Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

Cхаляхо (Хеж) Сусанна Азиковна

Начиная с 2012-2013 учебного года в нашей школе МБОУ «СОШ №4» аула Гатлукай было введено изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей, дети которых должны были изучать данный курс и родительское собрание, где родители были ознакомлены с особенностями учебного курса ОРКСЭ. По итогам выбора родителями модулей учебного курса, на данный момент в школе ведётся преподавание модуля: «основы религиозных культур и светской этики». По данному курсу преподавание ведется по учебнику под редакцией Т.Д.Шапошниковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_konferentsii_po_orkse.docx23.18 КБ
Office presentation icon seminar_prezentatsiya_orkse.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

С.А.Хеж

учитель  географии и ОРКСЭ МБОУ  «СОШ №4» а.Гатлукай г.Адыгейска

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Начиная с 2012-2013 учебного года в нашей школе МБОУ «СОШ №4» аула Гатлукай было введено изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

   Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей, дети которых должны были изучать данный курс и родительское собрание, где родители были ознакомлены с особенностями учебного курса ОРКСЭ. По итогам выбора родителями модулей учебного курса, на данный момент в школе ведётся преподавание модуля: «основы религиозных культур и светской этики». По данному курсу преподавание ведется по учебнику под редакцией Т.Д.Шапошниковой. 

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся  могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

          Задачи, которые я поставила перед собой: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать? В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы (групповую, игровую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным. Широко применяю современные формы и приемы обучения, методы проблемного и интерактивного обучения, организация практической работы, таких как составление маленьких рассказов, самими учащимися по определенной теме. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки и физминутки. Ребята научились составлять кластеры, например, были составлены кластеры по темам: «Справедливость» и «Ответственность». Это оказалось очень увлекательным занятием. Чаще всего кластеры составляются в ходе групповой работы. Такая форма работы способствует развитию коммуникативных умений, повышению общей культуры, формированию важных установок нравственного характера. Школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. В процессе общения в группе на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то неизвестном, незнакомом. При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, умения объективно оценивать свою работу и работу сверстников. Я считаю, что учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у обучающихся была бы возможность общения между собой.  Вместе с этим, использую различные игровые методики. Использую ресурсы интернета, где подбираю необходимые репродукции, мультфильмы и притчи. Учащиеся много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята с интересом работают с книгой,  с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты, а также пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет меня самосовершенствоваться. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный. В процессе таких дискуссий каждый высказывает свои ценностные суждения, выдвигает собственное обоснование тех или иных норм действий, делится своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствуют и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрываются, т.к речь идет на уроках об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Стараюсь использовать различные методы и виды приемов работы на уроках  ОРКСЭ:  метод моральных дилемм и дискуссий, исследовательский метод, проектирование, дидактические игры, доказательства и аргументация точек зрения, анализ ситуаций, решение конфликтных ситуаций, работа с иллюстративным  материалом, практические работы, разработка проектов, создание текстов, тематические дискуссии, работа с притчами.

Мне хотелось бы перечислить некоторые приемы и методы работы которые я использую на уроках ОРКСЭ.

         Итак,  тема “Россия – наша Родина” (метод проектов). Предлагаю подготовить мини-проект, в котором будет отражена личная позиция и отношение каждого ребенка к стране, в которой он живет. А также предлагаю составить родословную своей семьи, где им в составлении данных проектов помогают родители.

          Тема “ Учение Аристотеля о добродетелях ” (дискуссия). В качестве основного материала можно предложить притчу «Молоко».  Это позволит, во-первых, познакомить учащихся с самим основным понятием «добродетель», во-вторых, научить работать с новыми понятиями и определениями. После прочтения притчи учащимся предлагается ответить на вопрос “Что такое добро и зло в их понимании? Где в своей жизни они встречались с этими понятиями?”. Приводятся примеры, чтобы понять, как каждый ребенок для себя дает объяснение добру и злу.

Тема «Отзывчивость» (групповую работу). Для этого класс необходимо разделить на группы (достаточно двух) и предложить изобразить (коллективно) доброго и злого человека. (На листках формата А4  учащиеся рисуют доброго или злого человека, в одной части, а в другой - пишут, какими качествами должен обладать, по их мнению, данный человек).  При этом важно обращать внимание обучающихся к их собственному мнению и развивать личностные УУД.

Тема “Государство, основанное на справедливости”: При изучении данной темы  необходимо обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить обучающимся подготовить сообщение о своих предках, которые участвовали в ВОВ, затем все доклады и сообщения оформить в единую “книгу памяти”. Данный урок можно построить в виде выступления с мини-проектами или круглого стола, начав с минуты молчания.

Главное, что нужно понять: любой урок – это творчество учителя и ученика, необходимо только выбрать нужные формы и методы, которые наиболее полно раскроют истинный смысл православия или буддизма, ислама или иудаизма. Главное – зажечь душу ребёнка!

Хотя, как мне кажется, все эти качества и  чувства должны развиваться и воспитываться на каждом уроке и модуле ОРКСЭ, просто именно данный модуль как нельзя лучше позволяет учителю, используя современные технологии и методы, раскрыть сущность и истинный смысл основы религиозных культур и светской этики.

Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса. Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла,  что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

Литература:

1) Государственный образовательный стандарт начального и общего образования. – М.: Просвещение, 2010

2) Золотухина-Аболина Е.В. «Основы светской этики», Ростов – на – Дону: «Феникс», 2013

3)  Журнал Методист №7 2013г. Система повышения квалификации

4) Студеникин М.Т. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» - М. «Русское слово»,2012

5) Элеасберг Н.И. «Этика и право в начальной школе» - Санкт-Петербург: «Перспектива», 2009Приложение №1

6) Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие/ А.В.Левитский. – Екатеринбург, 2011. – 73с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ Автор работы: Хеж Сусанна Азиковна учитель географии и ОРКСЭ МБОУ «СОШ №4» а.Гатлукай г.Адыгейск

Слайд 2

Главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Слайд 3

Широко применяю современные формы и приемы обучения, методы проблемного и интерактивного обучения, организация практической работы, таких как составление маленьких рассказов, самими учащимися по определенной теме. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки и физминутки.

Слайд 4

Составление кластеров: «Справедливость» и «Ответственность».

Слайд 6

Метод проектов Составление мини-проекта родословной своей семьи

Слайд 7

Спасибо за внимание!