Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в проектной деятельности.

Гурьянова Светлана Анатольевна

Метод проектной деятельности в кружковой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_starsheklassnikov_otnosheniya_k_seme.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у старшеклассников отношения к семье

как социально значимой ценности  в проектной деятельности.

Гурьянова С.А. учитель истории,

преподаватель семьеведения

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №27 с углубленным изучением

отдельных предметов» НМР РТ.

В начале 2013-2014 учебного года  в нашей школе в рамках реализации программы «Школа ответственного родительства» был введен курс «Семьеведение» для учащихся 10-х классов. Значимость этого курса очевидна.  Семья является основой любого государства, главным условием сохранения духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. В связи с этим одной из приоритетных задач сегодня является формирование у молодого поколения отношения к семье как к социально значимой ценности, характеризующееся осознанием семейных традиций как средства преемственности поколений, умением проектировать модель своей будущей семьи и принятие личностного смысла «семья».

В начале преподавания курса «Семьеведение» предстояло определить мотивацию десятиклассников, которые обучаются по разным профилям и кроме ЕГЭ ничем не обременены, нужно было их убедить прийти  на кружок после уроков. В данном случае на первом этапе мы воспользовались опытом Лидии Валерьевны Карцевой и пообещали выдать учащимся в конце курса свидетельства, которые пополнят их портфолио, ну а дальше предстояла моя основная задача – заинтересовать ребят  так, чтобы им хотелось идти на занятия.

Для эффективной реализации процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как к социально значимой ценности необходимо личностно и глубоко погрузится в тему. Выбор метода проектной  деятельности  в моей работе,  позволяет связать между собой сферу теоретических знаний и практическую деятельность. Выполняя проект, школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях курса «Семьеведения», а  также на субъективном опыте. Учащиеся в ходе данной деятельности не только разрабатывают учебные, творческие проекты, но и открывают смысл ценности «семья». В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения оцениваются усвоение изученного курса. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на степень творчества, оригинальность, но прежде всего на умение проектировать правильный с точки зрения социальной значимости образ будущей семьи.

Для того, чтобы создать проект необходимо определиться с тем, что он из себя представляет.

Проект включает в себя  5 «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Описание проекта.

Название проекта____________________________

Участники__________________________________

Проблемный вопрос_________________________

Цель проекта_______________________________

Задачи проекта_____________________________

Предложения участников (гипотеза)_______________

Ход (этапы) работы_____________________________

Выводы_______________________________________

Оформление и презентация проекта_________________

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения «Семьеведения»:

Игровые – ролевые проекты, продуктом данного проекта может стать, например сценка из семейной жизни с анализом семейной ситуации.  Проекты на тему: «Один день из жизни молодой семьи»,  «Мой взгляд на семью в современном обществе»  или инсценировка отрывка  из литературного произведения. Такой проект  может  помочь посмотреть на семейные проблемы как бы со стороны, но в то же время поставить себя на место героев – мужа, жены, детей и постараться помочь героям найти выход из сложившейся ситуации.

Творческие проекты –  продуктом может быть стихотворение, видеоклип, презентация на тему: «Это важное слово семья»,  «Cила материнской любви», «Быть отцом – что это значит?», «Моя будущая семья» или например проект «Семейный фотоальбом». Во многих современных семьях не ведутся семейные альбомы, фотографии хранятся на электронных носителях. Я предлагаю тем, кто выбрал этот проект выбрать фото, которые достойны находиться в альбоме и оформить его. Нужно выделить значимые, яркие события и этапы в жизни семьи. Кстати сразу возникает вопрос. а те многочисленные селфи, которые они ежедневно выкладывают в инстаграм достойны находиться в семейном альбоме? Ответ я думаю очевиден.

Издательские проекты – эссе, статья в газету на тему: «Размышление о ценности семьи», «Семья – главная ценность в моей жизни», «Моя семья  - моя опора».

Исследовательский проект –   наиболее сложная работа, потому что предполагает глубокое рассмотрение и изучение представленной проблемы. Можно предложить следующие темы: «Семейные традиции  – их актуальность в современном мире», «Мое родословное древо», «Проблемы современной семьи», «Родительская любовь и ее значение в формировании личности», «Мать – героиня XXI века».

Работа  над проектом может быть как индивидуальной, так и в группе. Но в группу не должно входить более 3-4 человек, на мой взгляд - это оптимальный вариант для распределения ролей в группе. Кто-то будет заниматься поиском материала, кто-то будет оформлять проект. А кто-то его будет презентовать.

Список тем для проекта я предлагаю десятиклассникам в начале изучения курса «Семьеведения»,  сразу обозначив, что выполнение проекта будет являться их зачетной работой для получения сертификата. Так же отмечаю, что тема работы может иметь и другие варианты, приветствую инициативу, креативность и творческое начало. Главная цель, чтобы дети пропустили этот материал через себя, прочувствовали, осознали проблему, сформировали верное представление о семье, семейных ролях, отношениях.

В мае месяце последние 4 занятия мы посвящаем защите проектов. По окончании вручаем сертификат о том, что учащийся 10 класса прослушал 70 часовой курс «Семьеведения» и защитил проект по теме.

Главные  результаты нашей работы станут видны только через немалый промежуток времени, когда наши выпускники начнут сами  вступать в брак, рожать детей и создавать семьи.  Но мы  твёрдо верим в то,  что их усилия будут  успешны, а семьи счастливы.  Ради этого мы и работаем сейчас.