Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника
методическая разработка на тему

Плахута Ольга Викторовна

  В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных  проблем.

  Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание настоящего гражданина своей Отчизны является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом, оно неотделимо от жизни человека во всем ее многообразии, от общества, культуры, места проживания, культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

  Из страны детства  мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.    Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, ценить  красоту окружающего мира, бережно относиться к  ценностям, создаваемым  искусными  и трудолюбивыми руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о духовном воспитании школьников 407.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

 «Роль семьи в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию»

Автор - Плахута Ольга Викторовна

C:\Users\фантазия\Desktop\100_6460.JPG

  В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных  проблем.

  Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание настоящего гражданина своей Отчизны является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом, оно неотделимо от жизни человека во всем ее многообразии, от общества, культуры, места проживания, культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

  Из страны детства  мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.    Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, ценить  красоту окружающего мира, бережно относиться к  ценностям, создаваемым  искусными  и трудолюбивыми руками.  Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и как можно раньше.

      Проблеме духовно-нравственного воспитания в нашей школе отводится особая роль. Известно, что первый жизненный опыт  ребенок получает в семье, и именно семья является главной составляющей тех ключевых ценностей, которые раскрываются в системе нравственно-духовных представлений. Поэтому при составлении перспективного планирования по духовно-нравственному воспитанию нами была учтена важная роль семьи.   Родители - наши верные помощники. В любом школьном и внеклассном мероприятии ощущается неоценимая помощь мам и пап. Выбор темы мероприятий варьируется в зависимости от детских приоритетов, потребностей, вкусов и идеалов.

C:\Users\фантазия\Desktop\100_5619.JPG

Издавна считалось, что сказки и легенды способны сильно воздействовать на нравственную и эмоциональную сферу ребенка, мы взяли это за основу и начали плодотворную работу. Во-первых, был составлен сценарий, который мы разрабатывали совместно с детьми и родителями. Детский коллектив разделился на группы: режиссеры, декораторы-оформители, костюмеры, актеры и зрители. Родители присутствовали на репетициях, делали свои замечания, вносили предложения.  Все нюансы учитывались. Мамы шили костюмы, папы помогали конструировать маски. Режиссеры помогали в постановке музыкальной сказки, актеры изо всех сил старались проявить свои незаурядные способности. На протяжении всей подготовки к долгожданной постановке чувствовалась огромная совместная помощь семьи и школы. Дети радостно заметили, что у нас получилось действительно «СЕМЬ+Я».  Всем очень понравилась сказка на новый лад по мотивам русской народной сказки «Репка», главной мотивацией которой  послужила неоценимая роль семьи, с ее  очевидными заблуждениями и в конечном итоге  солидарности и единства в решении важной проблемы. Сказка с успехом прошла  на одном из родительских собраний.  Ее  посмотрели  и прослушали много раз в младших и старших классах. У ребят появилась потребность закрепить успех, достичь новых вершин неисчерпаемого детского творчества. Опять с помощью родителей создавался очередной замысел новой музыкальной  сказки, готовились костюмы и маски, была создана целая мастерская совместного творчества.

C:\Users\Public\Pictures\Kodak Pictures\2010-12-07\100_2541.jpg

Сценарий сказки «Репка на новый лад»

Автор - Плахута О.В.

В гости к нам  опять пришла

Всем знакомая семья:

Справа - дедка, слева  – бабка,

С ними  внученька - Агатка.

Рядом Жучка, Кошка, Мышка -

Темно-серая крепышка.

Дед три класса только кончил,

Только голову  морочил:

Ведь учился кое-как,

По труду имел «трояк».

Бабка школу не кончала,

Но учебу уважала,

Даже внучку поучала,

Чтоб учебу уважала,

Чтобы умненькой росла,

Знаний  больше запасла.

Внучка пару выражений
Говорит без возражений:

-Хай! Кам хеа! - так кричит,

Вся семья стрелой летит.

Жучка, глядя на окошко,

Только лаяла на кошку,

Но учиться не хотела,

Говорит, что надоело.

Мурка тоже не училась,

Лишь хвостом своим гордилась

И умела сладко петь,

Любо-дорого смотреть.

Ну, а мышка - та в подполье

Начала по доброй воле

Все науки изучать,

На досуге пресс качать,

Информатику любила,

Даже в колледж поступила

На спортивный факультет.

Ну, смотрите. Вышел дед,

В землю что-то обронил-

Видно, репку посадил.

Дед: Ты на радость нам расти,

Вкусной кашей угости!

(репка растет)

-Ай да репа, вот так диво!

Велика,  сладка, красива.

Не осилить в одиночку.

Эх, не дал Господь сыночка.

Баба: Что-то  ты не то бормочешь,

Помогу тебе, коль хочешь.

(пробуют тащить репу)

Дед: Нет, сидит, как и сидела,

Видно, ты с утра не ела,

И не делаешь зарядку.

Так и быть, зови Агатку.

Баба: Где ты, внученька моя?

Агатка: Всем приветик! Вот и я!

Неужели я должна

Репку дергать  вам с утра?

Мне гулять уже пора,

В школе так перетрудилась,

На уроках утомилась.

Надо Жучку вам позвать,

Репку дергать помогать.

Столько хлеба зря съедает

Даже гавкать забывает

Жучка: Я помочь всегда готова,

А дадите миску плова?

Агатка: Может, лучше хворостину?

Подставляй, собака, спину!

Бабка: Да не спорьте, вы  ж – друзья!

Ну, цепляйтесь за меня!

Жучка: Эх, не вытянуть нам репку.

Вот сидит, зараза, крепко!

Мурку надо нам позвать,

Хватит ей на печке спать!

Ну-ка, Мурка, отзовись!

Дергать репку торопись!

Мурка: Я давно уже пришла.

В шерстке пару блох нашла.

Что тут вытащить вам надо?

И какая мне награда?

Репы вашей я не ем,

Вот за рыбку -  нет проблем!

Сразу с репкой помогу (пробует тащить)

Ох, устала – не могу!

Чуть живот не надорвала!

Агатка: Ты бы мышку нам позвала.

Может, даст какой совет?

Мышка: Всем вам дружеский  привет!

Мне ясна проблема ваша:

Все: захотелось с репой каши,

Но не вытащить никак

Мышь: Надо действовать вот так:

Друг за дружкой встать вам нужно

И тащить всем вместе дружно.

Дружба сможет нам помочь!

Ну а лень прогоним прочь!

Друг за друга  взялись крепко,

Вот и вытащили репку!

    Разнообразие сказок, музыкальных инсценировок позволило решить целый ряд задач по духовно-нравственному воспитанию. Вскоре во многие семьи вошел давно забытый ритуал семейного чтения. Дети и взрослые читали сценарии на семейных вечерах, делились впечатлениями.

    Исходя из традиционных методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат собственным примером, а уже потом наставлениями и поучениями. Домашнее  чтение, совместные репетиции не только обогатили  детей и родителей знаниями о семейных ценностях, послушании, совести, о добре и зле, чистоте отношений, но и сблизили две важные составляющие современного общества,  семью и школу.

C:\Users\фантазия\Desktop\100_5639.JPG



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Показать родителям  значимость  духовно  -  нравственного   воспитания  детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраня...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Сообщение на общешкольном родительском робрании....

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»  ...