы станет героем этих слов из сказки о мертвой царевне? (Енисей-Елисей)
  6. При добавлении одной буквы к названию реки получим название дерева, с которым связан ранневесенний праздник? (Ерба-верба)
  7. Молодой город Хакасии? (Саяногорск)
  8. Самая длинная река Хакасии7 (Абакан,512 км)
  9. Самое большое озеро? ( Беле)
  10. Самый национальный район Хакасии7 (Аскизский)
  11. Автор первого хакасского романа7 (Доможаков, «Вдалеком аале»)
  12. Первый композитор Хакасии? (Кенель)
  13.  Самый большой район? ( Таштыпский)
  14. Самый маленький район? (Алтайский)
  15. Дата основания Аскиза? (1770)
  16. Женская национальная безрукавка? (Сигедек)
  17. Животное в центре герба? (снеж. барс)
  18. Площадь Хакасии? (61,9)
  19. Реки-местоимения? (Он-Она)
  20. Климат Хакасии? (резко континентальный)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование НРК в преподавании географии Учитель географии МБОУ Катановская СОШ Капсаргина Д.С .

Слайд 2

Национально-культурная основа воспитания создаётся систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям народа

Слайд 3

Основной целью НРК является: воспитание личности, способной к самоопределению, готовой к самореализации в специфической для РХ природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде, посредством освоения основ национальной культуры, национального языка и национальной литературы, изучения природных, историко-культурных, экономических, социально-экологических особенностей родного края.

Слайд 4

Результаты экзаменов итоговой аттестации за курс 9 и 11 классов по географии. Учебный год Класс (форма экзамена) Количество учащихся Оценки % качество % успеваемости «5» «4» «3» «2» 2008-2009 11 (ЕГЭ) 3 2 1 - - 100 100 2009-2010 9 (ГИА) 7 2 5 - - 100 100 2010-2011 11 (ЕГЭ) 1 - 1 - - 100 100 Всего: 11 4 7 - - 100 100%

Слайд 5

Что это?

Слайд 6

Тема : «Символика Республики Хакасия» Цель: познакомится с символикой РХ Задачи: 1. изучить литературу по данной теме; 2. познакомиться с символикой РХ; 3. распространение и обобщение опыта

Слайд 7

Вспомните значение герба Хакасии

Слайд 8

Государственный герб Республики Хакасия представляет собой овальный с выемкой в верхней части красный геральдический щит, на котором изображен крылатый снежный барс белого цвета с тёмными пятнами на спине и приподнятой передней правой лапой. Щит обрамлён березовыми ветвями с зелёными листьями. В основании обрамления в зелёном шестиугольнике надпись "ХАКАСИЯ", в верхней разомкнутой части обрамления - солярный знак. Надпись "ХАКАСИЯ" и солярный знак золотого цвета. Из приложенного к тексту закона цветного изображения следует, что Государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение пого в виде сердцевидной овальной пластины с двойной узкой золотой каймой.

Слайд 9

Определите гербы каких городов РХ изображены

Слайд 10

Определите гербы и флаги каких районов РХ изображены

Слайд 11

Герб Аскизского района В зеленом поле две золотые, скачущие, противообращенно-соединенные передние половины коней в таковых же уборах и с общим червленым (красным) с золотыми украшениями и стременами седлом и общей червленой подпругой; над седлом - золотая чаша с червленым пояском на подставке и дважды просеченным серебряно-червлено-серебряным пояском у края. На гербе поселения скачущие кони - символизирует основное занятие местного населения. Конь - символ устремленности в будущее, здоровья, физической силы, скорости, трудолюбия и выносливости. Кроме скотоводства местное население занималось добычей золота. Золотая чаша - символ богатств Аскизской земли, в которой найдены многочисленные залежи золота, железа, мрамора, угля, гипса, марганца, меди, молибдена и других полезных ископаемых. Горы, покрытые хвойными и лиственными деревьями (на гербе символически отражены зеленым цветом), леса богатые орехом, грибами и ягодами создают неповторимый, уникальный образ Аскизской земли. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая. Красный цвет - символ мужества, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, труда. Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.

Слайд 12

ГЕРБ, ЭМБЛЕМА, СИМВОЛ: В ЧЕМ РАЗНИЦА? Геральдика , или гербоведение - дисциплина, посвященная изучению гербов. Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Значение терминов “герб”, “эмблема”, а также “символ” имеет смысл рассмотреть во взаимной связи. Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр – символ власти, пальмовая ветвь – мира, а также первенства, и т.д.). Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный “обладатель” этой эмблемы, устойчиво ею пользующийся (так, скрещенные топоры – эмблема инженерных войск Российской империи, а также их генерал-инспектора)*. Наконец, герб – частный случай эмблемы, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам.

Слайд 13

http :// www.excurs.ru / ИСТОРИЯ ГЕРАЛЬДИКИ ПРАВИЛА ГЕРАЛЬДИКИ РОССИЙСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА ЖИВОТНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ АТЛАС ФЛАГИ ВАШ ГЕРБ GALLERY

Слайд 14

Задание: Составить герб или эмблему «Сообщество учителей географии Республики Хакасия» Составить проект эмблемы. (10 мин ) Защитить свой проект (объяснить значение символов). (3 мин) Выбрать лучшую эмблему.

Слайд 15

Эмблемы и гербы

Слайд 16

Литература Проект «НРК государственных стандартов общего образования и учебные программы по предметам «Родной край – Хакасия» (1-9 кл), «Современная Хакасия» (10-11кл)» Абакан, 2006г НРК и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт. Сборник практических материалов для учителя. – Абакан: Хак.кн.изд.,2006г Хакасский детский праздник Тун пайрам: пособие для учителя. – Абакан: Хак.кн.изд.,2011г http://www.excurs.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/

Слайд 17

спасибо за работу!