Плахута Ольга Викторовна

сайт учителя музыки Плахута Ольги Викторовны

С какой волшебной чистотой, наполнив чашу вдохновенья, сольется музыка с душой...

Профессия: Учитель музыки

Профессиональные интересы: Стихи, декоративно-прикладное искусство, классическая музыка

Увлечения: музыка, поэзия, ИЗО

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: ст. Воронежская

Место работы: МБОУ СОШ №7 ст. Воронежская Краснодарский край

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olga-viktorovna-plahuta
"Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв"
А.С. Пушкин

Молю творца... Чтобы молитва, чтоб любовь

Всегда мне были утешеньем...

Чтоб сердцем нам не остывать,

Чтоб думать, чувствовать, мечтать...

 

С огромным уважением отношусь к профессии учитель. Помню свою первую учительницу Лилию Георгиевну. Ее добрую улыбку, сияющие глаза. И величайшую способность - все прощать.  Главные качества моего любимого педагога: любовь к детям, взаимопонимание, стремление всегда помочь, увидеть в каждом малом - великое.

Посвящаю ей свои первые стихи:

 

Где б ни пришлось душе примкнуть усталой,

Куда б в дальнейшем не забросила судьба,

Ты будешь в сердце постоянно,

Учительница первая моя.

С каким, я помню,  восхищеньем

Смотрел наш шумный первый класс,

Когда вошла она в смущенье

И полюбила сразу нас.

Прощать умела все ошибки,

Учила правду говорить,

Серьезный взгляд, ее улыбка -

Мы всё смогли в ней полюбить!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О себе

Я, Плахута Ольга Викторовна, учитель музыки МБОУ СОШ № 7

 ст. Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края

 Вот несколько строк о себе:

Давайте познакомимся, друзья!

Я родилась 7 октября.

Какого года? Правду не скажу

И даже паспорт вам не покажу.

Секрет открою - до сих пор душа поет,

Меня мир сказок и мелодий вдаль зовет.

Беру в дорогу самое родное:

Кубанское раздолье золотое;

Садов вишневых нежный аромат,

А также маленьких талантливых ребят.

Детей в страну "Фантазия" зову,

С таким названием кружок сейчас веду.

Учу детей любить свой край родной,

Он так прекрасен летом и зимой,

В рисунках песни, сказки отражать,

Мне так приятно сердце детям отдавать... 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Д.Б. Кабалевский "Музыкальное искусство"

Е. Тиличеева "Мир музыки"

А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов.  Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века. Спектр научных интересов А.С. Макаренко достаточно обширен. Он оставил ощутимый след в методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, а также рассмотрел требования к личности учителя.

В.В. Плахута "Испугался ручеек", "Медвежата артисты".  Эти сборники принадлежат моему дедушки, творчество которого повлияло на мой жизненный путь. Из детсва мы уносим самые первые яркие впечатления, которые проносим в свой, постоянно меняющийся, мир

 

 

 

Мой взгляд на мир

Я так иногда философствую на тему

" Мой взгляд на мир"

 

Покой не обретен за долгий путь скитаний,

Который год печаль в себе ношу,

И все ж, как нищий, скудных подояний

Богатства  у судьбы  не попрошу.

Не протяну навстречу рук, согнутых скорбно,

Сжимая зубы, сквозь судьбу пройду.

Какое счастье быть безумно непокорной,

Послать к чертям преспешницу - судьбу.

 Пошла же прочь, изменница - удача,

Судьбе не перестану повторять,

 Не принимаю соблазнительных подачек,

Так как сама привыкла нищим подавать...

                                                   О. Плахута

 

Мои достижения

За последний период моей педагогической практики могу перечислить самые значимые достижения. Но самые ценные - это, конечно, достижения моих учеников, которые принимают активное участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, концертах и являются призерами и победителями муниципального, регионального и федерального уровней.

