Критикуй, не унижая...

Давыдова Мария Сергеевна

Переходный возраст:

                       трудности общения

 

  Многие связывают переходный период с физиологической перестройкой организма, которая наступает в 12-13 лет, но большинство «десятилеток» уже хотят чувствовать себя взрослыми, равными старшим. И именно в этом основной конфликт «переходного возраста». Дети понимают, что быть по-настоящему взрослыми они пока не могут, и очень тяжело это переживают.   Многие начинают хуже учиться, и тут уже добавляются внешние конфликты.

  Задача педагога в этот период – прийти на помощь, подсказать, ведь зачастую в этом нуждаются не только подростки, но и их родители.

   Каждый человек стремится к самоуважению. У каждого есть определенное представление о себе как о человеке. У подростка это представление о себе (Я-образ) только складывается. И если оценка себя как личности занижена, то он, скорее, может быть подвержен влиянию извне. Его легче уговорить сделать то, что он в глубине души делать не хочет: выпить за компанию, попробовать наркотик, совершить тот или иной асоциальный поступок.

  Постоянно слыша в семье, школе «неряха», «лентяй», или еще хуже «дурак», «тупица», он постепенно неосознанно принимает эти определения, включает их в число качеств своей личности. Эти определения станут блоком, перекрывающим духовное развитие подростка, развитии отношений с окружающими, отношения к себе.

  Замечания, поучения, одергивания при посторонних воспринимаются подростками как унижение, они задевают самолюбие, особенно болезненное в их возрасте. Обида, стыд не дают возможности здраво оценить ситуацию, принять правильное решение и исправить ошибку.

  Конечно, критиковать нужно, но очень важно делать это правильно:

 - не «ты - лентяй и бездельник», а «плохо, что ты не учишься, хотя можешь»

- не «ты – неряха», а «ты не убрал, и меня это очень огорчает»

 - не «ты – плохой», а «ты поступаешь плохо».

И в этом – принципиальная разница. КРИТИКУЙ, НЕ УНИЖАЯ.

 

Комментарии

Зубкова Надежда Владимировна

Мария Сергеевна, спасибо. Статья нужная и полезная.

Давыдова Мария Сергеевна

Спасибо, Надежда Владимировна!)

Надежда Николаевна

Спасибо! Все четко, кратко и понятно!