Использование ИКТ в школе

Плахута Ольга Викторовна

   ЗНАЧЕНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И НА УРОКАХ МУЗЫКИ
  
В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий  стали всё чаще использоваться на различных уроках. Это дает все больше возможности  при изучении многих учебных предметов, оказывает неоценимую помощь и на уроках музыки.  Учитель имеет  возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков.
   Учебным планом предусмотрен лишь один урок  музыки  в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ИКТ могут  использоваться как при проведении  обычных  уроков, так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знанием функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов.
Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе.   В качестве основной цели  использования  ИКТ  на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Не следует также забывать, что урок искусства должен  иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать   художественно-педагогическую идею. Поэтому целесообразны следующие формы использования  ИКТ на уроках музыки:
-          презентации о жизни и творчестве композиторов, включающие  в себя его портрет  (по возможности разных авторов), о стилях и направлениях в музыке.
Такие  презентации могут  быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.
Создавая или анализируя презентацию, обращаю  внимание на текст, наглядность, цветовое и звуковое оформление, на  единство дизайна слайдов. Необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
Интерес: синий, желтый, зеленый.
Радость: красный, желтый.
      Утомление:серый, коричневый.
Создавая презентации на уроках музыки используются  различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Звуки и краски осени» включены произведения двух  авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди  и репродукции  картин русских художников.. Ребятам предлагается сравнить «Осень» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
-          демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
На своих уроках использую следующие материалы:
Мировая художественная культура:
более 100 музыкальных фрагментов.
Шедевры музыки: 
-  лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах;
-  биографические статьи о композиторах, музыкальных деятелях, исполнителях и дирижерах;
- образцы звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- познавательная игра-тест;
- около 10 минут видеофрагментов оперных и балетных спектаклей.
Энциклопедия классической музыки:
- 5 часов классической музыки;
- 12 тематических экскурсий о музыкальной культуре различных стран; - видеофрагменты и анимация;
- викторины различной сложности;
-демонстрационные материалы:
Плакат-иллюстрация. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения  (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке).
Плакат-схема. Такие и подобные им плакаты можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.
-          проектная деятельность  учащихся. Дети  представляют свои проекты  на тему «Мой любимый исполнитель», «Оперетта», «Направления рок-музыки» и т. д.
-          исполнение песен под караоке на уроках музыки.
Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр»)  в последнее  время  получило широкую  популярность. Караоке способно заменить  стандартное  музыкальное сопровождение  песни на  аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
-MIDI-клавиатура. С её помощью использую следующие игровые моменты:
- Два рояля. Учитель  предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.
-  Музыкальный футбол. Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например  Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?), другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например – Из дубка, что в поле стоит)
Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике  идеи,  способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень.
В перспективе оправдано использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Применение информационных коммуникационных технологии  в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.
На основе сказанного ставлю перед собой задачи:
-          заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки.
-          расширить фонотеку кабинета музыки.
-          освоить новые  компьютерные  программы.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить  ИКТ  в  уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и учащимися  к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.