 Совершенствуя учебно-методическую базу по музыке, разработала программы  внеурочной деятельности «Музыка» и «Музыкальный театр», которые получили положительную рецензию в ГБОУ Краснодарского края ККИДППО, успешно применяю их на практике, являюсь  призером муниципального этапа краевого конкурса программ внеурочной деятельности 2012 г.;

   разработала систему музыкально-дидактических игр с применением здоровьесберегающих технологий, которые были представлены на курсах повышения квалификации учителей музыки в ГБОУ Краснодарского края в 2013 г.;

   провела  мастер-классы и открытые уроки  для учителей музыки  Усть-Лабинского района с применением сетевых и дистанционных технологий, подготовила методические рекомендации по теме «Проектная деятельность учащихся в преподавании музыки в школе»;

   являюсь победителем Регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская династия», материал направлен в Москву для дальнейшего участия;

   являюсь членом  жюри регионального этапа VΙΙ Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед»;

   являюсь  членом экспертной группы по оценке профессионализма и результативности деятельности педагогических работников на Ι и высшую категории;

   пишу стихи, песни, сценарии праздников и внеклассных мероприятий для учащихся и педагогов. Презентация авторской песни получила положительный отклик на 4 слете православной молодежи Усть-Лабинского Благочиния;

   являюсь призером муниципального этапа краевого конкурса «Семь+Я»; 

   издан авторский сборник методических материалов из опыта работы, который широко распространен на муниципальном и региональном уровнях среди учителей и педагогов дополнительного образования;

   успешно реализую  интернет - проект  «Источник знаний»,  имею высокие показатели по различным темам;

награждена благодарственным письмом от министерства образования и науки Краснодарско края за достигнутые успехи в педагогической деятельности ;

имею благодарственное письмо ГБОУ Краснодарского края ККИДППО за представленный опыт работы по теме "Преподавание музыки в соответствии с требованиями ФГОС"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моё портфолио

   У каждого учителя есть копилка педагогического творчества, в которой собран материал из опыта работы. Хочу поделиться своим методическим материалом: разработками, сценариями, фотографиями, сказками, стихами и достижениями. Возможно,  моя небольшая творческая лаборатория поможет другим педагогам при проведении различных мероприятий, консультаций для родителей, уроков, часов досуга и т. д.  

 

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
в процессе игровой деятельности на уроках музыки

 

   Формирование художественной культуры у школьников как части духовной культуры – цель школьного художественного образования. В воспитании эмоционально-нравственного суждения личности учащегося о художественном произведении принадлежит и региональному компоненту, включенному в Федеральную программу по предмету «Музыка».

Музыкальное искусство Кубани за последний период ознаменовалось появлением новых стилевых направлений, форм и жанров, на основе музыкального фольклора народов, населяющих Кубань, и отражающее жизнь народа, его историю, отношение к природе, родному краю – малой Родине. Целью уроков музыки с использованием материалов регионального компонента является формирование интереса к музыкальной культуре своего края: казачьему фольклору, творчеству профессиональных и не профессиональных композиторов Кубани. При изучении любого тематического материала, предусмотренного программой Д.Б. Кабалевского, можно включать произведения кубанских авторов. Например, в темах – композитор, исполнитель, слушатель; песня, танец, марш – учащиеся могут познакомиться с инструментальными произведениями профессиональных композиторов Кубани: Ю.Симакина, Г. Селезнева, в Магдалица, Б. Целковникова, В. Малюченко, В. Волченко… А песенное творчество и вокальная музыка Г. Пономаренко, Г. Плотниченко, В. Захарченко как нельзя лучше подойдет к темам пятого класса: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Пейзаж в музыке»…

Включая в программу вокальные, инструментальные произведения кубанских композиторов, народного фольклора, учитель решает нелегкую задачу: помочь современному школьнику, не замечающему художественной ценности народной музыки, сформировать интерес к ней путем постепенного овладения необходимыми навыками эмоционально-образного восприятия. Причем изучение музыкальной культуры Кубани с западноевропейским и отечественным искусством учителю приходится решать в сравнительно-сопоставительных связях. И, конечно же, конечной воспитательной целью является: развить музыкальный вкус ученика, расширить круг его эмоционально-образных впечатлений, воспитать чувство патриотизма. А основные методы обучения (словесный, наглядный, практический) помогут решать эти архисложные задачи.

Воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения в рамках гуманитарного образования является на сегодняшний день особенно актуальным. Мы живем во время бурных социальных и политических перемен в обществе, в условиях фундаментальных изменений ценностей и установок в образовании и духовном воспитании подрастающего поколения. Несостоятельность традиционной парадигмы мышления не вызывает сомнения.

Чтобы сменить старую базу мышления и приобрести новый взгляд на мир, необходимо достичь глубоких изменений как в этическом отношении человека к миру, так и в виде психологических потребностей. В связи с этим все более актуальным и значимым становится вопрос непосредственного приобщения детей к искусству, музыке. На современном этапе это невозможно без обретения высокого духовного чувства, без изменения характера деятельности самого педагога, изменения педагогических технологий, ориентированных на личностно-деятельный подход в образовании. Художественно-творческое начало в многопрофильной педагогической деятельности современного учителя музыки проявляется не только в умении интересно и увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, но и подбирать оригинальный дополнительный материал, находить интересную форму работы для реализации творческого потенциала учащегося, использовать новейшие технологии, инновационные методы обучения, педагогическую импровизацию.

Современное поколение учителей музыки в определенной степени опирается на концепцию музыкального воспитания выдающегося музыканта-педагога, композитора Д.Б. Кабалевского, которая способствовала не только созданию яркого, эмоционального урока музыки, но и воспитанию самого учителя как человека творческого, способного «свободно маневрировать в рамках тематического построения программы, активнее подыскивать музыкальный материал».

Учитывая, что один из важных принципов проведения уроков музыки в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях является их увлекательность, в основе которой связь музыки с нашей окружающей средой, мы в своей практической деятельности стараемся так строить урок музыки, чтобы он позволял раскрывать серьезные вопросы искусства на доступном детям уровне, обогащал учащихся новыми впечатлениями, знаниями о музыкальной культуре Кубанского края. Например, в третьем классе, благодаря расширению рамок темы «Музыка моего народа», становится возможным включение большого количества музыкальных произведений композиторов Кубани для различных видов деятельности. Прежде всего, надо назвать многочисленные образцы музыкального фольклора, как аутентичные (подлинные), что позволяет расширить познания в области музыкальной культуры Кубани с помощью увлекательного вида деятельности – музыкально-дидактических игр. Уроки музыки представляют совокупность последовательных взаимосвязанных этапов различных видов музыкальной деятельности, которые в свою очередь тесно взаимосвязаны с такими видами искусства, как изобразительное, театральное, драматизация и импровизация, пластическое интонирование и др.

На каждом этапе урока постоянно происходит встреча с такими видами искусств. Часто это происходит в процессе игровой деятельности, воспитательное значение которой общепризнанно. В результате игровой деятельности у школьников (особенно учащихся младших классов и дошкольников) формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой учебной деятельности.

Игровая деятельность последовательно включается в этапы урока, что позволяет более полному раскрытию творческого потенциала учащихся, так как она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Можно долго и назидательно рассказывать учащимся о прослушанной музыке, описывая образ и характер персонажа, используя все средства выразительности, и все таки мало затронуть чувства ребенка. К тому же, исполненный единственный раз отрывок из того же балета или оперы, может быть вообще недоступен для восприятия, что будет иметь отрицательное влияние на психическое воздействие. Но вот учитель предложил в жестах, мимикой, в движениях передать характер сказочного персонажа (слушание фрагмента «Шествие царя Гороха» из балета «Конек-горбунок», муз. Р.Щедрина), затем предложил литературный художественный образец с игровым приемом – появления сказочного царя Гороха:
Царь:

В сказке злым я раньше был,
Очень золото любил.
Даже конюха Ивана
Я чуть-чуть не погубил!
Но не все цари плохие,
Я исправился, друзья,
Есть другие интересы,
Между прочим, у меня.

Тут же замечается оживление, яркое, эмоциональное восприятие увиденного и услышанного. Учащиеся с желанием выходят показать и обыграть образ царя, услышанный в музыке, сравнивают портрет царя в музыке Щедрина и, появившегося перед ними, в лице одноклассника. Оказывается, второй «царь» не такой уж и злой, а даже очень благодушный и восприимчивый к музыке. В свою очередь «царь» дает ещё одно интересное творческое задание:

Я в любое время года
Получаю наслажденье.
Прозвучит сейчас отрывок
Угадайте настроенье.
Предлагаю время года
Вам, ребята, угадать,
После слушанья картинку
Мне с пейзажем показать.

Учащиеся раскрывают характер, выявляют настроение, средства выразительности: динамические оттенки, ритм, тембр, регистр, называют музыкальные инструменты.

В ходе урока музыки очень важно следить за психологической нагрузкой в процессе однообразных видов музыкальной деятельности, следовательно, чередовать различные виды и этапы, включать ритмические и пластические этюды, музыкальные разминки с двигательным показом. Хорошей разминкой может служить музыкально-дидактическая игра «Веселые музыканты», в которой сочетаются различные виды деятельности: ритмический показ, слушание, пластическое интонирование.

В процессе слушания пьесы Д.Кабалевского «Клоуны» учащиеся младших классов эмоционально реагируют на появление двух костюмированных клоунов и с удовольствием вместе с ними повторяют веселые движения или придумывают свои. После такого слушания буквально на следующий день «музыкальная выставка» существенно пополняется детскими творческими работами. Клоуны вместе с учащимися на уроке могут слушать различные произведения, давать свои творческие задания, оценивать работу на уроке, участвовать в импровизациях и двигательных показах.

Объяснение в игровой форме содержания любого музыкального произведения оживляет его восприятие. Мастерство учителя и будет заключаться в том, чтобы творчески к этому подойти. С помощью музыкальной гостиной ребята открывают для себя имена известных композиторов и музыкантов. Музыкальные игры помогают росту собственных впечатлений и переживаний, способствуют формированию творческих способностей, которые ярко проявляются именно в игровой деятельности. Например, в процессе слушания музыки обращается внимание учащихся на чувства, переживания, настроения композитора, которые он испытывал при создании конкретного музыкального произведения. С помощью музыкально-игрового теста «Угадай настроение» учащиеся выражают чувства и переживания, отвечают на вопросы музыкальной анкеты, составляют небольшие рассказы, сочиняют стихи, созвучные содержанию прослушанного музыкального произведения.

С давних пор у казачьего народа такие чувства как радость, счастье, восторг выражались пением, музыкой и пляской. В них сконцентрирована мудрость, проявляется душа народа, его история, быт. Слушая музыку, ребенок возвращается в события прошедшей жизни, вспоминает любимые в прошлом предметы, игрушки, близких людей. Минуя предметные формы, народная музыка в отвлеченном, обобщенном виде отражает отношение к миру, мировосприятие, взятое в единстве эмоционального и рационального начал.

Музыка постоянно рождает в ребенке желание выразить свое состояние в движении. Движение иногда помогает полнее воспринимать целостность музыкального образа. Слушая музыку нашего кубанского композитора Г. Кеворкова (фортепианный цикл «Матрешки», «Марш матрешек», «Хоровод») дети изображали в пластическом этюде смешных, немного неуклюжих деревянных кукол, передавая характер музыкальных пьес. Принципу моделирования процесса творчества созвучен принцип создания самими детьми того или иного танцевального движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания. Пластическое интонирование – один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой выражения эмоционального содержания произведения. Например, слушая пьесу В.Целковникова «Танец у ручья» учащиеся с помощью жестов, мимики передавали журчание, переливы ручья, как подсказывал характер звучания.

Игра-драматизация на уроках музыки является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями, которая часто организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, где все услышанное в музыке воспроизводится «в лицах», при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимики, позы, движения.

Игра на уроке позволяет учить детей доказывать, спорить изображать, сочинять, проявлять скрытые возможности и творчество. Поэтому на уроке постоянно царит радость сотворчества, так как дети открывают для себя новый мир, познают нечто необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными.

 Педагогическое эссе

 «Я - учитель»

или размышление на тему  «Симфония педагогического успеха»

             (Плахута Ольга Викторовна, учитель музыки  МБОУ СОШ № 7  ст. Воронежская)

 

Не хочу себе доли другой,

В школе просто учителем стала.

Музыкальной шагая тропой,

Я от песни своей не устала…

 

    «Вокруг тебя, дружок, целый океан ощущений.  Только вслушайся, всмотрись, почувствуй  и поймешь,  как прекрасен этот мир, волшебный мир искусства…»    Такими замечательными словами, кажется,  начнешь свои первые уроки музыкального воспитания,  и сразу все получится.  Сразу начнется успешное приобщение младших школьников к эстетическому и духовному  воспитанию,  музыкальной гармонии. Малыши сразу поймут, чего от них хотят, доставят много прекрасных минут   неиссякаемым родником ярких  творческих способностей и педагогу,  и своим родителям.  Но это, как оказалось, далеко не так, и приобщение школьников к  моему любимому предмету,  искусству музыки, длительный процесс, бесконечный поиск ответов на вопросы «как учить?», «зачем учить?»  и наконец,  «как научить?».  Учитывая то, что в классах  все ученики разные не только по психическому, физическому, умственному развитию, но и по восприятию, пришлось пересмотреть полностью свою методику преподавания  и обратиться к источникам с методическими рекомендациями ведущих специалистов в области искусствоведения, музыкальной методики  и педагогики. Но и это мало что изменило в процессе приобщения младших школьников к «большому»  искусству. На  последующих  занятиях мне  пришлось столкнуться с такими проблемами, как невнимание, быстрая утомляемость, баловство, нежелание вслушиваться, что по существу должно было бы сильно ударить по рукам и отбить всякую охоту вести занятия по излюбленной схеме с общеизвестными целями, принципами и задачами. Я даже стала задумываться, правильно ли  выбрала свой жизненный путь?  Но не могла показать слабость мимолетных неудач и сомнений. Ведь в моей судьбе существенную роль сыграл образ моего дедушки, который был настоящим педагогом, учителем с большой буквы. Он часто твердил: « Никогда не отступай от выбранной цели. Ты будешь хорошим учителем, я это вижу». После этих слов на память приходят  строки собственного сочинения:

Об учителе многое сказано,

И в  профессии есть, чем гордиться.

Я считаю, и жизнью доказано,

Что учителем надо родиться.

Научить малышей несмышленых,

Как познать этот мир необычный.

Сделать добрых и в школу влюбленных,

«Человечков» в дальнейшем отличных!

Да, эти человечки заставили меня быть и артисткой, и певицей, и клоуном, и «царевной - Несмеяной». Пришлось составлять авторские программы, пересмотреть систему приобщения к музыкальной грамоте младших школьников, составлять нестандартные конспекты уроков. Но все равно впереди было много проблем и неудач. Некоторые ученики никак не хотели понять, что от них требуется, продолжали отвлекаться на уроке, особенно на четвертом, когда уже преобладало состояние усталости. В душе злилась на нерадивых учеников. Хотелось, чтобы все чувствовали и переживали музыку, песни известных композиторов, баллады и симфонии так же,  как и я, их педагог. Но мне никак это не удавалось. Обязательно кто-то из баловников начинал отвлекаться сам и мешал слушать другим. Конечно, педагогика  обязывает  нас, педагогов,  воспринимать учащихся  такими,  какие они есть.  А  каждого ученика следует рассматривать   как индивидуальную личность.  Но  как быть, если одни учащиеся схватывают все на лету, а другие нуждаются в неоднократном повторе, дополнительном объяснении?  И что делать, если некоторым совсем не нравится петь, или участвовать в театрализованном представлении?  Отсюда главной целью для меня стала  следующая: создать каждому ученику комфортный темп работы с дифференцированным и индивидуальным подходом. И, что особенно важно для каждого занятия, создать ситуацию успеха. Не скупясь поощрить самого слабого и критично подойти к самому успешному.  Если ученик  не получает удовольствия от различного вида искусства, любое приобщение к театру или песенному творчеству, или ритмическим этюдам, становится тягостным времяпрепровождением, что приводит к средним результатам.  В связи с этим возникают определенные сомнения в существовании какой-то определенной методики или стандартных методов решения всех этих педагогических проблем. На помощь, как нельзя,  кстати,  пришла система ФГОС, когда при системно-деятельном обучении создаются условия для проявления познавательной активности учеников.Совместно с учениками я стала обсуждать план урока, готовить дидактический материал, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, выбирала формы работы, наиболее приемлемые для восприятия, что помогало впоследствии пробудить мыслительную деятельность и музыкальные способности,  а также желание познавать этот прекрасный музыкальный мир. Мне стало самой интересно учить и познавать все совместно с моими учениками. Я словно открывала все впервые, как «первоклашка».  Сомнения по поводу правильно выбранной профессии учителя музыки развеялись в прах. Особенно нравились уроки «открытия» нового знания. Появилось большее пространство для развития собственного творчества. Особенно понравилось моим младшим школьникам, когда на уроке музыки я сообщила, что сегодня учиться мы не будем, а побываем на болоте у черепахи-учителя музыки. Я представить себе  не могла, что такая форма урока  как  «открытие нового знания», сможет в корне изменить отношение к моему предмету самых непослушных «неумеек» и почемучек. Все без исключения подражали лягушатам, переживали за учителя, который не дождался нерадивого ученика-лягушонка. Все  «гудошники»  разом научились хорошо интонировать распевки, запомнили  ноты по новой системе обучения   музыкальной грамоте. Вместе мы пришли к выводу, что заниматься музыкой - это не только интересно, но и полезно.  Таким образом,  реализовывались такие важные цели как:

 деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

   Ненавязчиво были созданы на уроке условия для возникновения внутренней потребности «хочу», установлены тематические рамки учебной деятельности «могу», в сущности,  урок  по тематическому планированию по новым стандартам  доставил удовольствие те только мне, но и моим ученикам. Теперь все свои уроки я стала проводить по-новому, включая элементы интеграции, здоровьесберегающие технологии, музыкально-дидактические игры.  

   Для меня стало традицией проводить мониторинги  успешного овладения необходимыми навыками музыкального и театрального искусства каждого учащегося, что позволило по мере его индивидуальных способностей распределить роли при постановке целей уроков, внеклассных занятий, при разучивании  музыкальной пьесы, ритмического этюда или спектакля. Каждый ученик без исключения получил возможность проявить свои посильные возможности и способности. И что особенно важно, при проведении  открытых уроков и мероприятий такая организация специфических возможностей  поставила  перед учащимися важную цель: проявить себя с лучшей стороны, стать настоящим исполнителем любой незначительной роли,  так как на него направлены оценивающие взгляды педагогов и товарищей,  и  самое главное, любящие и все принимающие сердца родителей.

   Мои уроки музыки объединяют все виды искусства, дают возможность детям проявить себя творчески, вызывая при этом эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительного и художественного образа, это именно то, без чего вообще немыслима жизнь, что позволяет в душе каждого воспитанника оставить в душе большое или маленькое открытие. И настоящий познавательный праздник возможен только при творческом участии всех и каждого. Это процесс сотворчества и открытия, где каждый ощущает себя настоящим актером и маленьким первооткрывателем. Как замечательно, что я стала учителем музыки! Да,  впереди еще много трудностей, интересных открытий, столько добрых дел. Возможно, все еще только начинается?  А пока я ощущаю себя счастливым человеком, потому что завтра ко мне прибегут мои малыши и спросят: «А когда будет урок музыки?»

 

 

 

                 

                             

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Для комплексов "Детский сад-начальная школа"
Литературное творчество
Музыка
Разное
Театральное искусство
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Музыкальное творчество
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: